РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Личностно – ориентированный урок «Вектор успеха» Программа: «Планета знаний».

Личностно – ориентированный урок «Вектор успеха»
Программа: «Планета знаний».
Класс:3 «Б»
Учитель: Русанова Е.В.
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Разнообразие животных: Птицы
Тип урока: открытие нового знания.
Дата: 2011 уч.г.
Цели урока: Познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полету.
Развивать УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Задачи: Задачи
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия.

Личностные:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);
- планирование (составление плана, кластера выполнения задания в группах);
- прогнозирование (выдвижение гипотез о приспоблениях птиц к полету);
- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно);
- коррекция (соотнесения знания, "открытого" детьми, с выводом, данным в учебнике, заполнение таблицы ИНСЕРТ);
- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму).

Познавательные:
1.Общеучебные универсальные действия:
- формулирование темы урока;
- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения.

2.Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
- синтез как составление целого из частей;
- выбор оснований для сравнения;
- подведение под понятия, распознавание объектов;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- выдвижение гипотез.

3. Постановка и решение проблемы:
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
технология проблемно - диалогического обучения
технология продуктивного чтения
технология оценки учебных успехов
технология групповой работы.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Выбор отвечающего в зависимости от ведущего канала восприятия и воспроизведения информации
1.Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Выведение темы урока.

4. Первичное закрепление нового материала. Мыслительные операции.

5. Результат.

6. Рефлексия.

6.Физминутка

7. Выставление отметок.

8. Домашнее задание: - Чего Вы ожидаете от урока?
- Чем хотели бы заниматься?
- С каким настроением пришли на урок?
- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. Поиграем в зоологическое лото: с одной стороны карточки написано название группы животных, с другой стороны даны признаки новой группы животных. Ученик, отгадавший название группы, переворачивает карточку и читает новое определение.

1) Животные, состоящие из одной клетки.

2) Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями.

3) Животные с восемью конечностями, плетут паутину.

4) Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру.

5) Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру.

6) Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца.

- А другие группы животных есть?
- Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой надо разгадать:

а) Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут – вот беда,
Ему не снять их никогда.

б) И петь не поёт,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?

в) Скажи ты мне, какой чудак
И днём и ночью носит фрак?

- О ком мы будем говорить на уроке? На доске изображения гуся, страуса, пингвина.

- Как звучит тема урока в учебнике?
- Что значит изобретать?

- Почему пернатые?

- Попробуйте дать определение: птицы – это…

- А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете?
- Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше, чем другие летающие животные! Пикирующий на добычу сокол – сапсан развивает скорость до 300 км/ч, а в горизонтальном полете – до 110 км/ч.

- На какой вопрос мы должны ответить на уроке?

- А к чему должны были приспособиться птицы?

-Опираясь на картинки, выскажите ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы летать?

- Распределитесь в четыре группы по 6 человек. Вам помогут фишки разных цветов. Сегодня у нас будут группы зеленых, желтых, синих и оранжевых.

- Опираясь на текст учебника страницах 104- 105 и наглядные пособия (скелет, кости птиц, перья), в группах составьте список приспособлений, которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение».

- Какие правила работы в группах вам помогут выполнить задание?

- Составьте план выполнения задания.

- Кто может читать текст в группе?

- Время работы в группах 10 минут.

- В настоящее время африканские страусы – самые крупные птицы на нашей планете, бывают высотой до 2,7 метра и весом до 90 кг. Они вынуждены очень быстро бегать – до 30 км/ч, так как не могут летать.

- Почему крупному животному летать труднее, чем мелкому? (Работа групп, в результате которой вывешиваются списки приспособлений, которые сравниваются и уточняются в ходе проверки:

1. Чем тяжелее птица, тем больше усилий требуется для полета и для того, чтобы оторваться от земли. Поэтому у птиц легкий скелет. Вместо зубов – лёгкий клюв.
2. Некоторые внутренние органы уменьшены – чем тяжелее птица, тем сложнее летать.
3. Хорошо развиты полётные мышцы.
4.Сердце и легкие совершенны.
5. Благодаря им у птиц обмен веществ идёт быстро, поэтому птицы могут поддерживать постоянную высокую температуру тела, + 40, птицы – теплокровные животные.
6. Для полета нужна энергия, птицы запасают ее в жировых отложениях.
7. Крылья птиц – видоизмененные передние конечности.

Главное изобретение птиц – перья.)

- Почему перья играют такую важную роль в жизни птиц?

- Водные птицы, например гуси, смазывают свои перья жиром, поэтому вода не смачивает их, и птицы могут не только летать, но и плавать.

- Оценим работу групп. Что нужно было сделать?

- Какой вклад в список «изобретений» сделала каждая из групп? - Кто правильно назвал главное «изобретение»? - Почему работа в группе удалась? - Какие были трудности?

- Что происходит в жизни птиц весной?

- Кто ещё откладывает яйца при размножении?

- Дома вы выполняли задание 5 на странице 49 в рабочих тетрадях: что могло бы обеспечить детенышам, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников? Какой ответ выбрали?

- Сравните, в чем сходство и различие размножения пресмыкающихся и птиц. Что даёт забота о потомстве?

- Самки императорских пингвинов в суровых условиях антарктической зимы откладывают обычно одно яйцо. Только самоотверженная забота обоих родителей позволяет выжить птенцу.

- Что происходит в жизни птиц осенью?

- Рассмотрите рисунок на странице 107 в учебнике, какие из этих птиц оседлые, а какие – перелетные.

- Как вы думаете, с чем может быть связан отлет птиц?

- Назовите других оседлых птиц, которых мы можем встретить в нашей местности.

- Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы. Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у вороны И от холода нет обороны…(Н. Рубцов)

- Как можно помочь оседлым птицам зимой?

Физминутка - игра: присесть, если птица перелетная, хлопнуть в ладоши, если – оседлая. Воробей, грач, скворец, поползень, кукушка, ворона, голубь, стриж, синица, свиристель, клест, дятел.

- Рассмотрите рисунки на страницах 108 - 109 учебника: определите по внешнему виду птиц их образ жизни. Назовите приспособления к условиям обитания.

- Полезны или вредны хищные птицы?

- Одна сова за лето съедает 1000 мышей – полевок, а одна полевка за это время съедает 1 кг зерна.

- Самостоятельно выполните задание 4 на стр. 50 тетради: обозначь цифрами действия, которые могут выполнять эти клювы: 1- долбить, 2- ловить мелких рачков, 3- ловить ночных бабочек, 4- разрывать крупную добычу на части, 5- пить нектар, 6- носить рыбу, 7- разгрызать вишневые косточки, 8- ловить лягушек, 9- искать червей в сырой почве.

- Сверьте свои ответы с ответами на доске: дятел – 1, колибри - 5, дубонос – 7, утка – 2, козодой – 3, бекас – 9, орлан – 4, пеликан – 6, цапля – 8.

- Если вы в задании не сделали ни одной ошибки, вы выполнили задание на 5, 1-2 ошибки соответствуют отметке 4, 3-4 ошибки – отметке 3. Оцените свою работу по алгоритму:

1.Что нужно было сделать?
2. Полностью выполнена работа?
3. С ошибками или без?
4. Самостоятельно или с помощью?

- Задание сложное, поэтому давайте разберем, где возникли затруднения.

- Сделайте общий вывод, почему у птиц такие разные клювы?

- Где встречаются страусы, пингвины, гуси?

- Какой вывод можем сделать?

- Прочитайте вывод учебника на стр. 107, найдите предложение, в котором заключена главная мысль изучаемой темы.
- Дом.зад.
Представьте, что вы ученые - исследователи. На какой вопрос вы бы хотели получить ответ?

.

Простейшие.

Насекомые

Паукообразные

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Думаем, что мы не все группы животных изучили

Гусь

Страус

Пингвин

О птицах

Птицы (пернатые изобретатели)
Придумывать что-то новое, неизвестное ранее
Перья есть только у птиц.

Птицы – это пернатые животные, которые умеют летать.
Очень многие насекомые, большинство птиц, летучие мыши.

Какие приспособления нужны птицам для полета?

К воздушной среде.

Птицы должны иметь обтекаемую форму. У них должны быть крылья. Птицы должны быть сильными и лёгкими.

Ученики распределяются в группы в соответствии с выбранной фишкой.

Составляют КЛАСТЕР, заполняют таблицу ИНСЕРТ

Выбрать командира группы и хранителя времени. Говорить по очереди. Выслушать каждого.
Прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки, изучить наглядные пособия. Написать список. Принять общее решение. Поместить его на доске. Сесть на свои места.

Тот, кто хорошо читает, или читаем по очереди.

Перья позволяют опираться на воздух в полете, поддерживают высокую температуру тела даже в сильные морозы.

Написать список «изобретений» птиц, которые помогают им летать. Выделить главное «изобретение».

Оценивание работы групп командирами.

Птицы строят гнезда, откладывают яйца, насиживают их.

Насекомые, пресмыкающиеся.

Забота родителей может обеспечить детенышам, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников.

Большинство пресмыкающихся не заботятся о потомстве, и потому выживает очень мало детенышей. Многие птицы не только строят гнезда и насиживают яйца, но и долго опекают вылупившихся птенцов. Поэтому птенцы хорошо растут и чаще выживают.

Многие виды птиц улетают на юг.

Оседлые птицы: воробей, поползень, дятел. Перелетные птицы: кукушка, мухоловка, стриж улетают в теплые края, свиристель прилетает на зиму с севера.

С наступлением холодов пищи становиться все меньше и меньше.

Голубь, галка, ворона, синица, сорока, клест.

Устроить зимнюю кормушку: голубям и воробьям – хлеб, синицам – семечки, несоленое сало.

У древесных птиц острые когти, помогающие им лазать по деревьям. У наземных – длинные пальцы. У многих водных – лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания. У хищных – острый загнутый клюв и когти.

В природе все взаимосвязано. Истребление хищных птиц приведет к нарушениям в пищевых цепочках, к нарушению круговорота веществ в экосистемах.

3-5 человек оценивают работу вслух, затем остальные оценивают свою работу, рассуждая про себя по алгоритму.

Не знали, чем питаются некоторые птицы.

Форма клюва зависит от способа добывания пищи.

Страусы встречаются в Африке и в Америке, пингвины в Антарктиде, гуси по всему земному шару.

Птицы прекрасно приспособились к использованию воздуха и расселились по всему свету.

Птицы – лучшие летуны в животном царстве.
Андиашвили Г. (активен в первой половине урока, ведущий канал восприятия КИН, воспроизведения КИН)

Голяков Д. (ведущий канал восприятия КИН, воспроизведения КИН)

Костырина С. (ведущий канал восприятия ВИЗ-АУД, воспроизведения АУД- КИН)

Ли В. (ведущий канал восприятия ВИЗ-АУД, воспроизведения КИН)

(ведущий канал восприятия ВИЗ-АУД, воспроизведения КИН)

Жерненкова Е. (не вызывает трудность зрительно воспринятую информацию прокомментировать, рассказать, дать словесную характеристику)

Андиашвили Г. (активен в первой половине урока, ведущий канал восприятия КИН, воспроизведения КИН)

Голяков Д. (ведущий канал восприятия КИН, воспроизведения КИН)

Анущенкова С. (ведущий канал восприятия КИН, воспроизведения КИН)

Жерненкоа Е., Елец Я., Мальев А., Стецюк П. (ведущий канал восприятия АУД- КИН, воспроизведения КИН)

Анущенкова С. (не вызывает трудность зрительно воспринятую информацию прокомментировать, рассказать, дать словесную характеристику)

Назарьянц А. (ведущий канал восприятия АУД, воспроизведения КИН)

Елец Я. (ведущий канал восприятия АУД- КИН, воспроизведения КИН)

Быстренина Е. (ведущий канал восприятия ВИЗ, воспроизведения КИН)

Костырина С. (ведущий канал восприятия ВИЗ, воспроизведения КИН)

Назарьянц А. (ведущий канал восприятия АУД, воспроизведения КИН)





Задание, которое должны выполнить, заключается в следующем: читая текст, ставите на полях «пометки» ( «+» - новое, «-» - думал по другому, «?» - есть вопросы, «v» - уже знал) (работа ведётся в группе).

ИНСЕРТ (чтение с пометками)

«+» «-» «?»- есть вопросы «V»
Поставьте «+» на
полях, если то, что
вы читаете,
является для вас
новым Поставьте «-» на
полях, если то, что вы
читаете, вы уже знали
или думали, что знали Поставьте «?» на
полях, если то, что
вы читаете,
непонятно, или вы
хотели бы получить более подробные
сведения по данному вопросу Поставьте «v» на
полях, если вы уже
знали или думали,
что знали
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены