РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Канаева Татьяна Анатольевна. Не будешь воспитывать ты – будут учить и воспитывать тебя

Канаева Татьяна Анатольевна,
МОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»,
учитель начальных классов.
Не будешь воспитывать ты – будут учить и воспитывать тебя


Обучение и воспитание – два взаимосвязанных процесса. Их нельзя разрывать. Но каждый учитель знает: учить детей легче, чем воспитывать. Воспитание – это процесс постоянно изменяющимся ситуациям. Родители и учитель являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку. Взаимодействия с родителями я строю на том, что не поучаю их, а советуюсь, размышляю вместе с ними. При общении с ними стараюсь использовать фразы: «Как думаете Вы?», «Давайте подумаем вместе, как поступить», «Хочется услышать Ваше мнение»… Общаюсь с ними, стараюсь показать, что они мои союзники и я не могу обойтись без их помощи и поддержки. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы.
Работа с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Главным во взаимоотношениях классного руководителя с родителями является этика. Уважение к родителям – безусловно и обязательно. Оно является фундаментом взаимодействия и не исключается никакими обстоятельствами, даже при условиях низкого поведения родителей.
Иногда между семьей и школой складываются отношения, которые нельзя охарактеризовать как дружеские. Конфликтные ситуации происходят из-за нарушений этики. Когда правила этики нарушают работники школы – это непрофессионально. Родители болезненно реагируют на любую фальшивую ноту в тоне педагога, на каждый ошибочный нюанс в его поведение.
К сожалению, и в нашей практике встречаются случаи не корректного отношения к родителям. Таких огорченных фактов можно привести немало. Записи в дневниках классных руководителей в дневниках свидетельствуют о бессилии учителя, обращения к родителям официальны, иногда нетактичны: «Родители, подпишите, наконец, дневник», «Родители, зайдите в школу», «Срочно требую зайти в школу»…. Несомненно, заботливая мать проведет беседу с сыном о том, что на перемене нужно вести себя хорошо, но наводить порядок на уроках и переменах должен не родитель.
В одном дневнике одним и тем же учителем было записано несколько раз такое замечание: «Нарушает дисциплину на уроке!». На такое замечание родитель отреагировал следующей записью: «К большому сожалению, но по утрам работаю и не могу приходить в школу наводить порядок на уроке». В этих записях чувствуется раздраженность родителей, укор учителю и не чувствуется живого участия учителя в успехах и неудачах своего воспитанника. И если дневник ученика пестрит одними замечаниями, то такие записи учителей потеряли всякий смысл для родителей, они перестают на них реагировать. Зачем же тогда учителя их пишут? На всякий случай, по инерции, для собственного успокоения. Родители ждут и поощрений, которые ребенок заслужил. Значит, и они должны фиксироваться в дневниках. Поощрения ободряют ребенка, поднимают его настроение и он начинает с большим уважением относится к учителю. Нельзя превращать дневник в жалобную книгу на школьника. Он должен быть использован для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах их ребенка.
Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если ребенок будет приносить из школы радость, а не только огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать родителей, писать им жалобные письма. «Стремление ребенка быть хорошим – источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть»- писал В. А. Сухомлинский.
При проведении бесед с родителями, где бы они не проходили – в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании – рекомендуется следующее:
• Уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, а давать педагогические советы и рекомендации, причем так давать, чтобы родители их принимали;
• Надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают как критику в свой собственный адрес;
• Уметь выслушивать критические замечания в свой адрес и в адрес своих коллег, правильно взвешивать и обосновывать;
• Избегать сравнения с другими детьми и другими семьями, так как каждый ребенок индивидуален;
• Начинать беседу надо с положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.
Необходимо помнить: родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет.
Слово дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегитесь от таких слов, которые разъединяют людей!
Всего комментариев: 2
avatar
1 anizotrop • 13:37, 01.10.2011

Назидательное эссе. Хороши советы, данные вОвремя. Вот только хороши они для того, кто в них нуждается. Учитель, упорно заполняющий ученический дневник негативом страницу за страницей, имеет свою зрения на воспитание и он тоже найдет немало аргументов в её защиту. Но вряд ли он добьется от ученика желаемого поведения. Если только чисто внешней его коррекции.
avatar
2 Ishina • 00:02, 14.10.2011

Уважаемая Татьяна Анатольевна! Какие прекрасные тезисы Вы представили в этом эссе. Согласна, с Вами, найдя союзника в родителях, легче найти в ребёнке, тот стержень, который нужно укрепить совместными усилиями. Не дать ему сломаться. Благодаря этому внутреннему стержню, Человек преодолевает много жизненных испытаний, оставаясь Человеком. Поэтому так важно изначально строить доброжелательные, доверительные взаимоотношения «учитель – родитель». Спасибо Вам!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены