РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Гимадиев Ильфат Шакирзянович. Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример

Гимадиев Ильфат Шакирзянович
учитель географии и биологии
МОУ «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа Апастовского муниципального района РТ»
Тема эссе: Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример

Профессия учителя с раннего детства неудержимо привлекала меня. Поступив в Казанский государственный педагогический институт, я понял, что приблизился к тому, чтобы стать учителем. Мне дали знания: обширные знания и по географии, и по биологии. Но, пожалуй, еще более важно, что мне дали знания педагогики и психологии; показали направления саморазвития и самосовершенствования.
Учитель, прежде всего, должен любить детей. А что это значит? Это значит, что общение с детьми должно быть вам интересно, что их суждение не должно показаться вам глупыми и скучными, что их дела будут вас искренне волновать, а совместная игра доставлять удовольствие им и вам. Это значит видеть в детях маленьких людей, наделенных вполне определенными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с вами гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом. И только это - малые знания и малый жизненный опыт дают право педагогу быть впереди детей и вести их за собой.
Учитель обязан, как актер, перевоплощаться, как машинист вести поезд. Он обязан быть терпеливым и сдержанным, какое бы ни было у него настроение.
Учитель только своей любовью и своим примером может вести детей «через терние к звездам».
Я учитель, а это значит, что я иду в школу учить, воспитывать, помогать, спорить, слушать, сомневаться. Преподавая географию, точно знаю, что среди других школьных предметов этот занимает особое место. В сумасшедшем ритме современной жизни у подростков порой нет времени остановиться, подумать о многих важных проявлениях жизни. Бывает, что некогда, а иногда и не с кем поговорить об этом дома. Но 45 минут урока географии в их распоряжении. Поэтому мой способ взаимодействия участников процесса образования неразрывно связан с преподаваемым предметом.
Целью каждого урока, безусловно, является воспитание личности учащихся, умеющего анализировать прочитанное, оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Для меня личность – это человек, не боящийся высказывать свое мнение. Как же сделать так, чтобы не боялся?
Во-первых, задумываясь о значении оценки по географии, часто задаю себе вопрос: «Что оценивать? Внутренний мир? Личное отношение? Субъективный взгляд?» Ни один ребенок, оставаясь наедине с чистой страницей, не застрахован от логических ошибок. А мы-то снижаем баллы. В итоге – «удовлетворительно». Один раз «удовлетворительно», второй раз, третий. А потом? Так и возникает боязнь ошибиться в своих суждениях, и поэтому читателей становится всё меньше… Без отметок возникает доверчивый диалог. «Спорный вопрос», - скажете вы. Конечно, спорный! Учитель может и должен ставить перед классом и перед собой нерешенные, дискуссионные проблемы, нуждающиеся в исследовании. Весь вопрос в том, какие формы учебного процесса при этом использовать. Очень интересны такие формы уроков как урок-диспут, подготовка и защита творческих проектов, урок-выставка, ученическая конференция, пресс-конференция, урок-исследование, интегрированные театрализованные уроки.
Во-вторых, признаемся себе: приятно работать с успешными учениками, радоваться, когда они добывают призовые места на конкурсах, на предметных олимпиадах, приносят славу педагогу и школе. Скажите, а какие ученики встречаются на учительском пути чаще? Ответ предсказуем: в основном те, которым восхождение к знаниям дается нелегко. Я учитель, а это значит, что моя главная цель – сделать каждого ученика успешным. Неуспешный ученик – это перепуганный человек. Перепуганный неудачами в учебе в первую очередь. Кроме этого, в классе всегда есть ребенок, которого недооценивают одноклассники, скромный, застенчивый, неуверенный в себе. Я делаю всё, чтобы ребята взглянули на такого ученика другими глазами, чтобы он сам себя зауважал, делаю всё, чтобы найти в нем ту искорку, которая обязательно есть у каждого.
После уроков я никогда не тороплюсь домой, ведь неформальное общение очень важно. Чем больше общих дел, тем процесс воспитания эффективнее. Вместе мы организуем множество больших и малых мероприятий. Ребята смотрят на учителя другими глазами. Оказывается, их учитель – это ещё и режиссёр. А сколько я узнаю о своих воспитанниках! Я уверен, что формула «учитель – ученик» это не формула теорем, правил, дат, законов – это постоянное движение навстречу друг другу, это взаимное нравственное обогащение, это наша жизнь во всех её проявлениях.
Я учитель - воспринимаю каждого ребенка как совершенно особый и уникальный мир. Я учитель - радуюсь успехам ученика, замечаю его малейшие победы. Я учитель, а это значит, что моё самое большое счастье – входить в свой класс, к своим детям, которых я люблю больше всего на свете, которые ждут меня и рады мне.
Всего комментариев: 4
avatar
1 anizotrop • 11:01, 01.10.2011

Учительское кредо автора эссе - дарить любовь и искренне радоваться ученическим успехам. На первый взгляд - проще некуда, но не каждому учителю дан талант так жить.
avatar
2 NURIA • 21:04, 04.10.2011

"После уроков я никогда не тороплюсь домой.." не хочу придираться, но может, вас просто дома никто не ждёт? biggrin
avatar
3 Ishina • 22:30, 05.10.2011

Уважаемый Ильфат Шакирзянович! Мне понравилось, Ваше эссе. Обобщая, я бы выразилась так: помогая слабому – поднимаете планку самоутверждения в жизни своего воспитанника; поддерживая сильного – закрепляете индивидуальную жизненную позицию будущего Человека; учитесь мудрому - «учитель – ученик» – это постоянное движение навстречу друг другу, это взаимное нравственное обогащение, это наша жизнь во всех её проявлениях». Спасибо Вам!
avatar
4 Kfhbcf • 20:16, 21.10.2011

Как жаль, что в нашей школе нет такого УЧИТЕЛЯ - НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ....
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены