РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учит ли чему нибудь история ? / Размышления провинциального историка/

…Чему учит нас История? ( Размышления провинциального историка)
И может ли она научить нас чему-нибудь? Не повторять прежних ошибок? Но мы их повторяем и ещё повторим с роковой неизбежностью…Гордости? – Но гордиться можно ( и даже это проще!) незнанием Истории .Или это продление жизни, мысленный, зримый лишь воображению путь через столетия? А и познав всю цепь причин и следствий, железную череду этнических смен, взлётов и падений, в которую выстраивается познанная история человечества, можно ли изменить сущее, спасти от гибели усталый народ , перечеркнуть предначертанное природой? Не в этих ли вечных стремлениях перечеркнуть, воспротивиться, возродиться, встать с колен и есть подлинная жизнь, а всё остальное лишь тени ненастных облаков на любимом лике родной земли.

У Ганса Христиана Андерсена есть рассказ-притча «Калоши счастья». В Копенгагене, на Восточной улице, как-то вечером собралась интеллигентная компания. Многие в детстве наверно читали.
А что обычно делают интеллигентные люди, собравшись вместе? Начинают вести умные разговоры, ( или как им кажется умные) Так было и в этом случае: кратко напомню содержание : один советник юстиции стал высказывать ту мысль, что в давние-давние времена, в эпоху Средневековья его предкам жилось куда лучше, чем его соотечественникам в развращенный и меркантильный XIX в.(А мы иногда сравниваем 20век 21)
Не слушая возражений, он вышел в прихожую, нечаянно надел волшебные калоши счастья, которые перенесли его прямиком в XVI столетие...
Может ли история научить чему-то? Правильна ли знаменитая латинская фраза: История-учительница жизни? Это очень трогательная, но наивная постановка вопроса. На самом деле история ничему не учит. А может я и не прав. Если бы она учила, мы бы были бы ни здесь, не такими, не в таких обстоятельствах. Так что же такое история и почему она существует? Как мне кажется, история-это зеркало. Мы провели очень много лет в королевстве кривых зеркал. Там плохо и противно. Правды хочется! В чем же цель истории? Вспомним, что писал Пушкин Василию Андреевичу Жуковскому». Ты спрашиваешь меня в чем цель поэзии? Цель поэзии-поэзия». Так вот и я полагаю, что цель истории - история. Это органическое свойство человека знать своё прошлое. Откуда мы? Кто мы? Почему мы такие? В чём наши корни? Какую дорогу мы прошли? Это область человеческой интеллектуальной деятельности, которая так же естественна, как дышать.
Признано, что государственных мужей, политиков да и простых людей она ничему не учит. Казалось бы, вот очевидные уроки истории, вот здесь наши предшественники оступались, совершали непоправимые ошибки, а вот тут есть примеры верных решений, героических поступков, идеалы гражданского самопожертвования, государственной мудрости. Но нет... Люди постоянно наступают на одни и те же грабли.

Это только кажется, что мир за сто лет серьёзно повзрослел, поумнели и не допускает прежних промахов. Если полистать подшивки журналов и газет столетний давности, то иной раз просто диву даёшься , до чего проблемы конца двух столетий схожи.
Вот в Саратовском законодательном собрание не хотят пускать в зал заседаний представителей прессы. И пресса поднимает шум об ущемление гласности.
В российской школе ведётся дискуссия об индивидуализации обучения и умственного воспитания.
Евгений Правдин ,обозреватель «Исторического вестника» приходит к выводу, что «американские законы далеки от законов цивилизованной страны и американское правосудие далеко от правосудия действительного.
В Италии народные массы подавлены налогами.
Франция смеётся над личной жизнью президента.
В Германии наблюдаются стычки между парламентом и правительством.
На юге России опять неурожай. Виновата как всегда погода. В целом как следует из доклада министра финансов ,экономическая жизнь в России здоровая, но есть и неизбежные затруднения. Прямо как сейчас.
Только всё это было в 1899году.

Мне всегда казалось, что путь человека, его развитие так индивидуальны, обусловлены таким несметным количеством и разнообразием обстоятельств, что любая универсальная схема, прописанная в книге, где заранее обозначен маршрут, — не более чем благое пожелание, повод для умного и милого разговора интеллигентных людей. И наши дети — с разными темпераментами, способностями, основными чертами характера, живущие в разных семейных, социальных, национальных, религиозных обстоятельствах — не могут следовать каким-то абстрактным прописям или образцам, даже самым высоким и прекрасным, изложенным в учебнике или в книге для чтения по истории. Каждому — свой воспитатель.
Ведь в целях воспитания любви к своей родине украинцы теперь с малых лет ( учебник истории для 5 класса) усваивают, что их язык древнее санскрита, Иисус был выходцем не из Галилеи, а из Галичины, и первую в мире Конституцию придумал Пилип Орлик, когда предки американцев ещё промышляли заготовкой пушнины на берегах Гудзона( А в этом учебнике нет 1654года когда украинцы просили принять их в состав России)
Учат не уроки истории сами по себе, а учим мы с помощью этих уроков, рассказывая о людях и деяниях прошлого. Мне видятся две воспитательные цели, важные и актуальные для всех: помочь каждому настроиться на свой лад и помочь каждому почувствовать живую и личную связь с нашими предками, создавшими великую цивилизацию, утонченную и разнообразную, совершенную и возвышенную культуру. Учит ли нас зеркало чему-нибудь напрямую? Мы сковыриваем памятники, соскабливаем с карты старые имена и названия, проклинаем отошедших вождей. Оглянёшься – ни одного не затоптанного : всё в грязи. Выходит, история ни чему не учит? Тогда зачем история? Знать как было. Очистить зеркало от плевков и грязи.
...А андерсоновский советник юстиции, помыкавшись в Средневековье, оказался снова в родном и милом ему XIX веке. «Всю дорогу он вспоминал пережитые им ужасы и от всего сердца благословлял счастливую действительность и свой век, который, несмотря на все его пороки и недостатки, все-таки был лучше того, в котором ему только что довелось побывать».
Да, как ни крути, а личный опыт определяет все.

Всего комментариев: 2
avatar
1 anizotrop • 11:11, 11.09.2011

Спасибо автору за тему для размышлений.
Учат люди, а не история. Любая история – это, всего лишь, один из возможных вариантов интерпретации известных фактов. Точнее, некоего набора фактов, поскольку стОит только создателю исторической теории НЕ упомянуть хоть один неугодный факт, и мы уже имеем другую историю. Известно же, если факт противоречит общепризнанной истории (теории), то тем хуже для этого факта. Историческая фактология – то еще поле битв ученых и политиков, это отдельная обширная тема рассуждений. История всегда ограничена, т.к. очень многое скрыто от нас во тьме прошлого. Так что, история действительно ничему не учит, но она даёт повод для размышлений. И чем больше известно фактов, объяснимых данным вариантом истории, тем более объективной и правдивой она кажется. И тем более точны её выводы и предсказания будущего, а также предположения, необходимые для обнаружения новых фактов и уточнения старых. История, как и любая другая наука, не представляет собой нечто косное и застывшее, она непрерывно развивается (часто – скачками). И её задача – не учить, а ,всего лишь, дать основу для этого тем, кто хочет учить и, что важнее, УЧИТЬСЯ.
avatar
2 плп • 20:15, 04.01.2012

Я думаю об этом постоянно. История может чему - то научить только того, кто к этому стремится реально, поставив перед собой цель: проанализировать, сделать вывод, запомнить, не повторять.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены