РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дубовская Светлана Борисовна. Работаешь в школе, значит, воспитывай.

Дубовская Светлана Борисовна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №6,
республика Карелия, г. Сегежа.
Работаешь в школе, значит, воспитывай.


Вы любите дождь? Я люблю.
Душ небесный – дожди,
Радуй землю босую,
Грозами острыми жги
Воздуха прелую сую… (Илья Гутковский)
И орошённая земля вдруг оживает, радует ростками робкой зелени, которая скоро превратится в буйство красок, запахов и звуков…
Так и душа человеческая: распахнувшаяся с первым криком, ждёт «живительной влаги». Какими будут её ростки: чахлыми, тусклыми, никчемными или яркими, крепкими, стремящимися к солнцу, - зависит от нас, взрослых. Поэтому мне как учителю НЕОБХОДИМО наполнить душу ребёнка вечными истинами о добре и сострадании, чести и благородстве, дружбе и взаимопомощи, справедливости и милосердии, помочь малышу стать Человеком, красивым в своих помыслах, словах и поступках. Мне это НЕОБХОДИМО. И здесь мой главный инструмент – слово, а литература для меня – урок формирования духовности, души человеческой. Ведь обращение к коллективному разуму, духовному опыту человечества, заключённому в книгах, формирование у современных детей привычки читать и пропускать прочитанное через себя - один из путей оздоровления общества.
Как я это делаю? Во-первых, уже 15 лет работаю по системе Л.В. Занкова. Это мой выбор, который позволил мне взглянуть на уроки литературного чтения по-другому. Самовыражение через диалоговое общение, обращение к собственному чувственному опыту, синтез искусств, трансформация приобретённых знаний и переживаний в собственных сочинениях, общие вопросы, умение учителя держать паузу, принятие и поощрение любого собственного мнения – всё это развивающая технология Л. В. Занкова.
Но одного урока явно недостаточно. Необходимо искать дополнительные формы работы, возрождать традиции семейного чтения. Встречи с книгой в литературной гостиной – одна из таких форм. Названия говорят сами за себя: «Поговорим о самом сокровенном», «Если будет Россия, значит, буду и я», «Любимые поэтические строки», «Сегежа литературная». В гостиной мы обсуждаем прочитанные книги, декламируем стихи, делимся своими творческими зарисовками, знакомимся с творческими людьми города.
Мои ученики - частые гости Библиотеки семейного чтения. Когда есть возможность уединиться, посмотреть, полистать, посоветоваться с увлечёнными взрослыми, они обязательно возьмут книгу и прочитают её. А в этом году мы создаём «Золотую библиотеку» нашего класса. И помогают нам родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Заинтересовались? Обращайтесь, посоветуем, что почитать!
Ещё одна форма работы – организация исследовательской деятельности. «Слова умеют плакать и смеяться»,- в этом мы убедились, составляя «Энциклопедию одного слова». Исследования разных слов дали импульс к размышлениям, осознанию важных истин. «Не откладывай жизнь на потом…», - философствует моя четвероклассница, - «…Завтрашний день настанет./ Себя переделывать лень./ Себя я смогу исправить/ В другой какой-нибудь день./ А ты говори сегодня:/ «Я умный, я все смогу!»/ Себя победив, ты сумеешь/ Не быть у жизни в долгу». И это не единственный пример детских размышлений. Почитайте сборник творческих работ моих учеников и удивитесь тому, что дети порой мудрее, наблюдательнее нас, взрослых. Поэтому я считаю, что стимулировать и транслировать детский опыт словотворчества нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО! В классе постоянно действует выставка «Проба пера», ребята с желанием участвуют в творческих конкурсах.
Оценить эту работу сложно. Оценку поставит жизнь, но очень надеюсь, что моих ученики вырастут одухотворёнными, умеющими радоваться и сострадать, будут честными и благородными людьми.
Сегодня яркое солнце. Я хочу, чтобы так же ярко, многоцветно, тепло и по-доброму сияли души моих учеников!
Всего комментариев: 4
avatar
1 anizotrop • 12:45, 01.10.2011

Хорошо, что приходя в школу, дети могут встретиться с такими учителями. Хорошо, что у них есть те, кто покажет достойный пример во всём. Эссе о жизни в школе. Именно так - не о воспитании и обучении - о жизни, о такой школьной жизни, которая и учит и воспитывает.
avatar
2 MishLana • 21:46, 02.10.2011

Спасибо! good
avatar
3 Ishina • 22:23, 12.10.2011

Уважаемая Светлана Борисовна! Прочитала Ваше эссе и вспомнилась пословица: «Мудрая речь заставляет врага опустить меч». Как хорошо, что Вы акцентируете своё внимание, именно, на приобщении к литературному творчеству. Это увлечение всегда способствует развитию эмоциональной, культурной речи, укреплению памяти – ведь многие цитаты из произведений писателей стали крылатыми выражениями, которыми мы зачастую пользуемся. Согласна с Вами, приобщая ребят к литературному слову, Вы, воспитываете грамотное, доброе, культурное сообщество. В последнее время, к сожалению, дети меньше стали читать художественную, классическую литературу. А ведь, это главный стимул формирования души человеческой. Спасибо Вам!
avatar
4 • 08:16, 15.10.2011

Спасибо за понимание того, что я хотела выразить.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены