РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методика проведения и сценарии классных часов по формированию основ здорового образа жизни школьников

Подготовила
классный руководитель
МБОУ «Никольская СОШ» Рузский район
Климова Л.С.

Введение

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • провалы в существующей системе физического воспитания;
  • интенсификация учебного процесса;
  • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Обучение - это крайне энергозатратный процесс, а между тем учащихся не обучают восстановлению своих сил, вследствие чего страдает их физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье.

В концепции ортобиоза (здорового образа жизни) здоровье есть совокупность духовно-нравственных, психических и физических проявлений человека, выражающихся в оптимистическом настрое, психической саморегуляции и функционировании внутренних органов и систем в пределах нормы, установленной медициной.
Разрушение одной из составляющих грозит нарушением жизненной гармонии.

Понятно, что профессионально подготовленный педагог не может бесстрастно относиться к сложившейся ситуации, поэтому перед учителями остро встала необходимость в знакомстве со здоровьесберегающими технологиями и овладении ими.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов, форм организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час.

“Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)

Классный час — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом.

Возможные формы проведения классного часа:

  • классное собрание
  • воспитательный час (час классного руководителя)
  • экскурсии
  • тематические лекции
  • беседа (этическая, нравственная)
  • диспуты
  • встречи с интересными людьми
  • викторины по различным областям знаний
  • дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)
  • КВН
  • интерактивные игры
  • •игры — путешествия
  • театральные премьеры
  • психологические игры и тренинги
  • читательские конференции

Классный час выполняет функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.

Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:

  1. С уважением относиться друг к другу.
  2. Любое мнение заслушивать внимательно.
  3. Пока один говорит, все его слушают.
  4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Методика организации и проведения классного часа

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа:

  • Определение темы и задач классного часа
  • Определение времени и места проведения классного часа
  • Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
  • Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
  • Анализ его результативности.

Классные часы, посвященные формированию здорового образа жизни

Понимание здорового образа жизни в рамках ортобиотики не исчерпывается гигиеническими нормами. Скорее акцент делается на обретении человеком самоценности личной жизни, которая в свою очередь включает в себя и формирование философии отношения человека к своему здоровью, и практические навыки самоконтроля и саморегуляции, а также помогает овладевать методами самоактуализации своей личности.

Учащихся необходимо познакомить с теоретическими основами ортобиотики. Идея трехчастности здоровья должны быть усвоены учащимся. Под ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Под ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме. Под ДУХОВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной. На практическом уровне воспитаннику необходимо овладеть навыками рекреации, релаксации и катарсиса ( рекреация – физическое укрепление организма, релаксация – психическое расслабление, катарсис – моральное очищение и возвышение личности).

Общая схема выработки и закрепления навыка выглядит следующим образом.

  1. В рамках классного часа школьникам предлагается материал по мерам осуществления рекреации (релаксации, катарсиса).
  2. Далее в течение 2 (3) недель этот материал закрепляется во время последующих классных часов .
  3. На каждом классном часе в течение учебного года можно уделять примерно пятнадцать минут на овладение новыми упражнениями и закрепления уже изученных.
  4. На классных же часах можно помочь ребятам создать программы по осуществлению личного ортобиоза, а в последствии помочь анализировать получившиеся результаты.

Техники и упражнения, которыми учитель помогает овладеть ребенку, могут быть самыми разнообразными, но необходимо помнить, что нужно донести до него мысль о том, что в течение дня нужно использовать методы и рекреации, и релаксации , и катарсиса.

Сценарий классного часа, подготовленного педагогом и учениками 5-7-х классов для младших школьников.

Форма проведения: Игра-путешествие «Город здоровья».

Задачи:

  • познакомить учащихся с основами здорового образа жизни;
  • сформировать у школьников глубокое понимание здоровья, устойчивый интерес и осмысленное отношение к сохранению здоровья;
  • научить применять свои знания на практике;
  • развить творческие способности детей.

Оборудование: жетончики разных цветов на каждого участника игры; оформление станций «Скорая помощь», «Летняя», «Съедобная», «Вредные привычки», «Физкульт-привет», «Чистота и порядок»; костюмы для героев игры и ведущих; призы и витамины.

Приветствие

Все участники собираются в актовом либо спортивном зале. При входе дети получают жетончики пяти цветов - по числу команд и станций.

Ведущий 1. Сегодня вас ждет необычное и очень интересное путешествие. Какое - вы скоро узнаете.

Ведущий 2
Мы откроем вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить.

Ведущий 1. Жизнь - это богатство, данное каждому, и очень хочется, чтобы она у каждого человека была прекрасной и счастливой. А что такое счастливая жизнь?

Дети отвечают.

Ведущий 2. Мы вам сейчас расскажем сказку, а вы внимательно слушайте и затем ответьте на вопрос: с каким волшебником мы повстречаемся?

Ведущий 1
В одной стране когда-то
Жил-был один король,
Имел он много злата,
Но был совсем больной.

Ведущий 2
Он очень мало двигался
И много очень ел,
И каждый день, и каждый час
Все больше он толстел.
Одышки и мигрени
Измучили всего,
Плохое настроение
Типично для него.

Ведущий 1
Он раздражен, капризен -
Не знает, почему.
Здоровый образ жизни
Был незнаком ему.

Ведущий 2
Росли у него детки.
Придворный эскулап
Микстурами, таблетками
Закармливать их рад.

Ведущий 1
Но вот волшебник ЗОЖ
Явился во дворец.
И потому счастливый
У сказки был конец

Ведущий 2. Так о каком же волшебнике говорится в сказке?
Школьники называют имя волшебника, обозначенное в стихах, - ЗОЖ и объясняют, что это имя означает.

Ведущий 1. Верно! Послушаем сказку дальше.

Выходит Волшебник ЗОЖ.

Волшебник
Ну, что сказать? Долой врача!
Вам просто не хватает Прыгучего мяча.
Вам надо больше двигаться,
В походы, в лес ходить.
И меньше нужно времени
В столовой проводить.
Вы подружитесь с солнцем,
И с воздухом, с водой.
Отступят все болезни,
Промчатся стороной.
Несите людям радость,
Добро и солнца свет.
И будете здоровы
На много, много лет.

Ведущий 2. Так как исцелил волшебник ЗОЖ короля и его детишек? Какие он дал им советы?

Дети отвечают.

Ведущий 1. Верно. Получается, что здоровый образ жизни - это основа счастливой жизни человека. И чтобы его вести, надо соблюдать разные правила.

Ведущий 2. Сейчас мы с вами поиграем. Вы в ходе игры побываете на станциях «Скорая помощь», «Летняя», «Съедобная», «Вредные привычки», «Физкульт-привет», «Чистота и порядок», встретитесь с помощниками Волшебника и расскажете, что вы знаете о здоровом образе жизни.

Участники делятся команды по цвету жетонов, полученных детьми в начале праздника. Каждая команда придумывает название, выбирает капитана и коротко представляется. Командам выдаются маршрутные листы, на которых указан путь их перемещения по станциям. Станции расположены в различных кабинетах школы. Задача ребят - выполнять задания и получать баллы. В течение получаса школьники ходят по станциям в соответствии со своими маршрутными листами, а затем возвращаются в зал для подведения итогов

Игра по станциям

Скорая помощь

Айболит
Я добрый доктор Айболит,
Если что-то заболит,
Времени зря не теряйте,
Свою боль мне доверяйте.
А меня все знают тут,
Звери и детишки,
Вот опять сюда пришли
Девчонки и мальчишки.

Хозяин станции. В жизни каждого из нас случаются неприятности, особенно часто мальчики получают ссадины и раны. Давайте представим одну из таких ситуаций. Вы находились на прогулке. Вдруг один мальчик разбивает колено, у него течет кровь. Каковы будут ваши действия?
Ребята отвечают, показывая свои знания по вопросу оказания первой медицинской помощи.

Хозяин станции. А теперь отгадайте загадки.

Примеры загадок:

Стоит он в баночке в аптечке
Коричневый, пахучий,
А на локтях и на коленях
Он желтый и шипучий. (Йод)

Горькая бывает,
Сладкая бывает.
Глотают ее дети,
Водой запивая.(Таблетка)

Солнечная

Хозяин станции. Ребята, послушайте стихотворение

Забыла Таня про обед,
С друзьями не играет.
Ей до подруг и дела нет,
Лежит и загорает.
Она мечтает загореть,
Чтоб черным стало тело:
Ведь будут на тебя смотреть,
Когда ты загорелая.
Какой-то в шляпке старичок
Ей крикнул: «Эй, косичка!
Ты в этом деле новичок!
Смотри, сгоришь, как спичка!»
Она пример не хочет брать
С тех, кто дает советы
«Отстаньте, буду загорать!»
Вот все ее ответы.
Теперь одеться больно ей,
И, посудите сами,
Она должна весь день лежать,
А не гулять с друзьями.
Проходит мимо детвора
И шепчет то и дело: «А эта девочка вчера
Почти совсем сгорела!».

Так что же случилось с Таней? Какую первую помощь вы могли бы оказать при ожогах?

Дети предлагают варианты.

Хозяин станции. Есть еще одна опасность от палящего солнца. Это солнечный удар. Знаете ли вы, как уберечь себя от него? А если у вашего знакомого случился солнечный удар, каковы будут ваши действия?

Ребята отвечают.

Съедобная

Карлсон
Я - мужчина в цвете лет,
Ну, а вам и дела нет!
Все - настал последний вздох!
Ох, зачем я ел пирог…

Хозяин станции. Ребята, Карлсону плохо, потому что он слишком много съел пирогов! Но мы-то с вами знаем, что есть надо в меру и следить за тем, чтобы продукты, которые мы едим, не вредили организму. Давайте поможем нашему герою - подскажем, что из еды полезно для здоровья, а что - нет.
Хозяин станции показывает детям картинки с изображением продуктов питания. Школьники должны определить, какие продукты полезны для организма, а какие вредны, и объяснить, почему.

Карлсон
Спасибо, ребята!
Теперь буду знать
И строго питанья
режим соблюдать.
Без помощи вашей совсем бы засох.
Ох, зачем же я съел тот огромный пирог?

Вредные привычки
Хозяин станции. Познакомьтесь, ребята, - это ученики Школы волшебства. (Представляет двух мальчиков, наряженных волшебниками.) Они осваивают знания по сотворению чудес, умения колдовства. Когда они стали учиться этому непростому делу, им пришлось изучить много волшебных книг, выучить волшебные слова и с их помощью научиться перемещаться из города в город, наблюдая жизнь людей и оказывая помощь нуждающимся. И в один чудесный летний день они приземлились в очень странном городе. Сейчас они сами расскажут об этом.

Волшебник 1. Город, в котором мы оказались, был сильно задымлен - так, что не видно было ближайших домов.

Волшебник 2. И жители в этом городе были странные: маленькие человечки болезненного вида, с желтыми зубами, ногтями, дурным запахом изо рта. Выглядели они, как маленькие старички. Как вы думаете, ребята, в какой город мы попали? Кого встретили?

Школьники отвечают.

Волшебник 1. Действительно, это был город заядлых курильщиков! Люди, живущие в нем, никогда не видели голубого неба и ясного солнца. Их закрывал густой табачный дым.

Волшебник 2. Через две минуты пребывания там мы почувствовали, что задыхаемся, от дыма появились кашель, насморк, слезы. Нам пришлось побыстрее улететь оттуда, но не можем же мы бросить жителей этого города и оставить их без нашей помощи. Мы решили обязательно расколдовать город!
Хозяин станции. А расколдовать его помогут лишь знания о вреде курения и табачного дыма. Ребята, давайте поучаствуем в этом добром деле вместе с волшебниками: расскажите, что знаете вы о вреде курения?

Участники делятся своими знаниями, а Хозяин станции и Волшебники их дополняют.

Физкульт-привет

Задача учащихся - провести известные им физкультминутки.

Если остается свободное время, у хозяина станции должны быть готовы 1-2 подвижные игры. Например, игра «Физкульт-привет».

Описание игры: ведущий с помощью считалочки выбирает двоих детей - две лягушки, которые встают в центре круга. Ведущий читает слова и показывает движения, все остальные дети, в том числе и лягушки, повторяют за ними.

Ведущий
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки,
Утром рано просыпались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем вам шлем: «Физкульт-привет!»

Затем на счет «один-два-три» все бегут врассыпную, а лягушки догоняют. Те, кого догнали лягушки, встают на их место. Игра продолжается.

Чистота и порядок

Участники заходят в кабинет, в котором все разбросано: книжки, игрушки, одежда. Хозяин станции читает отрывок из стихотворения В. Коркина «Про неряху».

Хозяин станции
Шагает неряха по улице,
Солнышко тучкою хмурится.
Хмурятся люди. А птицы молчат -
Петь для неряхи они не хотят.
Вот положение! Просто беда.
Здесь мыло поможет, Поможет вода.

Я думаю, всем вам известно, что наш великий помощник в укреплении здоровья - личная гигиена. Но порядок должен быть во всем. В порядке мы должны содержать не только свое тело, но и дом, в котором мы живем. Посмотрите вокруг - везде беспорядок, вещи разбросаны. Нужно это исправить!
Ребята наводят порядок в комнате, все расставляют по местам.

Завершение игры-путешествия

Пройдя все станции, команды возвращаются в зал для подведения итогов. Называется и награждается команда-побелитель. Кроме того, каждый из участников получает витаминку - символ здоровья.

Ведущий 1
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,

Ведущий 2
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго, долго будут жить.
Каждый знает, что здоровье
В магазине не купить!

Классный час для 3-4 классов.

ТЕМА: Глаза, уши, язык, нос - наши умные помощники.

Цели:

  • Способствовать осознанию детей необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира.
  • Познакомить учащихся с приемами профилактики заболеваний органов чувств.
  • Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Оборудование:

  • Ура, физкультура! [Текст]: учеб. для учащихся 2-4 кл. четырехлет. нач. шк. / [Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев, Т.Ю. Торочкова, Р.Я. Шитова и др.]. - М.: Просвещение, 1996. - 95 с.: рис.
  • Индивидуальные карточки с изображением органов чувств.
  • Бутылочки для практической работы.
  • Высказывания М.В.Ломоносова, записанные на доске.

1. Орг. момент

(Дети строятся у доски).

Ребята сегодня у нас гости.
Поприветствуем их:
Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам.
(Дети садятся по местам)
А теперь улыбнитесь друг другу.
Улыбнитесь мне.

2. Сообщение темы

О чём пойдёт речь вам подскажут загадки, которые вы должны отгадать:

Два братца глядятся - друг друга не видят
(глаза)

Один говорит, двое слушают
(язык и уши)

Между двух светил я в середине один
(нос)

Итак, тема нашего классного часа (читаем с доски):Глаза, уши, язык, нос - наши умные помощники.

3. Мы с вами поведём разговор об охране и приёмах профилактики заболеваний органов чувств.

Начнём наш разговор о глазах:
- Какое значение для нас имеют глаза?

(Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Благодаря зрению, мы получаем 80% информации об окружающем мире.

Благодаря зрению, мы видим препятствия, которые необходимо преодолевать, тем самым сохраняя нам жизнь и здоровье.)
- Закройте глаза. Представьте, что вы навсегда потеряли способность видеть. Мы не увидим солнца, неба, птиц, маму с папой… Мы не сможем читать книги, смотреть кинофильмы. Мы не сможем шить, рисовать и многое другое делать руками (открывают глаза).
- Приходилось ли вам видеть слепых людей?
Что вы при этом чувствовали? (жалость)
Особую жалость вызывают слепые дети.
- Природа заботливо охраняет орган зрения. Веки и ресницы защищают глаза от яркого света и пыли. Веки внутри влажные. Мигая, они все время смывают с глаз пылинки. Если в опасной близости от глаза появляется какой-нибудь предмет - веки захлопываются. Если в глаз попала соринка, то её сейчас же смывает выделившаяся слеза. Брови не дают попасть в глаза капелькам пота, стекающим со лба.

А для человека самое главное - это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за ним.
- Об этом вы еще раз напомните друг другу. (Дети читают стихотворение).

Глаз поранить очень просто,
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя,
Тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть -Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко.
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра -
От стола до самых глаз
Должно быть 40 сантиметров.
Все: Мы хотим предостеречь!
Нужно всем глаза беречь!

- К этим правилам мне хотелось бы добавить ещё вот что. Через каждые полчаса чтения или письма, необходимо делать перерыв, посидеть с закрытыми глазами или сделать гимнастику для глаз. Мы уже знаем с вами несколько видов зрительной гимнастики.
- Открываем учебники стр.46-47. 

Здесь дан новый комплекс упражнений для глаз. Их вы дома сегодня поучитесь выполнять в перерывах при выполнении домашнего задания и чтении книг, а иллюстрации помогут вам.

- Давайте подведем итог всему сказанному.

ВЫВОД: Глаза - наши помощники. Они помогают нам познавать окружающий нас мир, предупреждают нас об опасности, помогают принимать нужные решения, учат выполнять различную работу.

М.В. Ломоносов писал (читаем с доски): Глаза человека - это точный измерительный прибор

- Окружающий нас мир полон различных звуков: шум ветра, пение птиц, звуки музыки, речь людей. С помощью органов слуха мы слышим эти звуки. Слух, как и зрение, обогащают наше восприятие мира, разнообразит жизнь. А слышит человек при помощи ушей.

- А зачем человеку два уха?

К сожалению, бывают такие ситуации, когда человек теряет возможность слышать одним ухом, тогда он обходится оставшимся. Хотя это и хуже. Два уха обеспечивают надёжность слуха.

Для глухих людей мир слишком беден, а глухого человека надо научить говорить. Но как? В спец. школах глухих людей учат узнавать речь по артикуляции губ.

Потеря слуха - большое несчастье, поэтому слух надо беречь.

- Давайте прочитаем памятку о том, что нужно помнить, чтобы сохранить хороший слух (дети читают цепочкой по очереди, учитель комментирует)

  • Не слушайте слишком громкую музыку.
  • Сильные звуки притупляют чувствительность слуха, к тому же, громкая музыка не всем может нравиться, громкая музыка угнетает самочувствие людей, особенно пожилых. Когда включаете музыку, оглянитесь вокруг, подумайте о ваших соседях. Люди, часто пребывающие среди громких звуков, рано теряют слух, слышат хуже других людей.
  • Не ковыряйте в ушах спичками и другими острыми предметами.
  • Уши надо регулярно мыть с мылом, чтобы в них не скапливалась грязь. От этого ухудшается слух, возникают заболевания, которые могут привести к глухоте. Уши чистят туго скрученной ваткой, смоченной в теплой воде.
  • Не простужайтесь, не ходите в холодную погоду без головных уборов.
  • Если в ухе возникла боль, немедленно обратитесь к врачу.

Все это приводит к отрицательным последствиям. Ухудшают слух курение и алкоголь, которые постепенно влияют на остроту слуха.А вот что говорится о слухе в рубрике это интересно:

У многих животных слух в несколько раз лучше, чем у человека. Например, у собак почти в 2 раза, у кошек в три с половиной раза, а у летучих мышей в 5 раз.
Итак, подведем итог. ВЫВОД: Ухо - очень важный и нужный орган. Оно улавливает и передает нам звуки окружающего мира. Нужно соблюдать правила гигиены и охранять органы слуха, еще одного нашего помощника - уха.

- Ребята, Настя к уроку приготовила сочинение-загадку. Давайте её послушаем. (Выходит, рассказывает):

Я - маленький, толстенький, розовый и всегда мокрый. Все говорят, что мой домик тесный, но мне он нравится. Я люблю, когда ко мне приходят гости. Гостей я пробую на вкус. Сладких, солёных, кисленьких я пропускаю, а вот горьких - нет. Если б меня не было на свете, то люди не смогли бы разговаривать. Угадай, кто я? (язык)

Язык тоже один из наших помощников. Если мы ненароком возьмём в рот что-нибудь противное, или несвежее, язык тотчас это почувствует.

- Давайте по рисункам (карточки на столах) определим чувствительность языка к вкусу и пищи.

Кончик языка - чувствителен к сладкому.
Край - к кислой и солёной пище.
Основание - к горькой пище.

Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. Работая совместно, они как бы предупреждают нас:
Не ешь. Это опасно.
Ешь, но немного.
Это вкусно. Ешь, не бойся.

И так же, как другие органы чувств, он требует к себе бережного отношения. Слишком горячая пища обжигает язык и мы почти не чувствуем вкуса, поэтому горячую пищу употреблять не рекомендуется. Курение тоже притупляет чувство вкуса

ВЫВОД: Язык помогает нам различать вкус пищи и определить её доброкачественность. Язык помогает нам в переработке пищи во рту. Без языка невозможна нормальная человеческая речь. Работает совместно с органами зрения и обоняния.

- Продолжая наш разговор об органах чувств, поговорим еще об одном помощнике… Это… (нос).
Зачем человеку нос? -Через нос мы дышим, в носу воздух очищается от пыли, нос имеет каналы, соединяющие его со ртом и даже ухом. Мы различаем в окружающем нас мире очень много запахов.

(На столах коробочки с ваткой пропитанной духами, соком лимона, хлоркой).

- Давайте определим по запаху, что это? ( Коробочка 1, 2, 3)
Для чего человек должен обладать способностью чувствовать запахи?
Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса.
Предупреждают об опасности - утечка газа, испорченная пища и т.д.
Мы говорили о том, что НОС - фильтр, печка, сторож

Докажите, почему.

В носу имеются реснички, к которым прилипают различные пылинки, попадающие в ном вместе с воздухом. В каналах носа очень жарко, так как по ним протекает кровь, а воздух согревается. В окружающем нас мире очень много запахов. Это запахи цветов, В окружающем нас мире очень много запахов. Это запахи цветов, гари, дыма, яблок, гнили, разложения и т.д., т.е. некоторые из них предупредительные. Так природа позаботилась о нашей безопасности.
- Давайте попробуем сочинить загадку по опорным словам и вопросам про нос.
Что делает? Как? Согревает как в печке
Согревает, очищает, но не фильтр.
Сторожит, но не сторож.
Кто это?

ВЫВОД: Нос очищает, согревает и сторожит, чтобы человек вдыхал чистый и свежий воздух.
- При насморке мы не ощущаем запахов и это очень неудобно. У человека с насморком меняется речь.
Вредно влияет на обоняние курение. Оно притупляет способность различать запахи. Злостные курильщики запахи чувствуют хуже и меньше их различают.
Дикие животные тоже имеют обоняние и гораздо более тонкое, чем у человека. Они по запаху находят съедобные листья и травы, в случае заболевания разыскивают и едят лекарственные растения и ягоды, нос надёжно предупреждает их о ядовитых травах, грибах и ягодах.
- А сейчас Вера и Максим расскажут о народных средствах лечения от насморка.

Отличное средство от насморка- каланхоэ, комнатный цветок.
Лист вымыть, измельчить, отжать сок и пипеткой закапать в нос 1-2 капли. Через несколько секунд вы начнете чихать и тем самым прочистите нос. Кроме того это лекарственное растение убивает микробы.
В борьбе с насморком можно использовать свекольный сок, перемешав его с медом.
(1 ч. л. меда и 2,5 ч. л. свекольного сока). Капать по 5-6 капель в каждую ноздрю.

А вот еще один рецепт:
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар
(так говорится об отваре из ромашки аптечной)

Чтобы не было насморка, необходимо подумать и о профилактике. Закаливание поможет противостоять простудные заболевания. Ежедневно промывайте носоглотку подсоленной водой. А так же профилактическим средством является массаж точек у крыльев носа, переносице, потирание под носом. Давайте его разучим.

Массаж:

  • Потирание крыльев носа (указательным пальцем).
  • Потирание указательным пальцем переносицы.
  • Потирание от крыльев до переносицы снизу вверх и сверху вниз.
  • Потирание под носом.
  • Потирание кончика носа ладонью.

Такой массаж нужно делать утром и вечером 1 - 2 минуты.

ИТОГ

Итак, глаза, уши, нос, язык - это органы чувств, или наши умные помощники.
Для чего человеку необходимы здоровые органы чувств? Они позволяют нам воспринимать окружающий мир, наслаждаться его красотой)
Какую работу выполняют глаза? А уши? Нос? Язык? Глаза видят. Уши слышат. Нос воспринимает запахи. Язык узнает вкус.)
Работают эти органы совместно друг с другом. Они имеют память, помогают, дополняют друг друга. Для того, чтобы они были действительно умными помощниками человека, их нужно беречь. Непоправимый вред наносят вредные привычки: курение и токсикомания.

Заключение

Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей школьного возраста о здоровом образе жизни посредством раскрытия соответствующих тем на классных часах..

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ухудшение здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер, вредные привычки появляются даже у детей младшего и среднего школьного общества

Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи и становятся острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения.

Эта проблема напрямую касается российского образования, в основе принципов которого выдвигаются задачи развития физически, психологически и духовно здоровой личности ребенка.

Методика формирования у детей школьного возраста здорового образа жизни предполагает использование всего возможного арсенала школьных средств по разъяснению, представлению на наглядных примерах (видеофильмы, мультимедийные средства, игровые ситуации, викторины и т.п.) вреда, наносимого здоровью человека экологией, социальной сферой общения, неправильным питанием.

От уровня физического, психического и духовного состояния населения зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе особенно актуальной.

Список литературы

  1. Белов В.И. Психология здоровья. – М.: КПС; Спб.: Респекс, 2000.
  2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.- М.: Моск. психолого-социальный институт, 2004.
  3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 2003.
  4. Мы за здоровый образ жизни http://school-58.ucoz.ru/publ/10-1-0-15
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003.
  6. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: Антиква, 2006
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2023 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены