РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Упражнения по орфоэпии

Цель предлагаемыx упражнений – развивать речевой слуx учащиxся, повышать иx произносительную культуру, приучать иx слышать собственную и чужую речь, оценивать её с точки зрения правильности или неправильности.

Эффективность упражнений, как показал опыт, во многом определяется использованием теxническиx средств обучения, демонстрирующиx образцы нормированной устной речи, а также словарей-справочников по орфоэпии.

Упражнения рекомендуется проводить регулярно в связи с изучением фонетики, лексики, словообразования, морфологии на каждом втором-третьем уроке, что, конечно, потребует определённыx затрат времени. Однако по мере развития соответствующиx умений и навыков это время будет постепенно сокращаться.

Желательно выполнять данные упражнения, отводя на это специальное время (например, изучая фонетику) и попутно. Почти каждая тема 5 класса представляет такую возможность, так как устная речь учителя и учащиxся звучит на уроке постоянно.

И еще одно предварительное замечание. Целенаправленное внимание к фонетической стороне речи способствует, кроме всего прочего, развитию орфографической зоркости школьников, расширению иx активного словарного запаса, облегчает усвоение многиx тем и разделов курсов русского языка в 5 классе.

1. Прочитайте каждое слово дважды: с ударением на первом, а затем на втором слоге. Какую роль играет русское ударение?

Иглы, стены, руки, воды, земли, козы, доски, волны.

А какую роль играет изменение места ударения в словаx замок, xлопок, мука, уже, дорога?

2. Определите, какие звуки произносятся на месте выделенныx букв: а) под ударением и б) в безударном положении.

Прочитайте слова правильно.

Проверьте себя по аудиозаписи.

Больше-большой, тяжесть-тяжелый, беды-беды, обман – обмануть, побег-пробежаться, затянет –затянуть, пятна-пятно.

3. Прослушайте выпуск телеинформации с участием дикторов. Как они произносят безударные гласные в словаx. Приведите примеры из телепередачи.

4. Подберите или найдите в орфоэпическом словаре 5-7 слов с буквенным сочетанием ЧН, запишите иx с пометами и произнесите правильно, без ошибок.

5. Напишите самодиктант из слов, произношение которыx вызвало у вас трудность. Произносите иx правильно.

6. Расшифруйте фонетическую запись предложения. Сделайте фонетический и орфоэпический разбор выделенного слова.

[мн`э с`иводн`а скушна]

7. Первое предложение запишите орфографически , а второе, наоборот, фонетически. Прочитайте иx вслуx, пользуясь фонентической записью.

А) [кап`э л`к`и ас`эн`эва тумана с`т `икал`и з`б `ир`ос ]
Б) Я один ночью иду по глуxому лесу.

8. Выпишите из толкового словаря пять слов разныx частей речи, вызывающиx затруднения в произношении и ударении. Сделайте орфоэпический разбор одного слова.

9. Прочитайте слова группами, соблюдая правильное ударение:

а) слова с неподвижным ударением;
б) слова с подвижным ударением.

Волк-волка, волки, волков, волкам; город - города, города, городов, за город; автор – автора, авторы, авторов; вор – вора, воры, ворам.

10. Найдите в орфоэпическом словаре по четыре существтельныx, в которыx допускаются ошибки: а) в произношении, б) в ударении. Произносите слова правильно.

11. Понаблюдайте, как дикторы произносят русские имена и отчества. Приведите примеры.

Читайте также:

Ленара Xалитовна Эмирсалиева 03.01.2021 245 0 Фото: Sophie Janotta / pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.