РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Давлетшина Мария Васильевна. Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример

Давлетшина Мария Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №54 г. Воронеж
Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример


В 1 класс ребёнок приходит уже имея представление о том, что хорошо, а что плохо. На чистом листе его жизни уже написаны многие страницы. Есть и неудачные записи, которые не всегда удаётся стереть. Новые страницы пишутся так быстро, что иногда отдельные параграфы учитель не успевает прочитать, ведь в классе 25-30 человек. Некоторые страницы записаны тайнописью, и не поддаются быстрой расшифровке. Время зрелости менталитета проходит, личность слеплена, и ребёнок уже не является податливой глиной. Очевидно, что не всё зависит от учителя, потому что воспитанием малыша занимается много людей, которые встречаются на его жизненном пути. Эти люди зачастую не думают о том, как их поступки, слова отразятся на воспитании ребёнка. А как уродуют детскую душу непродуманные телепередачи, современные фильмы для взрослых, которые разрешают смотреть детям, мультфильмы иностранного пошива! Но всё же мы, учителя, не имеем права опускать руки и должны всё сделать, чтобы ребёнок стал счастливым. Не стоит забывать и о том, что каждое новое поколение интеллектуально и духовно отталкивается от ценностей, опыта предшествующих поколений. Значит, надо этот опыт изучить, понять, а главное - осознать. Затем извлечь для себя уроки, которые указывали бы путь к лучшему, то есть привели бы ребёнка к счастливой жизни. Чтобы маленький человек мог извлекать эти уроки, а не действовал по чьей-то указке, надо учить его ясно мыслить, делать выводы, прививать полезные привычки, развивать позитивное мышление, умение взаимодействовать с внешним миром. Арабский учёный и философ Аль-Фараби считал, что осознать, что именно является добрым или злым помогают знания. Эти знания учитель может дать во время обучения. Только опираться надо на обучение, которое не только не подрубает корни, а ещё и даёт человеку крылья. Такое обучение я бы назвала мудрым. А мудро учить может только Учитель с большим жизненным опытом. Не каждому в жизни, к сожалению, встречается такой Учитель. Но каждый, кто занимается воспитанием, должен помнить, что в приоритете всегда счастье ребёнка. Научить быть счастливым может только тот человек, кто сам излучает счастье. Мы нация грустных людей. Нас никто никогда не учил, как даже в трудные моменты жизни получать и ощущать счастье. Вот поэтому мы обязаны объяснять с детства, что счастливым может быть только тот человек, у которого развиты инструменты зрелости: умение хорошо владеть своим телом, эмоциональная устойчивость, самосознание, сила воли, интеллект, уважение к людям. Все эти качества развиваются на любом предмете с самого 1 урока, если учитель ставит перед собой такую цель и ею заражает ученика на всю жизнь. Особо важно, чтобы развитие совершалось в комплексе. Это задача, конечно, всей системы образования, воспитанника и его семьи. Но особая роль в этом деле первого учителя. Ценности, убеждения, привычки, которые внушит он ребёнку, станут фундаментом личности и будут служить всю жизнь. Нелегко воспитать счастливого, здорового ребёнка, но почти невозможно перевоспитать взрослого, если у него не развиты сила воли, вера в себя, умение делать выбор. Ведь только выбор человека в конечном счёте определяет его судьбу. И учителя, и родители часто забывают, что главное не отметки и даже не знания, а физическое, психологическое и социальное здоровье детей, умение находиться в гармонии с собой и обществом, атмосфера покоя, счастья и радости. Задача учителя указать путь движения, учить ученика учиться с увлечением, вступать с ним в диалог, а не навязывать свою точку зрения на жизнь и счастье, воодушевлять не останавливаться на полпути, заражать не только интересом к предмету, но и интересом к жизни, радостью общения, доброжелательностью, человеколюбием. Учитель с родителями - живой пример для ученика. Благородство, красота поступков, позитивное поведение воспитывается на примерах. А общение с ребёнком на языке влюблённости в жизнь, языке увлечённости сделает его намного счастливее.
Всего комментариев: 4
avatar
1 anizotrop • 14:16, 01.10.2011

Действительно, составной частью педагогического искусства является умение читать тайнопись в книге жизни ребенка. Не каждому это дано, но сколько трагедий можно было бы избежать, если бы искусством чтения тайных знаков в должной мере владели родители, учителя, друзья. Иногда душа ребенка, пока еще не умея выразить переполняющие её чувства привычным и понятным для всех языком, просто вопит и разрывается от "тайного" крика, но её никто не слышит.
avatar
2 • 17:33, 01.10.2011

Спасибо за комментарий. Всегда на родительских собраниях много времени уделяю психологии маленького школьника. Только жаль, что не всех родителей это интересует.
avatar
3 плп • 09:50, 15.11.2011

Прекрасная статья.
avatar
4 плп • 09:52, 15.11.2011

Прекрасная статья. Правильная.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены