РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мясникова Ирина Николаевна. Нельзя воспитывать не обучая

Мясникова Ирина Николаевна
МОУ Подозёрская средняя школа
Комсомольский район
Ивановская область
Тема эссе: Нельзя воспитывать не обучая

Я хотела бы рассказать про свой урок, хотя нет ничего труднее. Про поход, про школьную газету – пожалуйста. А про урок почти невозможно: кто пробовал, тот знает. А кто не пробовал, скажет: что уж такого трудного? Запиши подряд, кто о чём спросил да кто что ответил, вот и урок. Но ведь психологический портрет и фотография на паспорт – разве одно и то же? Урок – это ещё взгляды и жесты учеников, это «роскошь» взаимного общения, это наконец, костюм и причёска учителя. Урок в 8 классе. Начинаю по-французски: «Сегодня 25декабря». Все хором продолжают: «Рождество во Франции». Ребята знают мою привычку называть какую-то знаменательную дату, если она совпадает с числом, которое в начале урока записываю на доске. Тысячу раз прав поэт Ф.Тютчев, утверждая, что «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Сегодня тема урока: условное наклонение французского глагола. Если бы у меня была возможность, я бы… Дети продолжают по-русски называть свои желания. Урок грамматики – сложный урок. Все ли научатся использовать грамматическое правило в речи? Если бы у меня была волшебная палочка, продолжаю я, то полетели бы мы с вами сейчас во Францию. Обязательно рассказываю (в основном, по- русски) о традиции французов дарить подарки на Рождество, вспоминаем, как называют они деда Мороза. Во Франции дед Мороз – Пэр Ноэль, в Америке – Санта-Клаус. Санта Клаус – это в переводе святой Николай, в честь которого в нашем селе строится храм. Это его называют мирликийским чудотворцем, который в IV веке жил в Италии. Рассказываю, что обыкновенный священник Николай помогал нищим, а по праздникам, особенно на Рождество, тайно подбрасывал в бедные семьи гостинцы, а то и деньги для детей. После смерти священника родители продолжали дарить своим детям подарки от имени святого Николая. Вот вам и история деда Мороза. Ребята всегда слушают с удовольствием мои рассказы. А для меня важно, чтобы они больше узнали о Франции, о мире. Они любят эти «лирические отступления». Где же еще, если не в школе, узнают деревенские девчонки и мальчишки о Франции и французах.Самый тихий на уроке – Вова. Не потому, что ни о чём не хочет спросить. Глаза-то у него горят, но он не может быстро говорить, у него дефект речи. Он начал разговаривать в возрасте шести лет, потому что младенцем пережил шок: нетрезвый отец вылил случайно на ребёнка чайник кипятка. А мальчик много читает, эрудированный, и к иностранному языку неравно- душен. Всегда спрашивает: «Что у меня выходит за четверть по французскому?» А в голове опять условное наклонение: если бы не этот факт, не был бы мальчишка таким «зажатым». За последней партой сидит Алёнка. Она – умница. Уговариваю её сдавать экзамен по французскому языку. Я перед ней всегда чувствую себя немного виноватой: ей больше надо давать знаний и заниматься с ней отдельно. Если бы все успевать! В последнее время много с ними беседую о будущей профессии. И,конечно, начинаю разговор и заканчиваю профессией учителя. Почему я сама стала учителем? Большое влияние на выбор профессии оказали мои учителя. Когда-то в газете «Первое сентября» я прочитала такую вещь: «Двойки легко ставит только тот учитель, который считает себя совершенством и уверен, что его объяснения понятны всем детям в классе.» Не хочу быть такой. Не бойтесь, мои любимые Вовы, Алены, я не засыплю вас двойками, буду терпеливой и настойчивой, потому что я вас очень люблю. Ох уж это условное наклонение! А впрочем, именно оно, это маленькое « если бы», учит нас мечтать, размышлять. Вот и я немного отвлеклась, думая о главном, вечном и дорогом…
Всего комментариев: 2
avatar
1 anizotrop • 11:10, 01.10.2011

Прекрасное эссе о неразрывной связи воспитания с обучением. И насколько тесной будет эта связь - зависит от учителя, от его духовного богатства, от его сочувствия, от его эрудированности, от его желания учить всех.
avatar
2 nat2515 • 01:31, 03.10.2011

ЗдОрово связана учительская рефлексия с темой урока! Сколько унас в жизни "если бы"! Но сослагательное наклонение упрямо слагает со своих плеч ответственность за всё, что не сбылось, выбор же условия остаётся за нами.

* * *
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку!
Если все, что случилось, нельзя изменить,
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось,
Иль о том, что случиться не может уже...
Лишь бы озеро вашей души не мутилось,
Да надежды, как птицы ]парили б в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам - усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что Вам не досталось ИХ БЕД.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте -
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте,
Но ведь песни берет он из Вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте -
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви...
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы! *(Андрей Дементьев)
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены