РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование навыков культуры правильного питания у детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности

Власенко Лидия Ивановна
воспитатель, педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №163»
г. Барнаул Алтайского края

Актуальность:

В детском возрасте уровень здоровья ребенка во многом определяется качеством питания. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. Питаться разумно – значит не только обеспечить содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды в необходимых количествах, но и удовлетворить индивидуальные потребности детей с учетом физиологических особенностей и социальных условий жизни.

Культура питания в дошкольном учреждении – наука необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.

Желание расширить знания детей в области ЗОЖ послужило поводом принять участие в познавательном проекте «Здоровое питание с детства».

Цель проекта: формирование основ ценностного отношения к собственному здоровью, овладение навыками правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста

Задачи:

  1. Познакомить детей с правилами столового этикета
  2. Познакомить с правилами безопасного питания
  3. Сформировать знания о полезных и вредных продуктах
  4. Сформировать понятие о правильном питании, как одном из важных факторов в сохранении здоровья
  5. Сформировать навык соблюдения гигиенических правил при употреблении пищи
  6. Обучить основам культуры питания
  7. Способствовать повышению культуры питания в семье.

После изучения соответствующей литературы, составления бесед, тематических занятий, подбора информационного материала для родителей, мы приступили к реализации практической части проекта, а именно:

Проводились познавательные беседы с детьми: «Каша сила наша», «Хлеб всему голова», «Как полезны овощи», «Правила поведения за столом», «Полезен ли шоколад» и другие.

Ребята рассматривали иллюстрации, альбомы, знакомились с советами по питанию, выполняли задания в рабочих тетрадях «Разговор о правильном питании».

В ходе занятий и тематических бесед рассуждали: «Какие продукты полезны, а какие нет», «Где живут витамины», «Что мы знаем о вредных продуктах».
Отгадывали загадки о продуктах, овощах и фруктах, грибах и ягодах.

В свободное время организовывались дидактические, настольные игры. Каждый хотел побывать в роли повара во время дидактической игры «Варим борщ и компот».
Не скучали и вечерами, наличие настольно-печатных игр :«Лото» (грибы –ягоды), «Домино» -(фрукты), «Фотовикторина» (овощи и фрукты) помогало весело закреплять знания о полезных и вредных продуктах.

Особый интерес у ребят вызвали игры – драматизации: «Спор овощей», «Хозяйка однажды с базара пришла». Праздничное представление «Осенний переполох» помогло каждому ребенку перевоплотиться, представить и похвалить своего героя (фрукт или овощ) рассказать о его пользе.

В подготовительной группе большое внимание уделяется совершенствованию навыков сервировки стола, умению красиво и правильно накрыть столы к приему пищи детьми, презентации блюд из меню закрепляются ежедневно, в форме дежурства по столовой.

Сюжетно ролевые игры «Продуктовый магазин», «Кафе», «День рождения» так же полюбились ребятам. Они уже умеют самостоятельно распределять роли, длительное время поддерживают игровой сюжет, закрепляют в игре полученные знания о продуктах, блюдах, сервировке стола, культуре питания.

Опытно-экспериментальная деятельность с кока-колой и ментосом позволила детям почувствовать себя исследователями, учеными, не на словах сделать выводы о пользе и вреде сладких газированных напитков. «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать - и я пойму», гласит китайская пословица.

Особое внимание заслуживает тема художественно-творческой деятельности: ребята увлеклись аппликацией с использованием круп. Несколько недель ребята увлеченно создавали свои работы, раскрашивали, оформляли выставки, создавали украшения из макарон (браслеты, бусы) для себя и своих мам.

К участию в творческой выставке «Осенние фантазии из овощей» подключились взрослые члены семей наших ребят, ежедневно в группе рассматривали, оценивали новые работы, вдохновлялись новыми идеями, создавали целые композиции.

Следующим этапом проекта стало изготовление книжек – малышек «Мои любимые продукты», совместная деятельность в диаде «родитель-ребенок» помогла достичь положительных результатов.

Фотовыставка «Самый вкусный бутерброд» вызвала интерес не только у детей, но и у родителей, фотографии бутербродов размещали в родительской группе, получая одобрение со стороны других семей, родители еще с большим энтузиазмом включались в деятельность со своими детьми.

Итогом совместной деятельности по реализации проекта стало создание «Книги полезных рецептов». Где родители совместно с детьми описали любимые блюда их семьи, рецепты их приготовления, а ребята в группе провели презентацию этих блюд, рассказали об этапах их приготовления и пользе.

На заключительном этапе проекта было проведено анкетирование, в котором приняли участие 19 родителей нашей группы.

Результаты анкетирования показали, что:

  • 100% родителей заинтересованы в здоровом питании своего ребенка;
  • Полезными продуктами для детей дошкольного возраста, наиболее часто были названы – овощи, фрукты, молочные продукты;
  • Любимыми продуктами детей, чаще всего, назвали: яблоки, бананы, огурцы, помидоры и шоколад;
  • Отрицательное отношение к вредным продуктам (гамбургеры, хот-доги, кола) – высказали 86% родителей;
  • 100% родителей в целом, удовлетворены питанием ребенка в ДОУ;
  • 86% родителей считают, что пища, которую употребляют дети в ДОУ полезна для их здоровья;

Итоги проекта:

У детей:

  • Сформировались представления о здоровом образе жизни, основах культуры питания
  • Сформированы знания о пользе витаминов, находящихся в продуктах;
  • Усовершенствованы, навыки сервировки стола;
  • Обогащены знания о правилах столового этикета;
  • Сформированы предпосылки для развития чувства ответственности за свое здоровье.

У родителей:

  • Повысился уровень компетентности и заинтересованности в вопросах здорового питания в семье;
  • Сформированы основные понятия рационального питания;

У педагогов:

Повысился уровень профессиональной компетенции по вопросам формирования основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста.

Вывод:

Реализация познавательного проекта «Здоровое питание с детства» в нашей группе, помогла успешно осуществить поставленные цели и задачи:

  • Познакомили детей с правилами безопасного питания;
  • Усовершенствованы навыки сервировки стола;
  • Обогащены знания о правилах столового этикета;
  • Обучили основам культуры питания;
  • Расширены представления о полезных и вредных продуктах;
  • Сформированы представления о здоровом питании и здоровом образе жизни;
  • Способствовали повышению культуры рационального питания в семье
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены