РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интересные задания по русскому языку для учащихся 4-5 классов

Задача №1 (ДА – НЕТ)

Вам предстоит согласиться или не согласиться с теми утверждениями, которые вы прочтёте.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5.

  1. В русском языке всегда написанные слова соответствуют их произношению. Чтобы показать произношение слова, используется особая запись, которая называется транскрипцией.
  2. В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие. Например, двумя разными словами бегемот, гиппопотам – называется одно и то же животное.
  3. Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Русский язык богат морфемами, то есть приставками, суффиксами, корнями, окончаниями. Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике.
  4. Большинство существительных изменяется по падежам, то есть спрягается. Отдельные группы существительных спрягаются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа спряжения. Спряжение существительных определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного.
  5. В прошедшем времени перед суффиксом – л – пишется та же гласная, что и в неопределённой форме.

Задача №2 (Крылатые выражения)

Вам предстоит соотнести фразеологизмы с их значением.

В ответе напишите букву соответствующую числу.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 7.

Задача №3 (Спрятавшиеся слова)

Во многих фамилиях известных отечественных и зарубежных писателей и поэтов «спрятались» слова, лексические значения которых представлены вашему вниманию.

В ответе следует написать «спрятавшееся» слово и фамилию писателя (поэта).

Например

Лексическое значение «спрятавшегося» слова: «орган обоняния, находящийся на лице у человека».

Ответ: нос – Носов.

Комментарий: рекомендуется использование любого издания словаря С.И. Ожегова (Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Швецовой. – М.: Русский язык).

  1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове для указания пути судам.
  2. Часть тела у птиц, насекомых, а также некоторых млекопитающих, используемая для полета.
  3. Подарок, пожертвование; способность, талант.
  4. Насекомое с жёсткими надкрыльями; ловкий человек, плут.
  5. Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством.
  6. Оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой.
  7. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.
  8. Мастер по выделке глиняной посуды.
  9. Железный заострённый толстый стержень, которым ломают, разбивают что-нибудь твёрдое.
  10. Человек, который занимается рыбной ловлей как промыслом.

Задача №4 (Буквомиксер)

Используя приём анаграммы, сказочные герои придумали псевдонимы.

Вам предстоит соотнести автонимы (настоящие имена) с псевдонимами (вымышленными именами), найдя пару каждому из них.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

Задача №5 (Сделай выбор)

Максимальное количество баллов – 5.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Выберите строку...

1. Все слова, в которой называют официальные языки ООН:

А) английский, арабский, немецкий, русский;

Б) английский, арабский, русский, китайский;

В) испанский, итальянский, русский, французский;

Г) испанский, английский, арабский, корейский.

2. В которой назван День русского языка, отмечающийся в России с 2011 года (Указ Президента РФ), и который является днём рождения великого поэта:

А) 8 октября (день рождения М.И. Цветаевой);

Б) 22 октября (день рождения И.А. Бунина);

В) 6 июня (день рождения А.С. Пушкина);

Г) 28 ноября (день рождения А.А. Блока).

3. Все слова, в которой называют летние виды спорта Олимпийских игр:

А) гольф, гребля академическая, фристайл, парусный спорт;

Б) конный спорт, художественная гимнастика, дзюдо, скелетон;

В) шорт-трек, биатлон, синхронное плавание, кёрлинг;

Г) тхэквондо, теннис, конный спорт, тяжёлая атлетика.

4. Все слова, в которой называют музыкальные инструменты:

А) жалейка, варган, йоухикко, дутар;

Б) мелофон, патефон, микрофон, аккордеон;

В) виолончель, канифоль, арфа, балалайка;

Г) контрабас, зурна, тесситура, гусли.

5. Все слова, в которой называют жанры кино:

А) комедия, драма, мелодрама, фантастика;

Б) джангл, детектив, аниме, фэнтези;

В) боевик, исторический фильм, вестерн, готика;

Г) приключенческий фильм, рококо, комедия, драма.

Задача №6 (Шифровка)

Олимпийцам и паралимпийцам посвящается

В качестве эксперимента дети, отдыхающие в лагере, зашифровывали программу Летних Олимпийских игр 2016 в Рио-де-Жанейро. Вместо букв они писали числа. Вам предстоит расшифровать названия летних видов спорта, вспомнив порядок букв в алфавите (например, буква Д в алфавите 5-я, а буква Ч 25-я).

В некоторых словах детьми были допущены ошибки (включая пропуски букв, дописывание лишних), вам же нужно написать абсолютно правильно.

За каждый правильный ответ (если одно из слов написано верно, а второе или третье неверно, балл не засчитывается) – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. 2, 16, 5, 14, 10, 15, 20, 16, 15

2. 2, 1, 19, 12, 6, 5, 2, 16, 13

3. 3, 6, 13, 1, 19, 17, 16, 18, 20

4.  2, 1, 18, 30, 2, 1 // 3, 16, 13, 30, 15, 1, 33

5. 4, 1, 15, 20, 2, 16, 13

6. 4, 18, 6, 2, 13, 33 // 15, 1 // 2, 16, 11, 5, 1, 18, 12, 1, 23 // 10 // 12, 16, 15, 15, 16, 31

7. 17, 18, 29, 26, 12, 10 // 15, 1 // 2, 16, 20, 21, 20, 6

8. 19, 10, 15, 23, 18, 16, 15, 16, 6 // 17, 13, 1, 3, 1, 15, 30, 6

9. 22, 21, 5, 2, 16, 13

10. 23, 1, 12, 6, 11 // 15, 1 // 20, 18, 1, 3, 6

Задача №7 (Оглянись!)

Все слова, здесь представленные, встречались вам в ходе выполнения олимпиады.

Ваша задача по лексическому значению определить, что это за слова, и написать их. Возможно, ответы, которые вы получите, помогут в чём-то скорректировать выполненные ранее задания (или убедить в собственной правоте).

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5.

  1. Зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозных санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух или четырёх заездов.
  2. Командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»).
  3. Финский и карельский традиционный смычковый инструмент. Для изготовления используется ель, сосна или берёза.
  4. Преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса (вокала) или музыкального инструмента.
  5. Хрупкое, стекловидное, аморфное вещество, с характерным роговистым изломом и стеклянным блеском от тёмно-красного до светло-жёлтого цвета.

Задача №8 (Детский лепет)

Корней Иванович Чуковский, исследователь детской речи, автор книги «От двух до пяти», считал маленьких детей стихийными лингвистами. В своей уникальной книге он собрал и проанализировал множество детских слов и выражений.

Вам предстоит соотнести слова, созданные детьми (либо же интерпретированные ими) и слова языка взрослых.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

Задача №9 (Перевёртыши)

Фаине Раневской и Году российского кино посвящается

В этом задании зашифрованы фильмы (в том числе и мультипликационные), в которых играла (озвучивала) роли великая актриса Фаина Раневская (1896 – 1984). Вам предстоит их разгадать.

Для того, чтобы это сделать, нужно «перевернуть» название, то есть выявить значение, противоположное тому, которое приводится в задании.

Например, вам предлагается определить, какой фильм Эльдара Рязанова прячется под заголовком «Зверь отвсюду».

«Перевернув» смысловое значение названия, поймёте, что это фильм «Человек ниоткуда».

За каждый разгаданный фильм – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

  1. «Осень»
  2. «Найдёныш»
  3. «Белоснежка»
  4. «Ближе – гром»
  5. «Внимание, внучка!»
  6. «Моська и канат»
  7. «Как помирилась Степанида Степановна со Степанидой Фроловной»
  8. «Зверь на свободе»
  9. «Роман-эпопея о крестьянине Лансате...»
  10. «Старик и Энгельссон»

Задача №10 (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

В каждом из восьми блоков представлены четыре лексические значения одного и того же слова (все слова взяты из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова).

Одно из лексических значений взято со страниц «Словаря русского языка», остальные – придуманы.

Ваша задача: выбрать верное в каждом блоке и назвать его.

За каждый правильный выбор – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 8.

1. Контаминация - это

А) Технический антракт во время спектакля театра оперы и балета.

Б) Величина, противоположная константе.

В) В языкознании возникновение нового выражения или формы путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-то сходных.

Г) Свободный выход жидкости из трубы под напором.

2. Копыл - это

А) Короткий брусок в полозьях саней, служащий опорой для кузова.

Б) Ночной зверёк, живущий в конюшнях.

В) Ветеринарная служба в кавалерийских частях русской армии XIX века.

Г) Кузнечный инструмент для прошивки отверстия в горячем металле.

3. Коринка - это

А) Летняя рубаха русского крестьянина.

Б) Сушёный чёрный мелкий виноград.

В) Глиняная смесь для керамической посуды.

Г) Название ирги в Псковской области.

4. Портшез - это

А) Род легкового переносного кресла, в котором можно сидеть полулёжа.

Б) Морской торговый порт.

В) Мастер по пошиву женских сумочек.

Г) Пасхальный подарок незнакомому человеку.

5. Молескин - это

А) Ученик художника.

Б) Малёк севрюги.

В) Тип легкомоторного самолёта.

Г) Толстая хлопчатобумажная ткань.

6. Изоглосса - это

А) Редкая лесная ягода, встречающаяся жарким летом в сосновом бору.

Б) Линия, соединяющая на диалектологической карте места с одинаковыми языковыми явлениями.

В) Шанцевый инструмент шахтёра.

Г) Установление согласия после продолжительных переговоров.

7. Корунд - это

А) Природный волокнистый материал, сопутствующий добыче алмазов.

Б) Тип карандаша, применяемый в космонавтике.

В) Художественное стекло тёмно-зелёного цвета.

Г) Твёрдый минерал – кристаллический глинозём.

8. Жавель - это

А) Пастушья свирель.

Б) Болотная вода ржавого цвета.

В) Едкий хлористый раствор зеленовато-жёлтого цвета, употреблялся при белении тканей и стирке белья (иначе называется «жавелевая вода»).

Г) Название клюквы в Вологодской области.

Всего комментариев: 1
avatar
1 Лерся • 12:41, 12.05.2017

можно ответы
Ответ: НЕЛЬЗЯ.  РЕШАЙТЕ!!!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены