РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технологии в образовании

Существуют разные взгляды на роль педагогики как науки, вытекающие из различного понимания роли педагогики и ее связей с другими науками. В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. 

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному, в зависимости от различных методологических подходов.

Инновация (нововведение) – в социально-психологическом аспекте – создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. 

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. 

Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций. 

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся, творческой активности. 

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. 

Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. 

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии. 

Интерактивные технологии обучения 

Интерактивное обучение (от. inter – взаимно, act - действовать) – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет определенную цель – создать комфортные условия для обучения, при которых каждый студент чувствует свою успешность, интеллектуальную способность. 

Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс осуществляется при постоянном, активном взаимодействии его участников. Интерактивное взаимодействие исключает как доминирование одного участника учебного процесса над другим, так и одной мысли над другими. 

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем на основе анализа обстоятельств и ситуаций. Во время такого обучения студенты учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критично мыслить, принимать продуманные решения. 

Среди интерактивных подходов сегодня можно выделить следующие:

  • творческие задания,
  • работа в малых группах,
  • обучающие игры (ролевые игры и образовательные), 
  • экскурсии,
  • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста,
  • внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, газеты, фильмы, спектакли, выставки и пр.), 
  • интерактивная лекция «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого» и др., 
  • обсуждение сложных проблем («займи позицию», «карусель», «ток-шоу», дебаты, симпозиум и др.) 

Выбирая творческое задание, учитель должен позаботиться о том, чтобы оно отвечало критериям:

  • не имело однозначного ответа, 
  • являлось полезным для учащихся, 
  • было связано с жизнью школьников, 
  • вызывало у учащихся интерес, 
  • максимально служило целям обучения (в нашем случае – формированию  читательской компетентности). 

При подготовке к уроку с использованием интерактивных технологий учитель должен помнить:

  • организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива учащихся; 
  • к работе необходимо по возможности и в разной степени привлекать всех учащихся;
  • необходимо заботиться о психологической подготовке школьников
  • полезным будет разнообразное стимулирование учащихся за активное участие в работе; 
  • продуктивной будет работа в малых группах (каждый должен быть услышан); 
  • необходимо подумать о подготовке помещения (учащиеся должны иметь возможность свободно передвигаться); 
  • все материалы для работы в малых группах должны быть приготовлены заранее;
  • во время урока важно придерживаться регламента и процедуры, проявлять терпимость к любой точке зрения, внимательно выслушивать каждого участника; 
  • внимательно относиться к учащимся во время формирования групп; 
  • на одном уроке желательно использовать 1-2 интерактивных приема работы; 
  • во время подготовки заданий учителю необходимо продумать разные варианты ответов и заранее выработать критерии оценки эффективности урока; 
  • уроки должны захватывать учащихся, пробуждать в них интерес и мотивацию; 
  • сохраняя свой научный авторитет, учитель должен помогать учащимся не попадать под его зависимость, а давать возможность школьникам проявить самостоятельность в интеллектуальном поведении. 

Не поиск единственно правильного ответа, а умение решить проблему – суть интерактивного урока. 

Технологии проектного обучения 

В современной практике популярность приобрел метод проектов. 

Понятие «проект» в широком понимании – все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде  прообраза объектов. 

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха. 

Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность. 

Любой проект связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способ выполнения (в форме сочинения, доклада, схем, презентации, планшетов и т.д.) 

Классификация типов проектов. 

  • В настоящее время существуют различные классификации проектов. Выделим следующие наиболее характерные типы проектов. 
  • По продолжительности времени: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (1- 2 темы), долгосрочные. 
  • По уровню интеграции различают проекты с привлечением только изучаемого предмета и межпредметные. 
  • По способу преобладающей деятельности выделяют индивидуальные проекты и коллективные. 
  • По способу преобладающей деятельности уч-ся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты. 

Компьютерные технологии 

Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. 

К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является: 

  • средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний; 
  • средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации; 
  • средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
  • универсальным тренажёром для приобретения навыков практического применения знаний; 
  • средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения; 
  • одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:

  • развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности; 
  • реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;
  • интенсификация образовательного процесса в техникуме. 

Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором обучающиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Автор:
Ищанова Анаргуль Аязбаевна, 
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение омской области 
«Омский авиационный колледж имени Н.Е. Жуковского», город Омск 

Список использованных источников 

  1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. 
  2. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика. - М.: Вентана-граф, 2006. 
  3. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие.- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. 
  4. Скобелева Т.М. Современные технологии обучения в профессиональных образовательных учреждениях. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. 
  5. Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. - М.: МГИЦ, 2002. 
  6. http://www.uchportfolio.ru/articles/read/1048
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены