РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Аккорды русской души

Информационный классный час (презентация)
«Аккорды русской души»
Составитель: Балашова Е.В.
Цели: познакомить детей с традицией празднования на Руси ярмарки; с русским фольклором, играми, развлечениями;
воспитывать любовь к Родине, русскому народу, его традициям;
развивать кругозор, речь, чувство коллективизма.
Оформление: воздушные шары, яркие платки.
Оборудование: костюмы Петрушки и Скомороха, забор с цветами, каравай, рушник, соль в солоничке, «Словарь русского языка» Ожегова, аккордеон, 2 микрофона.
Ход мероприятия:
1 слайд
2 слайд
Ведущий: - Сегодняшний наш разговор я хочу начать с вопроса: «Фольклор – что же это такое?» (Выслушиваются ответы детей)
3 слайд
Ученик 1. - Фольклор – это устное народное творчество: это русские народные песни, пословицы, поговорки, сказки, потешки, небылицы.
4 слайд
Ученик 2. - Из произведений устного народного творчества мы узнаём о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, как проводили свободное от работы время.
Ученик 3. - Русское народное творчество нам надо изучать для того, чтобы знать обычаи и традиции наших предков, свою культуру, чтобы быть культурными людьми.
Ведущий: - С некоторыми традициями русского народа мы познакомимся сегодня и продолжим знакомство на празднике в пятницу.
- В первые сентябрьские дни в деревнях выпекали первые караваи из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в красный угол избы.
5 слайд

Всем вам знакома песня… (Дети исполняют песню "Каравай", двигаясь в такт музыке.)
Как на осенние именины
Испекли мы каравай (ходят по кругу):
Вот такой вышины (взявшись за руки, подняли вверх),
Вот такой низины (садятся на корточки),
Вот такой ширины (взявшись за руки, расходятся широко по кругу),
Вот такой узины (все сближаются к центру)!
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Каравай мы вам подносим,
Кланяясь, отведать просим. (Девочка с караваем на рушнике обходит зал и угощает гостей.)
Вопрос из зала выкрикивает подготовленный ребёнок
- Елена Владимировна, а что же такое каравай и откуда взялась эта традиция?
6 слайд
Ведущий: - В роли каравая могут выступать различные хлебные изделия, например, большой пряник с украшениями, рыбный пирог. Каравай обычно круглой формы, реже кольцеобразной.
Круглая форма не случайна - каравай является символом почитания верховного бога, дарующего жизнь всему сущему, бога солнца - Ярило. Внутрь Каравая иногда запекают курицу, петуха, яйца, монеты для богатства, начиняют куриным, говяжьим, свиным мясом, пшенной кашей, сыром. На каравай помещают различные фигурки из теста (птичек, животных, жениха и невесту, ребенка, шишки, сердце, крест, солнце, месяц, звезды).
7 слайд
- Символика узоров свадебного каравая также имела постоянное значение. Веточка калины - символ любви, цветок со множеством лепестков в центре каравая - дети в семье, колоски или виноград - благосостояние и мир в доме, голуби символизировали супружескую верность. Опоясывают каравай ободом из теста, часто в виде плетеной косы, обвязывают белым полотенцем.
Особое значение придавалось и размерам каравая: он не должен быть слишком большим, чтобы не вызвать гнев богов хвастовством, но и не может быть маленьким - счастья в доме должно быть в меру, излишество так же вредит, как и недостаточность.
8 слайд
Ученик 4. Слава миру на Земле.
Ученик 5.Слава хлебу на столе.
Ученик 4.
Если мы хотим кого - то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С Уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Ученик 5.
С караваем соль подносим
Поклонясь, отведать просим:
-Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб - соль из рук.
Ведущий: - После того, как весь урожай зерна был собран, проводились ярмарки.

Вопрос из зала выкрикивает подготовленный ребёнок
- Елена Владимировна, а что же такое ярмарка?
9 слайд

Ведущий: - В «Словаре русского языка» Ожегова даётся такое определение: «Ярмарка – регулярно, в одном и том же месте и в одно время устраиваемый большой торг, с увеселениями, развлечениями (учитель определение зачитывает из словаря).
- На ярмарке есть главные действующие лица. Знакомьтесь с ними!
Петрушка:
-Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки да славные девчушки! Все садитесь поудобнее, кто на пенек, а кто на лавку, да не делайте давку! Представление начинается, ярмарка открывается!
Скоморох:
Вот вы где собрались!
Зазываю вас, друзья на базар сегодня я!
На славянский на базар
Показать лицом товар
Ну, что? Собрался народ? (Не слышу).
Очень хорошо!
Вас ждет много песен и шуток,
И веселых прибауток
Собрались мы позабавиться да потешиться,
Пошутить, да ума разума со дна зацепить.
10 слайд
- Меня зовут Скоморох. В этом словаре про меня так написано: певец – музыкант, бродячий комедиант. А это мой друг Петрушка.
11 слайд
Петрушка: - Меня можно встретить на ярмарочных кукольных представлениях. Мы на ярмарке, затейники, без нас на ярмарке скучно и неинтересно будет. Мы и товар предложим и развеселить вас сможем.
Ведущий:
- Скоморох и Петрушка сейчас были зазывалами. Именно так начинались на Руси ярмарки.
Скоморох:
- Вот сейчас для всех для вас
Будет русский перепляс.
Кто станцует веселей?
Подходи сюда скорей.
12 слайд
Дети исполняют танец «Матрёшки»
Петрушка:
- Затей у нас большой запас
А для кого они? Для вас.
Как будем дальше продолжать:
Песни петь или играть?
13 слайд
ИГРА??????????????????????????????????????????????????????

Скоморох:
- А теперь друзья, подружки,
Вы послушайте частушки
14 слайд
Дети исполняют частушки (в лицейских платьях с атрибутами русского костюма)

1. Ой, ноги мои
Что мне делать с вами?
Для хороших, для гостей.
Пляшите вы сами.
2. Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад –
Сапоги мои лежат.
3. Ой, пол, провались.
Потолок, обвались
На доске остануся,
С частушкой не расстануся.
Петрушка:
- Были песни, были пляски,
А теперь послушаем сказку.
15 слайд
- Жили – были две гусыни. Вот и сказки половина.
Жили - были два гуся. Вот и сказка вся.
Ведущий: - Ребята, а как в русском фольклоре называют такие бесконечные
сказки?
15 слайд
- Их называют докучными сказками. И рассказывают их до тех пор, пока слушатель не заскучает.
Скоморох:
-Эх, ребята, где песня льётся, там легче живётся. Без корней нет дерева, без песни нет народа.
16 слайд
Ведущий:
- Русская народная песня «Как у бабушки козелок…». Исполняет Ермакова Аня.
Ведущий:
- Да!!!!!
Было много мастеров.
Что учились у отцов
Мастерству и песне,
Что певали вместе,
Про красивый сарафан,
Про узорчатый кафтан,
И про игры, и про смех.
Все делили и на всех!
Петрушка:
- Дорогие друзья, на этом мы с вами не прощаемся, а говорим: «До свидания!»
Скоморох:
- Увидимся в пятницу на осенней ярмарке пирогов.
17 слайд
Петрушка:
- Мы хотим вам пожелать,
Чтобы мир и покой был на Русской земле,
Чтобы праздники и ярмарки не переводились
И все на них веселились!
Ведущий:
-Будем же любить и хранить свою землю, как наши славные предки, которые и меч в руках держать умели, но также хорошо плясали и пели!
Русскому роду – нет переводу!
Всего комментариев: 1
avatar
1 Ishina • 10:16, 05.08.2011

Уважаемая Елена Русанова !
Тема фольклора, всегда будет интересна и познавательна для детей. Задача взрослого поколения привить знания, передать традиции, обычаи и культурные ценности молодому поколению, чтобы не утратить нравственный облик и историческую память наших предков.
Материал, представленный в виде статьи, очень интересен, но есть некоторые вопросы. В статье указаны слайды - это подразумевает - презентацию, но она не представлена. Интересно что на этих слайдах? Было бы хорошо, напротив пронумерованных слайдов, указать краткую информацию содержимого этих слайдов, ну или представить саму презентацию и разместить ресурс, как внеклассное мероприятие.
Так же, в слайде № 13, указана - Игра. У славянских народов много всевозможных игр. Какая игра предложена в этом мероприятии?
В целом, сценарий понравился. Спасибо автору - Балашовой Елене Владимировне! С уважением, Н.Н. Ишина.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены