РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Кирпичникова Лариса Вячеславовна. Нельзя воспитывать не обучая

Кирпичникова Лариса Вячеславовна
МОУ лицей №67
учитель начальных классов
Нельзя воспитывать не обучая

Заливается веселый звонок. Дети, шумно толкаясь, вбегают в класс, рассаживаются по местам. Урок… Входит учитель. Все замирает. Детские глаза внимательно следят… Учить или воспитывать? А может быть, воспитывать или учить? «Что учитель задумался», - спрашивают детские глаза.
Представим, что урок идет по заданному алгоритму: сели, открыли тетрадь, записали число, открыли учебник, прочитали задание, записали решение в тетради, прочитали следующее задание, решили и т. д... А писать и читать-то и не хочется.
Принуждение в образовании, по мысли Л.Н.Толстого, насильственное внедрение знаний несостоятельны. «Для того, чтобы человек какого бы то ни было возраста стал учиться, - надобно, чтобы он полюбил ученье. Для того, чтобы он полюбил ученье, нужно, чтобы он осознал ложность, недостаточность своего взгляда на вещи и чутьем бы предчувствовал то новое миросозерцание, которое ему открывает ученье». Писатель не был согласен с тем, что домашнее воспитание – помехи школьному образованию. Обучение, считал Лев Николаевич, должно содействовать всестороннему выявлению способностей ребенка, а не сводится к сообщению ему знаний.
Энергия детства безгранична, неисчерпаема, бесконечна. Поэтому нам, взрослым, надо просто управлять воспитанием и обучением свободно. Советский психолог С.Л.Рубинштейн считал, что «изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их, - таков путь единственно полноценной педагогической работы»…
«Здравствуйте, дети! - улыбаюсь я, и вдруг неожиданно для себя произношу. – Как вы вчера провели время, что видели интересного, кого встретили?» Тишина. Задумались. Потом робкий рассказ Насти Я., и вслед уже наперебой «А мы вчера радугу видели, такая яркая, - немного замешкались, - представляете, осенью!!! Такая красивая, необычная!»… «Очень похожа на леденец!» – произносит Полина К.. Опять задумались. И снова прорвало, столько сравнений. «А давайте напишем про нее!» - робко предлагает Егор П. «Хорошо, - быстро соглашаюсь я, - только так, чтобы текст соответствовал нашей теме по русскому языку». «Местоимения! – кричит неугомонный Саша М. – Вот здорово! Я первый придумал предложение!» И мы начинаем работать…
Придя домой, несмотря на усталость, я включаю компьютер… и стираю свое эссе. И снова сажусь за работу…
«Где поставить запятую?» - задумалось Учительство… Что первично, а что вторично? Разве можно запятой разделить «взрослые … дети», «молодость … детство»?
Всего комментариев: 8
avatar
1 Натусяк • 20:27, 02.10.2011

Лариса Вячеславовна! Вы правы тысячу раз, но мне немножко досадно, что Ваше эссе лучше моего... Желаю удачи!
avatar
2 Kirrila • 19:02, 04.10.2011

Спасибо, я очень рада, что смогла поделиться своими маленькими мыслями! Желаю и вам творческой удачи!
avatar
1
3 anizotrop • 20:30, 08.10.2011

Связать изучаемое с жизнью – значит сделать его нужным, а следовательно – интересным. Вот и станет учёба желанным занятием, а не тяжким трудом. Замечательно. Это одно из проявлений многогранного таланта Учителя.
avatar
4 Светлана6732 • 19:13, 10.10.2011

Лариса Вячеславовна! Очень понравилось Ваше эссе, надеюсь, что оно станет одним из лучших. Вам удалось очень точно передать чувства учителя и ученика на уроке. Прочитав Ваше эссе, я поняла, что Вы талантливый учитель, который вкладывает душу в каждого ребенка, передаёт ему самое ценное, что есть у человека – знания, не забывая о воспитании.
avatar
5 Kirrila • 17:13, 11.10.2011

Спасибо за теплые слова и поддержку! Творчество - это главное в сотрудничестве Учитель- Ученик...
avatar
6 Kirrila • 17:16, 11.10.2011

Спасибо за теплые слова и поддержку! Творчество - это главное в сотрудничестве Ученик -Учитель...
avatar
7 Ishina • 22:47, 19.10.2011

Уважаемая Лариса Вячеславовна! Интересное, краткое и чёткое изложение. Маленькие дети (младший школьный возраст), ввиду своей неограниченной любознательности, всегда с интересом ожидают нового учебного дня: «А что же будет сегодня?» Интересный подход к психологической разгрузке: снятие напряжённости, смена привычного хода урока по конспекту. Собеседование на свободную тему, которое плавно переходит в нужное русло, создаёт благоприятную обстановку – настрой на образовательный процесс. Эссе понравилось. Спасибо Вам за работу!
avatar
8 • 15:43, 16.12.2011

Очень понравилась ваша работа. Дарите и дальше детям радость
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены