РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Разитие информационно-графической культуры учащихся

Автор: Павлов Айсен Егорович

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проектная работа на тему: «Развитие информационно-графической культуры учащихся 11 класса (на примере изучения темы «Преобразование графиков элементарных функций)». Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, развитие информационно-графической культуры старшеклассников вытекает из Национальной доктрины образования Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования. В связи со стратегией российского образования, информационно-графическая культура обретает роль «второй грамотности», становясь центральным феноменом общей культуры человека, в которой все шире используется представление информации в виде графических зависимостей как наиболее экономичных, наглядных и содержательных.

Развитие информационно-графической культуры учащихся, овладение ими графического языка, используемого в науке, технике, производстве и других областях жизнедеятельности человека, крайне важно, поэтому мы уделяем ему столь значительное место в учебном процессе.
Объектом исследования в данной дипломной работе является процесс обучения математике учащихся 11 класса.

Целью работы является разработка заданий по теме «Преобразования графиков элементарных функций» с использованием программного средства для развития информационно-графической культуры учащихся 11 класса.

Разработана гипотеза, что использование программного средства для разработки заданий по теме «Преобразование графиков функций» будет способствовать развитию информационно-графической культуры учащихся.

Для подтверждения гипотезы и достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
  2. Провести анализ учебных программ и учебников.
  3. Разработать задания с использованием программных средств для развития информационно-графической культуры учащихся.
  4. Провести экспериментальное исследование.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. (2:20)

В первой главе «Теоретические основы развития информационно-графической культуры учащихся» были изучены: информационно-графическая культура и его роль в обучении математике, использование информационных технологий в обучении математике, особенности использования технических средств в обучении математике.

В первом параграфе рассмотрены, понятия математическая культура, информационно-графическая культура и их развитие в постиндустриальном мире.

Математическая культура - целостное образование личности, характеризующееся высоким уровнем овладения ими математическими знаниями и умениями, сформированным ценностным отношением к получаемым знаниям, развитой способностью к рефлексии своей деятельности, владением специальным способом приближенного описания некоторой проблемы, позволяющим при её анализе применять формально-логический аппарат математики, и технологией обучения этому способу на различных уровнях образования.

Информационно-графическая культура – это совокупность знаний и навыков эффективного пользования наглядной информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации, использования, и передачи её графическим и речевым способами.

Развитие информационно-графической культуры учащихся есƯ҄ процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Развитие информационно-графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышлений средствами предмета, что реализуется при решении графических задач.

О. А. Шевчук отмечает, что растущее применение информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности, развитие сетевых технологий, порождает новые проблемы и дает импульс к развитию новых областей исследования. Изучение психологических и педагогических аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают особую актуальность в настоящее время.
«По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения математики. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения» - И.Г. Захарова.

Следуя, высказыванию Захарова для наиболее полной передачи информации по преобразованию графиков на уроках по математике нами было решено использовать компьютерные программы графопостроители. Сравнив графопостроители по функциональности, мы остановили выбор на УМК «Живая Математика» продукта фирмы Key Curriculum Press. (3:20)

На базе МБОУ «Атамайская СОШ» Горного улуса была проведена экспериментальная часть дипломной работы. В классе 14 учеников 9 девушек и 5 мальчиков.

По итогам электронного анкетирования среди учителей более 70% опрошенных считают, что развитие информационно-графической культуры сыграет важную роль в дальнейшем обучении учащихся. Таким образом, поставлена цель – разработать уроки с поддержкой информационных технологий для развития информационно-графической культуры учащихся 11 классов.

Перед тем, как начать экспериментальную работу нами были разработаны лекция «Преобразование графиков элементарных функций» и отдельные модули для практических работ на ПК.

Анализ анкеты, опроса и беседы проведенных, в экспериментальном 10 классе на констатирующем этапе, 2010-2011 учебном году показал, что у 40,5% класса более развито информационно-графическая культура, чем у остальных 59,5% учащихся. {Круговая диаграмма}

На формирующем этапе было проведено экспериментальное обучение с запланированными уроками с поддержкой информационных технологий в течении месяца.

Цель данного эксперимента: развить информационно-графическую культуры учащихся.

Для изучения нового материала и его закрепления использовались «Microsoft Power Point» и УМК «Живая математика». А для обобщения и систематизации знаний и умений использовались «Microsoft Excel», «Microsoft Power Point», «Тесты» и УМК «Живая математика».

На контрольном этапе педагогического эксперимента проведены контрольные срезы, компьютерные тесты по пройденным разделам изучаемой темы.

По итогам экспериментальной работы в МБОУ «Атамайская средняя общеобразовательная школа» в одиннадцатом классе, по результатам контрольных срезов учащиеся показали, что тему «Преобразование графиков элементарных функций» усвоили хорошо. Более 80% учащихся сдали контрольные работы на качественную оценку.

Таким образом, использование программного средства для разработки заданий по теме «Преобразование графиков функций» способствует развитию информационно-графической культуры учащихся.

1. В ходе исследования проанализированы психолого-педагогическая и научно-методическая литература по использованию информационных технологий в учебном процессе.

2. Использование на уроках информационных технологий позволяет:

  1. Значительно сэкономить время на уроке;
  2. Повысить уровень наглядности и точности в ходе обучения математике;
  3. Эффективно повторить пройденный материал за весь курс средней школы по функциям и их графикам;
  4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

3. Экспериментально проверена эффективность использования уроков с поддержкой информационных технологий в процессе обучения алгебре и началам анализа учащихся 11-го класса МБОУ «Атамайская СОШ». Также дипломная работа была отмечена грамотой на VIII НПК студентов ИМИ и ФТИ СВФУ «Преподавание предметов физико-математического цикла в современной школе и опубликована в сборнике статей «Научно-исследовательская работа студентов по теории и методики обучения математике».

4. Преимущество уроков с поддержкой информационных технологий перед другими формами состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности (при необходимости УМК «Живая математика» копируется на любой цифровой носитель, не требует установки, ученик всегда может повторить тот материал, который на уроке не понял). Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках, есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению математике, даже индивидуальное обучение каждого ученика. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовка различных модульных заданий для каждой группы.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.

Список основной использованной литературы

  1. Гнеденко, Б.В. Математика и математическое образование в современном мире [Текст]/ Гнеденко, Б.В. -М.: Просвещение.-2005г.-398с.
  2. Ежова, Н. М., Иванчук, Н. В., Резник, Н. А. Формирование графической культуры учащихся с использованием компьютерных средств обучения / Ежова, Н. М., Иванчук, Н. В., Резник, Н. А. // Компьютерные инструменты в образовании. СПб. № 6, – 2005г. – С. 65-71
  3. Колягин, Ю.М., Луканкин, Г. Л., Мерлина, Н. И., Мерлин, А. В., Саввина, О. А., Авдеева, Т. К., Терентьева, Л. П. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учеб пособие [Текст] / Колягин, Ю.М., Луканкин, Г. Л., Мерлина, Н. И., Мерлин, А. В., Саввина, О. А., Авдеева, Т. К., Терентьева, Л. П. Чебоксары: изд-во Чуваш. Ун-та, 2009- 398 с.
  4. Никифорова, М.А. Преподавание и новые компьютерные технологии [Текст]/ Никифорова, М.А. – М.:Просвещение.-2005г. – 421с.
  5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]/ Полат, Е.С. –М.: Омега-Л.- 2004г.-350с.
  6. Сушкова, С. Н. Автореферат/ Формирование математической культуры студентов ВУЗов путем активизации их учебно-познавательной деятельности [Текст] / Сушкова Светлана Николаевна.- М. Наука: 2007г. – 23 с.
  7. Улыбина, Г.А. Использование ИКТ на уроках математики [Текст] / Улыбина, Г.А.- Минск: 2000г.-225с.
  8. Усова Н. А. автореферат «Формирование графической культуры будущего учителя в процессе обучения математике» [Текст] / Усова Н. А. М. -2010г.-25с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены