РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание культуры звука скрипача

Очень важно с самого начала выработать стремление к чистой интонации и красивому звуку.

В обучении игре на скрипке очень важна последовательность. Вначале дается представление о пьесе, ее содержании, затем ее нужно пропеть голосом и только потом подобрать щипком на скрипке. И только после этого показать как она записана нотами.

Запоминать ноты следует постепенно, расширяя диапазон. Дается представление и о ритме и его записи. Хорошо помогают стихи. Зная стихи, ученик не будет делать ритмических ошибок.

Очень важно подобрать хорошее пособие для обучения детей 4-5 лет, где использован крупный нотный текст со словами, веселые, цветные картинки, а в комментариях для родителей - фотографии, демонстрирующие положение рук и пальцев при игре на скрипке. Методический материал напомнит и поможет родителям подготовить домашнее задание.

Я разработала Учебное пособие для маленьких скрипачей, частично основываясь на своем опыте работы с начинающими скрипачами. Оно состоит из разделов по организации рациональных игровых навыков без инструмента и с инструментом. Музыкальный материал составлен преимущественно из русских народных песен, мелодии которых легко воспринимаются на слух, а слова быстро запоминаются.

Освоение грифа начинается с изучения пьес на струне ре, так как детям легче усваивать и пропевать мелодии в этом диапазоне. Прибавление звуков в мелодии сочетается с постановкой, прежде всего, последующего пальца и изучением новой ноты. Длительности выписаны четвертями и восьмыми, что тоже легко усваивается маленькими музыкантами.

Все песенки исполняются штрихом деташе.

Кроме этого мною использовались 33 беседы с юным музыкантом С. Шальмана, Начальный курс игры на скрипке В. Якубовской, Юный скрипач составителя и редактора К. А. Фортунатова (выпуск I), Хрестоматия для скрипки 1-2 классы, составителей М. Гарлицкого, К. Родионова, К. Фортунатова.

Все эти пособия преследуют цель преодолеть трудность периода освоения постановки. Задача педагога объяснить и научить ребенка на подготовительных упражнениях отличать различное состояние своих рук (легкость и скованность). Далее начинается подготовка постановочных навыков без скрипки и смычка. Комплексы упражнений для подготовки постановочных навыков приведены в нижеуказанных пособиях. Педагог выбирает наиболее полезные упражнения, дополняет или изменяет их. В итоге освоения постановки рука должна действовать как единая система, в которой активность переходит с одной части на другую. Мелкие движения осуществляются мелкими частями руки – пальцами ,кистью; крупные - предплечьем и плечом.

На первых уроках происходит знакомство ученика и учителя, знакомство с инструментом. После можно начинать изучать постановочные моменты, работу над развитием слуха и ритма, учить его запоминать пройденное на уроке, давать небольшие задания к следующему уроку.

Постепенно подходить к самой постановке рук. Желательно отдельно работать над постановкой левой и правой рук, так как работа над постановкой обеих рук очень сложна для начинающего скрипача.

Постановка правой руки в отличие от левой – наиболее сложный процесс для большинства учащихся. После подготовительных упражнений на карандаше, а затем и на смычке, можно устанавливать смычок на скрипку, постепенно осваивая небольшие движения его вначале серединой, далее верхней и нижней частями. Ведение всем смычком можно начинать только после того, как будут усвоены движения серединой, верхней частью и у колодки. Слуховой контроль над звуком должен быть постоянным.

После того, как учеником усвоены подготовительные упражнения со скрипкой и смычком, можно начинать работу с использованием нотного материала вначале щипком, далее серединой смычка, позже – разными частями смычка. По мере усложнения нотного материала возникает необходимость правильного распределения смычка, правильной его работы его работы в разных частях, а также дальнейшая работа над соединением струн.

Успеха в овладении даже в начальном периоде обучения можно добиться только при осмысленной систематической ежедневной домашней работе.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены