РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Самоуправление детским коллективом.

Самоуправление детским коллективом.
Степанюк В.Л. Методист ГОУ ДОД ДДЮТ
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Как организовать самоуправление в детском коллективе?
Прежде всего, нужно определить цель.
Все понятия цели имеют две характеристики: объективную и субъективную. Любая цель носит объективный характер.
Каждый человек имеет своё понятие, свой опыт - это субъективная характеристика. Цель воспитания - это всегда отражение идеального образа ребенка. Социальное направление цели идет через социальный заказ.
Задачи отражают спроектированный образ жизни и отражают реальность практической деятельности.
Задача - это всегда показатель управляемости процесса.
Цель - флаг на вершине горы, то задачи - тропинки для достижения флага.
Задачи бывают разные. Их несколько групп:
1. Комплексные воспитательные задачи. Определяют какие показатели, и к чему предполагает развить педагог, в какое время и с какой группой.
2. Специальные. Направлены на формирование какой-либо стороны личного отношения, свойств этого отношения за определенное время, за определенный период.
3. Жизненные, практические - это тип задач, который осознан ребенком (человеком) как значимый и жизненно необходимый. Эти задачи должны (нужно) выдвигать вместе с детьми. Уровень должен соответствовать, т.е. должен быть доступен данному коллективу. Эти задачи должен соответствовать зоне ближайшего развития ребенка.
4. Организаторские задачи.
Эти задачи ставятся педагогом, исходя из собственного опыта. Они позволяют вовлечь ребенка в планирование деятельности, в выбор способов и т.д. Всегда воздействуют на эмоционально - волевую сферу ребенка. Учат ребенка упорядочивать свои действия с действиями других. Грамотное воздействие позволяет подпитывать, а не разрушать. Воспитательный процесс развивается по спирали.
Цель - идеальная модель личности.
Педагог должен грамотно (не подавляя) научить ребенка понимать и принимать те качества, которые педагог понимает сам. СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ. Это основные виды деятельности: трудовая, познавательная, художественно - эстетическая, коммуникативная.
Все виды деятельности имеют практическое, жизненное наполнение.
Результативность зависит от следующих позиций:
• От современности и оригинальности содержания
• Какую направленность имеет деятельность
• Способ взаимодействия (репродуктивный, подражательный).
Самый стойкий уровень, когда воспитатель может сам осуществлять грамотно все позиции. Лучший может созидать.
Результативность деятельности зависит и от направленности (для кого мы это делаем). Все средства воспитания должны иметь форму - способ организации законченного вида, всегда соответствовать содержанию. Выделяются 2 группы форм:
• Комплексные средства воспитания
• Специальные средства воспитания
Комплексные средства - это коллективные творческие формы - игры, праздники, дела. Формы коллективно - организаторские - это творческие группы.
Специальные средства специально организуется воспитателем. Это тематически подготовленные сообщения,- доклады, экскурсии, практические занятия воздействия на ребенка.

СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОЛЛЕКТИВА.
Взрослого исключить из самоуправления нельзя. Наука выделяет 4 направления развития самоуправления.
1. Общественное
2. Функциональное
3. Профессиональное
4. Местное
Общественное - организация существования всего сообщества (создаются уставы, права, органы). Руководящий орган - общий сбор. Выбран совет командиров....
Функциональное - творческие группы.
Профессиональное - это ученический комитет, педсовет, профессиональный совет.
Местное - обеспечивать бытовую форму жизни коллектива (дежурный командир...).
Участие ребёнка может быть разным.
СОУПРАВЛЕНИЕ - точка высшего пилотажа. Это педсовет, административный совет и орган самоуправления вместе. Самоуправление существует объективно.
Продукт самоуправления - решение, которое ребёнок принимает самостоятельно. Приняв решение, ребёнок может сам управляться, может нести ответственность за принятое решение.
СОВЕТ ДЕЛА - это функциональный орган. Работает пошагово:
выбор совета дела, обсуждают, какой опыт имеет коллектив
даётся задание, придумать предложение
мозговой штурм - очередной шаг, где все высказываются
совет дела выбирает лучшую идею, распределяет задание по отрядам
управляющий орган - анализ происходит в коллективе, затем выносится на совет. ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА
Это функциональный орган самоуправления. Выбирается на сборе. Идею сбора выдвигает коллектив. А творческая группа составляет сценарий. Выбирает тех, кто нужен для группы. ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА.
Функциональный орган самоуправления. Наиболее малочислен. Это может быть даже один человек. Алгоритм тот же, что и у других органов. ОБЩИЙ СБОР ОТРЯДА.
Общественный орган самоуправления. Принцип работы на демократической основе. Сборы бывают разные:
-сбор рождения коллектива сбор – планирование
- сбор ЧП
- сбор тематический
ЧЕРЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПОРУЧЕНИЙ. Это функциональный орган самоуправления (дежурные, цветоводы ...). Работают на выполнение фона жизнедеятельность коллектива.
СОВЕТ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЛИЦ. Это исполнительный орган. Работают в перерывах между общими сборами.
РАЗВЕДКА ИНТЕРЕСНЫХ ДЕЛ. Это комплексно. Это объединенное средство воспитания. Пример тому деятельность детских общественных объединений, которые активно работают по своим проектам и программам и программам регионального детско-юношеского гражданско-патриотического движения «Союз юных петербуржцев».
Всего комментариев: 1
avatar
1 anizotrop • 13:05, 26.11.2011

Уважаемая Валентина Леонидовна, точно ли сформулирована тема вашей статьи: Самоуправление детским коллективом? Вопрос к тому, что понять её можно неоднозначно. Может быть, именно так вы и задумали, поэтому я и уточняю.
Кроме того, теоретические сведения о самоуправлении, конечно, повторить полезно, но еще более полезен личный опыт его применения. Пусть даже и неудачный. Опыт, и еще раз опыт, наиболее ценен для учителей-практиков. Не дополните ли Вы свою статью двумя-тремя конкретными примерами личного успешного использования метода самоуправления при работе с детьми?
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены