РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«МИР изменчивый и постоянный» 3 класс Внеклассное чтение, сольфеджио, живопись. Тема: Образ весны в литературе, музыке и живописи на при

«МИР изменчивый и постоянный»
3 класс
Внеклассное чтение, сольфеджио, живопись.
Тема: Образ весны в литературе, музыке и живописи на примере стихотворения С.А. Клычкова "Ранняя весна"
Составитель: Русанова Елена Викторовна

Цель:
● познакомить обучающихся с творчеством С.А.Клычкова, учить анализировать содержание лирического произведения;
Задачи:
образовательные:
● формировать умение анализировать ритмический рисунок стихотворения и определять его размер;
воспитательные:
● способствовать воспитанию у младших школьников любознательности,
наблюдательности;
● воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения литературы и искусства.
развивающие:
● развивать навык правильного и выразительного чтения, речь, чувство ритма, воображение;
● развивать творческое воображение, речь;
● учить сравнивать, обобщать, делать выводы.

Ход урока:

Эмоционально-художественный уровень (погружение в тему)

- Сегодня у нас необычный урок, проведем его вместе с учителем музыки.
А почему мы решили так сделать, вы скажите чуть позже, когда прочтете эпиграф к нашему уроку.

“Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный”
Ульям Шекспир.

- Как вы понимаете это высказывание?
- Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ.
- Давайте вспомним, а кто еще помогает нам создать тот или иной образ?
- Нам помогают еще и художники.

Философско-эстетический уровень
- Вспомните репродукции, каких картин мы рассматривали на прошлом уроке литературного чтения?
- Репродукции О. Ренуара “Лягушатник” и К. Моне “Сена у Буживаля”.
- Образ, какого времени года создали эти художники?
- Они создали образ поздней весны.
- Какой образ весны предстал перед французскими художниками импрессионистами?
- Светлый, чистый, воздушный, легкий.
- Удалось создать образ весны художникам?
- С помощью чего передают этот образ весны художники?
- Они старались передать игру света-тени, своей необычной техникой, точечного мазка, художники хотели передать необычные оттенки природы.
(Задача импрессионистов - передать движение и ускользающий миг. Показать мир изменчивый и постоянный. Для этого они отказались от смешанных цветов, писали чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками. Нужный тон достигался оптическим смешением красок во время созерцания картины).

- Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла и достойна того, чтобы о ней было рассказано. О весне много создано произведений искусства - музыки, стихотворений, картин.
– Послушайте замечательный романс С.Рахманинова на стихи Ф.И.Тютчева «Весенние воды», и ответьте на следующие вопросы:
– О каком времени года идет речь?
– Какие средства использовал композитор в музыке для отображения данного времени года? (Мажорный лад, непрерывное движение звуков мелкими длительностями, высокий подвижный женский голос – сопрано).

(Показ портретов С.Рахманинова и Ф.И.Тютчева)
После прослушивания дети дают ответы на поставленные вопросы.

Логически-понятийный уровень

– Мы рассмотрели образ весны, который создали художники, музыканты. Сегодня на уроке мы рассмотрим, как тема весны представлена в творчестве С.А.Клычкова на примере стихотворения «Ранняя весна».

Сергей Антонович КЛЫЧКОВ (собств. Лешенков)

(1889–1937, по др. данным 1940)
Клычков (настоящая фамилия – Лешенков) Сергей Антонович (1889-1940), поэт, прозаик. Родился 1 июля (13 н.с.) в деревне Дубровке Тверской губернии в семье сапожника. Учился в сельской школе, тогда уже "пописывал стишки". Позднее прошел курс обучения в Москве в училище И.И.Фидлера. В 1906-1908 начинает публиковать свои стихи ("Мужик поднялся", "Вихрь", "Гимн свободе" были опубликованы в альманахе "На распутье" в 1906). В 1908 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, учился вместе с С.Соловьевым, оказавшим определенное влияние на Клычкова. В этом же году был в Италии, где познакомился с М.Горьким и А. Луначарским.
В 1911 в Москве вышел первый сборник стихотворений Клычкова "Песни" имевший большой успех у читателей, критиков, а главное, у мастеров поэтического цеха. О поэзии Клычкова писали Н.Гумилев, В.Брюсов, М.Волошин. В одном из его писем этого времени есть такие слова: "Я знаю теперь, что у меня талант... Только в этом для меня соль и значение моей беспутной жизни!"
В 1913 выходит второй сборник "Потаенный сад", встреченный так же восторженно, как и первый. Тогда же он познакомился с С.Есениным, дружба с которым продолжалась многие годы. Впоследствии они были соавторами нескольких произведений – "Кантаты", киносценария "Зовущие зори" и т.д.
Первая мировая война меняет жизнь Клычкова. Он призван в армию, служит на Балтике, затем в школе прапорщиков в Финляндии. В гражданскую войну поэт дважды приговаривался к расстрелу: один раз махновцами, другой раз белыми. Случайно Клычков остался жив.
Революцию встретил с восторгом ("Как не петь и не молиться..."). В 1918 выходит поэтический сборник "Дубравна", в 1919 – "Кольцо Лады", в 1923 – "Гость чудесный". Все эти и последующие сборники стихов говорят о плодотворности избранного им фольклорно-романтического направления.
После гибели С.Есенина активизировалась кампания нападок на крестьянских поэтов, она не миновала и Клычкова. Своей статьей в защиту поэзии "крестьянкой купницы" ("О зайце, зажигающем спички") он навлек на себя особое негодование борцов с "кулацкой литературой". В 1930 вышла его последняя книжка стихов "В гостях у журавлей", злобно встреченная критикой.
Клычков вынужден был заняться переводами. В 30-е годы выходят его переложения эпических произведений народов СССР. В сборник избранных переводов Клычкова "Сараспан" вошли марийские народные песни, произведения Г.Леонидзе, В.Пшавелы, А.Церетели и др.
В июле 1937 Клычков был арестован и вскоре (в октябре того же года) расстрелян. Посмертно реабилитирован.

– Подумайте, почему стихотворение названо «Ранняя весна»? Какие признаки наступления весны в природе описывает автор? Что изменяется с приходом весны? А что осталось неизменчивым, постоянным?

(Чтение стихотворения учителем наизусть).
С.А.Клычков
Ранняя весна
Сегодня вечером над горкой
Упали с криками грачи,
И старый сад скороговоркой
Будили в сумраке ручьи.
Церковный пруд в снегу тяжелом
Всю ночь ворочался и пух,
А за соседним частоколом
Кричал не вовремя петух.
Пока весь снег в тумане таял,
Я слушал, притаясь к окну:
В тумане пес протяжно лаял
На запоздавшую луну…

– Что вы почувствовали, когда слушали стихотворение?

Вторичное чтение стихотворения обучающимися (про себя).

– А теперь давайте внимательно прочитаем текст стихотворения и поразмышляем над его содержанием; представим себе картину, описанную автором.

Выборочное чтение.
– Прочитайте строки, в которых говорится о том, в какое время суток происходит действие.
– От какого лица ведется повествование? Докажите словами из текста.
– Где рассказчик видит описанную картину?
– Что он видит? Какие звуки он слышит? (Прочтите).
– Что сказано о ручьях?
– Каким вам представляется пруд? Какой художественный прием использовал автор?
– Почему петух кричит не вовремя, по мнению автора?

Словарно-лексическая работа
Частокол – изгородь из заостренных колышков.

– Почему рассказчик слушал, притаясь?
– Как вы считаете, почему стихотворение заканчивается многоточием?
– Какие художественные приемы использовал автор в этом стихотворении? Приведите примеры. (Эпитеты, метафоры, олицетворение).
– Какие чувства передает автор?
– Когда поздно вечером все засыпают, наступает тишина и покой. Почему же в этом стихотворении все персонажи ведут себя беспокойно? Что не дает им уснуть? (Наступление весны.) В природе происходят изменения.
- А что остается постоянным?
– Какое состояние природы нужно передать при чтении?

Упражнение в выразительном чтении стихотворения
Анализ чтения стихотворения учащимися.

Логически-понятийный уровень
Сольфеджио и литературное чтение

– Как вы думаете, для чего мы изучаем ритм стихотворения?
- Стихотворения помогают услышать ударные и безударные слоги, осознать протяженность слогов и их соразмерность. Ритм разных слов передаётся с помощью нескольких групп длительностей. Из них складывается ритм стихов и песенок точно так же, как дом строится из отдельных кирпичиков. Эти ритмические группы получили название РИТМОБЛОКИ. Когда композитор выбирает какое-либо стихотворение для своей новой песни или романса, он в первую очередь обращает внимание на мелодику слова (поддаются ли слова распевам), расставляет ударение (мы это называем выделением сильной доли). Затем у него вырисовывается размер, который становится основным размером нового романса. И кто знает, ребята, может быть кто-то из вас станет композитором и будет писать музыку для песен и романсов, а я буду исполнять на уроках сольфеджио ваши произведения.

Сольфеджио

– Дайте определение понятиям, которые помогут нам в работе над ритмом.
На доске таблица с терминами:
Размер Ритм
Такт Тактовая черта
Затакт Лад

Размер – это две цифры, которые ставятся после ключа. Верхняя цифра обозначает, сколько долей в такте, а нижняя – какими длительностями выражены эти доли.
Такт – это расстояние от одной сильной доли до следующей.
Тактовая черта – это вертикальная черта, которая ставится поперек нотного стана и разделяет такты между собой.
Затакт – это неполный такт, который начинается со слабой доли. Последний такт при этом тоже неполный, но он начинается с сильной доли. Если соединить затакт и последний такт, то получится полный такт.
Ритм – это чередование длинных и коротких длительностей в произведении.
Лад – это когда звуки ладят между собой во главе с тоникой.

Анализ ритма стихотворения С.А.Клычкова «Ранняя весна»
– С какой доли начинается первое слово стихотворения? (Ударение падает на второй слог, а это значит, что стихотворение начинается из-за такта.)
– Давайте попробуем поставить ударение в первых словах каждой строки. Все ли они начинаются с затакта? (В первом слове каждой строки ударение падает на второй слог. Значит, ритм каждой строки начинается с затакта).
– Какая длительность находится в затакте? (Восьмая).
– Продирижируйте и подберите размер к данному стихотворению?
– Сколько тактов будет в каждой строке? (3 такта).
– Рассмотрите карточки с ритмическими рисунками. Каждая карточка изображает один такт. Расположите их в нужном порядке.

На доске:



Правильное расположение тактов:
Сегодня вечером над горкой


– Проверьте, ритм второй строки такой же или отличается от данного?

Ритм второй строки отличается последним тактом.



(Аналогично проводится работа над ритмом следующих строк стихотворения).

– Проверьте, есть ли строки с одинаковым ритмическим рисунком? (Первая и третья строка, вторая и четвертая и т.д.).
– Какое настроение у этого стихотворения? Веселое, радостное или грустное, печальное? В каком ладу вы написали бы мелодию к данному стихотворению? (Мнение детей разделилось).
– Мы пришли к выводу, что мелодию к данному стихотворению можно написать и в мажоре, и в миноре.

Творческая рефлексия
- Вот и подошла к концу наша встреча с прекрасным. Я хочу отметить, что каждый из вас сегодня был настоящим своеобразным творцом.

- Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть произведения.

- Сегодня, когда вы будете идти домой, посмотрите на ожившую природу глазами С.А.Клычкова.

Живопись
- А сейчас мы "оживим" наш "Весенний пейзаж" (художники выходят к полотну).

Философско-эстетический уровень
– Что сегодня на уроке вызвало у вас особый интерес?
- С.Клычков писал стихотворения о весне, С.Рахманинов – музыку, художники изображали весну на своих картинах. Мы увидели, что в поэзии, музыке и изобразительном искусстве существуют удивительные возможности, для того, чтобы высказаться о любви к родной природе. Этот мир не вращается вокруг одной-единственной линии, он изменчив и постоянно обновляется. Каждый день что-то происходит, открываются все более удивительные и ранее неизвестные вещи!

Творческая рефлексия
Напишите мелодию к данному стихотворению в одноименных тональностях: Ре мажор – Ре минор.
Нарисуйте иллюстрацию к данному произведению (по желанию).


Учитель начальных классов: Русанова Елена Викторовна
Преподаватель сольфеджио: Капчинская Виктория Альбертовна
Преподаватель живописи: Бурмистрова Татьяна Анатольевна

«
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены