РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Калашникова Лариса Геннадьевна. Попробуй таких неучей, повоспитывай

Калашникова Лариса Геннадьевна,
учитель
МАОУ "СОШ №44" г.Перми.
Попробуй таких неучей, повоспитывай.


При первом прочтении эта тема больше остальных привлекла мое внимание, так как ее формулировка меня несколько покоробила, даже задела за живое. И я решила поразмышлять по этому поводу.
Неуч – ученик, который не учит. Просто, коротко и ясно. Но мы же сами даем детям такое определение. В педагогической литературе, в подобных случаях, авторы используют выражения: учащиеся с трудностями в обучении или педагогически запущенные дети, и там же предлагают различные выходы из сложившейся ситуации. У таких школьников еще есть шанс изменить себя. А вот неуч звучит как приговор. Что ждать от неуча, если он ничего не учит, а главное, и не хочет. А еще попробуй такого неуча, повоспитывай!
Как воспитывать человека, если заранее знаешь, что он не будет учить, воспринимать нормы поведения и применять их в жизни. Он отвергнет все, что не согласуется с его реальной жизнью. Ведь часто в его окружении главенствуют другие требования. Воспитание – это тоже обучение, привитие нравственных качеств, необходимых в обществе. Сложно настроить не привыкшего учиться человека на изменения своей личности. И тут опускаются руки, и не знаешь, как подступиться к не желающему учиться школьнику. И на урок идешь, как впервые, к совершенно незнакомым людям.
А можно, вообще, воспитать человека, который не хочет ничему учиться: не хочет узнавать, искать и находить, менять себя и окружающий мир? Что делать? Как быть?
Кто сам побывал в роли неуча, поймет как это обидно, страшно, безнадежно. Был в вашей жизни период, когда вас называли неучем или считали таковым? Вспомните свои чувства, когда что-то не получалось, и вы ощущали на себе уничижительные взгляды, слышали презрительные реплики в свой адрес или от вас отказывались как от безнадежного больного. Неучи – это и признание собственного бессилия перед обстоятельствами.
Неуч – звучит обидно, и бьет по самолюбию не только ученика, но и учителя. Даже, в первую очередь, учителя. Сложно признаться себе, как педагогу, что среди твоих воспитанников есть неучи, дети, не желающие учиться, меняться. Признать это – значит взять и на себя долю ответственности за их неудачи в обучении и воспитании.
И здесь трудность в том, что необходимо приложить больше усилий, желания, чтобы заинтересовать, найти индивидуальные границы общения, обучения и воспитания таких детей. И время играет большую роль!! Сопротивляясь в обучении, они ставят запрет и в воспитании. И раз от раза задаешься вопросом: «Все ли, что нужно я сделал?!», а бывает и разводишь руками, чувствуя СЕБЯ неучем. Но какие-то проблески есть. Что-то меняется в тебе и в твоих учениках в лучшую сторону – и появляется надежда…
И тут замечаешь, что ребенок помнит твои наставления, размышляет в ситуациях, пользуясь все-таки выученными в школе правилами. И хоть на миг, но с удовлетворением выдыхаешь, окрыленный пониманием, что в итоге твой труд дает плоды – просвещает умы и сердца.
Этим летом у нас в городе проводился фестиваль, в ряду мероприятий которого были выставки современного искусства. В зале инсталляций один автор представил изуродованных кукол. Смотреть на «расчленение» человеческого образа было страшно. Невольно возникал вопрос, как у этого «деятеля» рука поднялась так обращаться со своим подобием. Или настолько исковеркана его душа? И удивительно, что изумилась не только я. Оказалось, на выставке волонтером работала ученица из проблемного класса. Поздоровавшись, девочка растерянно спросила мое мнение по поводу содержания зала, вспомнив с урока рассказ Е.Носова «Кукла» («Акимыч»). И это было не пустое «глазенье», а осмысленное восприятие, рассуждение об увиденном не неуча, а человека думающего.
Так может быть стоит начать с того, что перестать называть, а затем и считать детей неучами?! Изменить свое отношение к ним. Да, кто-то возразит, что дети не изменяться, они как не хотели, так и не будут учиться. Я соглашусь. Но подумаем. Ребенок, каждый день слышащий о себе, что он неуч, привыкший к этому положению, и считающий, зачем стараться, если все и так считают тебя плохим, в один прекрасный момент не увидит такого к себе отношения, для начала удивится, а потом и задумается. И может быть, это и есть проблеск в нашем воспитании.
Конечно, звучит все это утопично. Зная, что школьников с преступными наклонностями, дисциплинарными нарушениями трудно перевоспитать. Но почему тогда, именно эти дети кричат вам через всю улицу: «Здравствуйте» и бегут рассказывать о своей жизни. Значит, почувствовали они что-то человеческое, когда вы их пытались чему-то обучать и воспитывать. Значит, затронуты какие-то струны их «неучевской» души. Когда строгостью, когда лаской достучались до ИХ мира, где нашлось местечко, как оказывается, и для воспитания.
Всего комментариев: 4
avatar
1
1 anizotrop • 20:36, 02.10.2011

Автору и всем Учителям (стихи без рифмы)

Учитель, стучись неустанно в закрытые двери.
Не будут они оставаться закрытыми.
Хозяин посмотрит сквозь щелочку раз,
Но не откроет и посмеётся –
Чужой, ты не нужен, иди себе с богом.

Не отступая, стучись и стучись.
Откроют со скрипом, и обругают –
Сказали ж тебе, не нужен ты здесь,
А, впрочем, зайди, коли хочешь помочь
И что же ты можешь, скажи-ка, учитель …

Вот так открывают закрытые двери
Они ведь и сами открыться не прочь.

Учитель, стучись неустанно в закрытые души.
Не будут они оставаться закрытыми,
Они приоткроются и распахнутся …
avatar
4 молодо-зелено • 07:53, 02.11.2011

Большое спасибо!
avatar
2 nat2515 • 01:22, 03.10.2011

Удивительно точно подмечено:"именно эти дети кричат вам через всю улицу: «Здравствуйте» и бегут рассказывать о своей жизни". Но мне не стыдно признаться, что в классе есть неучи, может, потому, что детей, приносящих много хлопот, больше окружаешь вниманием и в итоге чувствуешь своими?
avatar
3 Ishina • 17:37, 17.10.2011

Уважаемая Лариса Геннадьевна! Прочитала Ваше эссе, и сразу возник вопрос: почему у одних учителей есть дети – неучи, а у других эти же дети – неучи, чему нибудь да с интересом учатся? Знаю пример, но он не единичный случай, ребёнок никак не хотел познавать математическую науку, пока на время болезни не произошла временная смена учителей математики. И произошло чудо, а это никак нельзя назвать иначе, чем чудо – у ребёнка – неуча появились «крылья», восхищение, рассказы взахлёб и соответственно повышение оценочной планки. Что произошло? Наверно, то самое о чём повествует Ваше эссе. Понравился Ваш взгляд с двух сторон: со стороны ученика – неуча и учителя, который всё – таки признаётся себе, что где-то, что-то тоже не учёл, не доработал, и много ещё «не»… Согласна с вашим выводом, что «Зная, что школьников с преступными наклонностями, дисциплинарными нарушениями трудно перевоспитать. Но почему тогда, именно эти дети кричат вам через всю улицу: «Здравствуйте» и бегут рассказывать о своей жизни. Значит, затронуты какие-то струны их «неучевской» души». Спасибо Вам, за размышления вслух!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены