РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Тимошенко Ольга Владимировна. «Не будешь воспитывать ты – будут учить и воспитывать другие»

Тимошенко Ольга Владимировна,
учитель математики,
лицей №81 г. Новосибирска
Эссе на тему «Не будешь воспитывать ты – будут учить и воспитывать другие».



Хочу напомнить читателям в начале своего эссе великие слова Л. Н. Толстого: «Воспитателю необходимо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить». Судите сами, как говорят нам наши бабушки и дедушки, мамы и папы: «Мы жизнь прожили, знаем, что говорим!». Сколько набили они шишек, сколько наступали на одни и те же грабли, прежде чем понять и осознать, а потом и передать поколению, что ведет к положительным результатам, а что тянет в пропасть безнравственности.
На мой взгляд, воспитание и обучение не разделимы. Не обучаясь, ты не воспитываешься; не воспитываясь, ты не обучаешься. В лицее, где я работаю, был такой опыт у меня. Еще не начался учебный год, а мы с ребятами решили сделать генеральную уборку в кабинете, так сказать, приготовить будущий кабинет к приему новых учащихся 5 класса. Все ребята принесли собой тряпки, перчатки, даже некоторые и ведра захватили. Мною был определен фронт работы, и все приступили к его выполнению. Самым последним пришел мальчик Дима, не готовый к участию в нашем «пыльно-мыльном» процессе. Он пришел лишь для того, чтобы посмотреть, как ребята трудятся, так сказать, принимать или не принимать выполненную работу. Он все лето провел с новой семьей (папа и мама его развелись, по решению суда мальчик был отдан отцу на воспитание): его папа, мачеха и сводный братик по отцу. Ребята сразу обратили внимание на то, что у Димы одно ухо проколото и вставлена серьга. А ведь ему еще не исполнилось и 11 лет!? А теперь вопрос: зачем ему позволили родители проколоть ухо? Может быть, они за самовыражение личности с малых лет? А может они пошли на поводу у своего ребенка? Так кто же кого воспитывает? Ребенок выработал стратегию своего поведения или родители обязали? Это серьезная, колоссальная проблема в нашем нынешнем обществе – воспитание ребенка. А может стоит начать с родителей? Или вы скажите поздно? Или спустить все на тормозах, закрыть глаза классному руководителю на то, как ведут себя учащиеся, как одеваются и во что?...
Вот они «другие воспитатели»: огромное влияние на детей интернета, средств массовой информации, множество верований, сект, пропаганда самовыражения во внешнем облике (панки, пирсинги, татуировки и т.д.); я уже не говорю о сексуальной направленности (ориентации). Никуда не денешься, никуда не убежишь – ты обязан принять это общество с его плюсами и минусами. А вот какую роль, позицию ты в нем займешь - это большой вопрос…
Учитель – это, прежде всего, наставник детей. Наставлять, направлять, указывать выбор правильного пути не только в учебе, но и в жизни.
Я, например, являюсь сторонницей развивающего обучения и воспитания Л. С. Выготского, Л. В. Занкова с применением деятельностного подхода. И нередко привожу ребятам китайскую мудрость: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
На мой взгляд, решением проблемы воспитания ребенка лежит, прежде всего, в совместной работе родителей учащихся, классного руководителя и самого ребенка. Без желания, не вкладывая в свою работу душу наилучшего результата не получишь! Недаром, великий воспитатель и педагог А.С. Макаренко подчеркивал: «...Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса.». Современная система воспитания руководствуется следующими принципами: общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; опора на положительное в воспитании; гумманизация воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий и, конечно же, системно-деятельностный подход в воспитании.
На мой взгляд, учитель (имею в виду, прежде всего, классного руководителя) должен бороться за каждого ребенка в своем классе, даже, если против родители и общество, в которое он попал. Не дать ребенку свернуть с пути, на котором господствуют благородство, гуманность, доброта и порядочность. А для этого нужно воспитывать ребенка с самого начала поступления его в детский сад, школу, институт. И если отрицательное влияние со стороны любого человека, будь-то родители, друзья, сверстники или просто прохожий человек, серьезно сказывается на ребенке, не откладывать это дело в долгий ящик, а бить тревогу немедленно!
Я хотела бы закончить свое эссе крылатым выражением Владимира Высоцкого: «Жираф большой – ему видней». А в роли жирафа, я предполагаю нашу с вами долгую жизнь
Всего комментариев: 2
avatar
1 anizotrop • 12:49, 01.10.2011

Эссе о борьбе и дружбе воспитателя. Хорошо, если у него в друзьях - родители воспитанника. Тогда ему легче побеждать недругов: Интернет, секты, СМИ, … А если воспитатель борется за душу ребенка в одиночку, если он его единственный "ангел-хранитель"? В этом случае без умения обращать врагов в друзей, не приходится и мечтать о победе. И еще. Все-таки интересно, как дела у Димы? Кто победил? Или борьба продолжается?
avatar
2 Ishina • 22:40, 12.10.2011

Уважаемая Ольга Владимировна! Не могу согласиться с Вашим доводом, цитирую:«…как говорят нам наши бабушки и дедушки, мамы и папы: «Мы жизнь прожили, знаем, что говорим!». Сколько набили они шишек, сколько наступали на одни и те же грабли, прежде чем понять и осознать, а потом и передать поколению, что ведет к положительным результатам, а что тянет в пропасть безнравственности».
Каждый человек в течение всей жизни, совершает ошибки, заведомо зная последствия, но на которых он всё-таки сам учится и делает соответствующие выводы. Не зря, Вы отметили, что «…говорят наши бабушки и дедушки, мамы и папы…», значит, ошибки одного поколения ничему не научили другое поколение, и поэтому, каждый человек «наступает на одни и те же грабли», чтобы почувствовать, а болезненный ли это процесс. Думаю, как-то не сочетается этот абзац с Вашим эссе.
Не совсем поняла, какое отношение имеет прокол уха и привлечение ребёнка к уборке класса. Имидж детей не всегда говорит о плохом воспитании. В моей практике встречались дети с разными, извините за выражение, «прибамбасами», но поверьте, среди них есть очень культурные, отзывчивые, милые ребята.
Спасибо за Вашу творческую работу!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены