РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Подходы к преподаванию орфографии в современной методике начального обучения и их анализу с точки зрения профилактики неуспешности

В процессе изучения русского языка в начальных классах учащийся получает возможность научиться:

  1. осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки («опасное» место лично для себя);
  2. подбирать примеры с определённой орфограммой;
  3. при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических ошибок;
  4. при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в письменных работах.

Различают произносительные, лексические, грамматические, орфографические и другие нормы. Орфографические нормы представляют специфику письменной формы литературного языка.

Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, культура речи «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека».

Письмо включает в себя следующие программы действий:

1. Обозначение звука буквой.

2. Кодирование звучащего слова в написанное.

  • Кодирование слова по прямому соответствию звучания написанию.
  • Кодирование слова с включением программы орфографических действий.

3. Запись предложения (по слуховому представлению и списывание).

Программа кодирования слова содержит комплекс действий по обозначению буквами звукового состава слова на основании законов графики и орфографии.

В неё входит две программы действий: кодирование слова по прямому соответствию, т. е. в точном соответствии с его звучанием (рама, дом, век); кодирование слова с включением программы орфографических действий.

Результат программы кодирования слова с применением орфографических действий: умения решать орфографические задачи путём выбора и реализации соответствующих планов действий. Содержание состоит из трёх блоков.

1. Владение навыками фонемного анализа.

2. Умения решать орфографические задачи:

  • выбирать способ решения задачи;
  • определять средства решения задачи
  • реализовывать намеченный план, контролируя выполнение каждого отдельного действия.

3. Владение знаниями и навыками, необходимыми для осуществления действий, указанных в правиле.

Практические навыки письма вырабатываются индивидуально и зависят от типа ведущей памяти: слуховой, зрительной, кинетической.

При преобладании слуховой памяти, обучающийся из нескольких вариантов произнесения слова выбирает тот, который ассоциируется у него с правильным написанием.

При преобладании зрительной памяти обучающийся запоминает графический образ слов, и если при письме он сталкивается с трудностью, то воспроизводит возможные варианты написания слова и выбирает наиболее привычный для его зрительного восприятия.

Большую роль в формировании орфографической грамотности играют теоретические навыки, которые придают всем видам памяти избирательный характер и позволяют отделять орфографически правильные образы слов от неправильных слов.

Теоретические навыки письма формируются в процессе усвоения правил правописания на протяжении всех лет обучения в школе. Главная трудность их формирования заключается в том, что учащемуся нужно одновременно производить фонемный анализ слова, опираясь на акустико-артикуляционные характеристики звуков, и тормозить графическую запись слова (т. е. обозначение каждого звука соответствующей буквой), заменяя её орфографической (правильным выбором буквы для обозначения каждого звука).

Одним из способов проверки является ассоциативный способ письма или письмо по аналогии.

Его отличие от письма по правилу заключается в том, что «пишущий не получает образца орфограммы, вспоминая правило, в тексте которого заключён этот образец, а отыскивает его среди слов, правописание которых для него не вызывает сомнений и хорошо сохранилось в памяти. В данном случае возникают прямые ассоциации между записываемым словом и каким-нибудь другим словом (или словами) без посредства обобщающего правила».

Педагог, формируя орфографический навык, должен всегда стремиться к тому, чтобы учащиеся умели ставить перед собой конкретную учебную задачу, решать эту учебную задачу рациональным способом, контролировать себя.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены