РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Социальная инклюзия детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в обществе

Автор: Хисамеева Елена Рашитовна

Поскольку мы будем говорить об успешной инклюзии, необходимо указать на то, каким образом эксперты интерпретируют для себя понятие «успех». В первом случае, успешный человек – этот тот, кто добился в жизни поставленных целей, занимает определённый статус в обществе – хорошо учился, получил образование, имеет постоянное место работы.

Во втором случае, успешный человек – этот тот, кто, несмотря на своё социальное положение, обладает человеческими качествами: добропорядочность, отзывчивость. В третьем случае, успех представляет собой совмещение этих двух составляющих, и карьера и создание семьи очень важны, «просто у кого-то складываются сложные отношения с окружающими, потому для них создание семьи – это и есть большой успех». [1]

Предметом моего исследования являются успешные случаи инклюзии детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, факторы успеха, способствующие становлению успешной социальной инклюзии детей-сирот в обществе. Объектом стали обучающиеся, относящиеся к категории детей-сирот «Сахалинского политехнического центра №1». В данном учреждении обучается 46 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 10 детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья. Работа с обучающимися данной категории проводится на основе существующего законодательства и находится на постоянным контролем администрации.

В учебно-воспитательную работу с обучающимися данной категории кроме социального педагога включены практически все структурные подразделения образовательного учреждения. Постоянную, системную, плановую работу вели и педагог-психолог, руководители групп, мастера п/о., фельдшер, библиотекарь, педагог- организатор, педагог по физическому воспитанию, воспитатели в общежитии и др.

Применяемые формы работы традиционны: массовые, групповые, индивидуальные. Работа в группах в рамках «Час социального педагога» позволяла не только донести, разъяснить информацию, но и решать спорные вопросы, находить приемлемые правовые пути решения, учить говорить и слушать. Доля индивидуальной работы - наибольшая (из-за психологических и психических особенностей сирот). В индивидуальной беседе дети лучше идут на контакт, раскрываются, кроме того многие вопросы требуют именно индивидуального разрешения.

Особое значение придается проблеме воспитания детей без семьи. Дети, которые воспитываются в детских домах, школах-интернатах, имеют особенности в психической и эмоционально-личностной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, в состоянии здоровья, определенным различным факторам.

Ребенок-сирота требует, прежде всего, особых методов его сопровождения развития при поступлении в образовательное учреждение. Основной идеей воспитания детей-сирот является формирование условий для становления личности, которая в процессе своего развития обретает способности самостоятельно строить свой вариант жизненного пути достойного человека.

Большое внимание уделяется дополнительному образованию, где у каждого обучающегося есть возможность реализовать свои способности, проводятся занятия с преподавателем по шахматам, по танцам и фитнесу, действует кружок по выкладыванию бисером картин, который посещают даже мальчики, создавая очень интересные работы.
Взаимоотношения между ребятами складываются разные, иногда вспыхивают ссоры, как обычно это бывает, серьёзных инцидентов никогда не возникало, иногда очень хорошие. Чаще всего это хорошие отношения, как с ровесниками, так и с преподавателями.

Нужно учесть, что большинство детей уходят из школы после девятого класса в связи с тем, чтобы получить первую «рабочую» профессию в училище или техникуме и иметь возможность вскоре устроиться на работу для получения собственного дохода; немногие решаются продолжить обучение до 11-го класса, а тем более поступить в ВУЗ. Скорее всего, это связано с тем, что ребята не уверены в своих силах, не видят в будущем возможности реализовать свои способности, образование не является для них приоритетом в жизни.

Понятие «интеграция» используется порой в противоположном смысле. Термин «интеграция» рассматривается либо относительно ограниченной проблемы (например, интеграция инвалидов по слуху в современном обществе; интегрированный подход в обучении слепых, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития, либо объясняется в обобщенном виде: интеграция - включение человека в общество, усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок, процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей).

Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:

  • воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;
  • активное участие в данном процессе самого ребенка;
  • совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недостаточной для детей с ограничениями жизнедеятельности. [2]

В системе образования, на всех ее ступенях, интеграция означает реальную, а не объявленную возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодежи с проблемами в развитии - обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования»

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно- этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Инклюзия актуальна для государства - количество детей, нуждающихся в особом к себе отношении (инвалидов, сирот и т.п.) возрастает. Плохо обученные, невоспитанные, не социализированные, они могут представлять реальную опасность для здоровья общества, для экономики государства. Организация инклюзивного обучения, воспитания детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья - процесс сложный, ставящий множество вопросов как теоретического, так и практического характера.

Совершенно очевидно, что инклюзия требует объединение усилий педагогов, психологов, социальных работников, медиков, самих детей на базе скоординированных ценностей.
В результате можно сказать, что для ребёнка важно присутствие в его жизни значимого взрослого, именно этот фактор способствует успешному выстраиванию взаимоотношений с окружающими и дальнейшему благоприятному вхождению в общество. Ведь на основе признания значимости отношений с воспитателями, учителями и друзьями, лицами условно «замещающими» родителей, социальными сиротами строится эмоциональная компенсация родительской заботы. Наличие таких социальных контактов, открывает возможности для развития детей, для раскрытия их творческих, интеллектуальных способностей, а также привития им морально-этических и духовно-нравственных ценностей.

Сложнее обстоит дело с детьми, которые попали в «изолированную» ситуацию уже в старшем возрасте, имея за плечами негативный опыт, ведь многие из них злоупотребляли алкоголем, связывались с наркотиками, есть ребята, которые не доучивались, попадались на кражах и сбегали, судьбы не радужные. Ведь если родителей лишили прав, значит они либо алкоголики, либо наркоманы и детям уже на генном уровне тяжело и учёба даётся труднее, чем всем остальным». Такие дети очень тяжело воспринимают окружающих, «как волчата, против всего надо ощетиниться на всякий случай (если домашним делаешь замечания, они хоть замолчат), то эти дети сразу: а почему? – это болезненное восприятие, они несчастные и так, а сейчас их будут делать несчастными ещё больше» Поэтому, «чем раньше ребёнок будет изъят из такой маргинальной семьи, тем больше у него шансов на успешную адаптацию».

Детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья при получении образования в образовательной организации при условии совместного обучения с другими нормативно развивающимися обучающимися рекомендуется инклюзия с различной степенью включенности в образовательный процесс. Показаниями для инклюзивного обучения детей с ОВЗ являются возможности и ограничения ребенка: степень выраженности дефекта, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.

Библиографические ссылки
1. https://pandia.ru/text/77/194/28066.php
2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=12028

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2023 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены