РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Цапулина Людмила Анатольевна. "Не надо воспитывать,надо жить и показывать пример"

Цапулина Людмила Анатольевна,
учитель английского языка
МОУ СОШ №7 им. Героя России А.А. Крупинова, г. Городца, Нижегородской области
Тема: "Не надо воспитывать,надо жить и показывать пример"

В этом эссе мне совсем не хочется писать о необходимости делать выбор между воспитанием и обучением, рассуждать о духовности и нравственности в широком смысле. Я хочу поделиться, как пришла к пониманию, что воспитание - это и есть сама жизнь, жизнь рядом и вместе.
Во-первых, я открыла для себя как здорово видеть восхищенные глаза своих учеников, подниматься вместе с ними по лестнице успеха, учить их добывать знания, проживать вместе каждый урок.
Я преподаю английский язык. Он является, несомненно, одним из важнейших предметов, наряду с историей и литературой, который формирует душу ребенка. И не столько потому, что язык - средство коммуникации между людьми. Но и потому, что на уроках затрагиваются и обсуждаются нравственные и духовные проблемы, которые помогают соотносить собственные взгляды с нормами морали, решать вопросы отношения и поведения в той или иной жизненной ситуации, а порой заставляют делать сложный выбор.
Во-вторых, самым главным в моей работе я вижу даже не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с учениками, открывая для себя новое. Мне нравится видеть этот мир глазами детей. Учить мыслить, постигать тайны языка и жизни, учить слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать и сочувствовать, сопереживать.
Мне предстояло дать открытый урок в 10 классе с использованием проектной технологии и ИКТ. Долго и мучительно искала форму, чтобы интересно было, прежде всего, моим детям. Готовя этот урок, общаясь с ребятами, я вдруг отчетливо осознала, что каждая минута времени, проведенных вместе– это и есть наша жизнь. И урок мой – только по форме урок, а по сути это сорок пять минут нашей жизни: моей и моих учеников. И от меня во многом зависит, какой будет эта жизнь!. Странно, почему эта простая мысль не приходила мне в голову прежде? Я нашла свое понимание воспитания. У альпинистов есть точное и емкое выражение «быть в одной связке», когда объединяет одна мысль, желание и цель. Мы в одной связке работали над проектами. С каждым днём становились выразительнее очертания общего замысла нашей работы. С каждым днём урок расцветал многообразием полутонов и оттенков. Каждый ребенок сам определял меру своего творческого вклада, каждый знал, что и от него зависит то, насколько успешно мы превратим его в живое, творческое, понятное и нужное нам общее дело. И когда если после урока я слышу заветные слова: «Спасибо за урок» - не от коллег, а от учеников, значит, это и есть оно – содружество.
Теперь для меня нет вопроса, как соединить обучение и воспитание на уроке. Я на уроках не учу, не воспитываю, я живу вместе с моими учениками. Главное, чтобы сорок пять минут каждого моего урока стали для них яркой частичкой творческой жизни. И еще очень важно, чтобы эти сорок пять минут отложились у них в памяти. «Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь
Так я живу на своих уроках. Так МЫ живем на наших уроках. Самое удивительное, что все это было и раньше, только почему-то я этого не замечала…
Всего комментариев: 2
avatar
1 anizotrop • 08:38, 01.10.2011

Жизнь на уроке. Жизнь между уроками и после. Жизнь от уроков до уроков. Эти жизни, действительно, неразделимы, такая уж особенность учительской стези. При этом также тесно и незаметно соединяются обучение и воспитание. Воспитание примером - самое действенное воспитание. Кто скажет, что это не так? Но это и самый трудный метод - жить согласно высоким принципам, не отклоняясь от выбранного однажды пути, не ломаясь под ветром времени ...
avatar
2 Ishina • 22:02, 05.10.2011

Уважаемая Людмила Анатольевна! Сама по себе проектная деятельность воспитывает в детях умение работать слаженно, объективно оценивать свои и своих товарищей достижения, открытия, формирует социальную компетентность. А если, ещё, это проделано «в одной связке» с учителем, который с неменьшим энтузиазмом «уходит с головой» в эту работу – воспитанникам вдвойне интересно и главное развивает чувство ответственности за возложенную на них миссию. А это в жизни одно из главных отличительных качеств человека. Спасибо Вам!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены