РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемное обучение как способ повышения качества профессионального образования для подготовки квалифицированных специалистов

Давно замечено, что если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно притупить его природные творческие способности, «разучить» его думать самостоятельно, отбить интерес и вкус к процессу познания. Процесс мышления в полной мере проявляется и развивается в процессе проблемного обучения, технология которого в значительной мере основана на самостоятельном получении новых знаний студентами.

Умственный поиск – это сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если преподаватель дает задание студентам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.

Основное различие между проблемным и традиционным обучением в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности обучающегося и развития его творческих способностей.

Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация -> проблема -> поиск способов ее решения -> решение проблемы.

Проблема должна быть интересной. Формированию интереса способствует ряд приёмов:

  • раскрытие значения данного учебного материала;
  • периодическая демонстрация достигнутых успехов по завершении очередного этапа;
  • создание и использование наглядных пособий, технических средств;
  • кружковая - исследовательская работа, показывающая возможности применения полученных знаний.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

  1. Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении обучающимися.
  2. Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под его руководством находят решение. Педагог направляет обучающегося на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.
  3. Студент ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У обучающегося воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
  4. Студент сам ставит проблему и сам ее решает. Преподаватель даже не указывает на проблему: обучающийся должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В конечном итоге мы можем наблюдать, что у студентов улучшается восприятие учебного материала, самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, положительно сказывается на развитие клинического мышления, а так же способствует повышению уровню познавательной деятельности.

Структура проблемного урока создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью обучающегося.

Примеры:

  1. Сварка в потолочном положении (сварочная ванна под действием силы тяжести стремится вытечь)
  2. Сварка чугуна (высокая склонность к образованию трещин, образуются тугоплавкие окислы, имеющие t-ру плавления выше, чем у чугуна; высокая жидкотекучесть затрудняет формирование шва)
  3. Резка алюминия: Температура горения алюминия в кислороде 900°С, а плавления - 660°С, следовательно гореть он будет только в жидком состоянии, получить стабильную форму реза невозможно. Алюминий образует окисел с температурой плавления 2050°С , что в три раза больше, чем самого алюминия. Условия кислородной резки не выполняются.

Таким образом, если сообщающее обучение направлено на сообщение знаний, то проблемное - нацелено и на развитие творческой стороны личности обучающегося через решение проблем.

Выводы:

  • в отличие от традиционного, в проблемном обучении познание идет путем поиска выхода из возникающей проблемной ситуации через решение проблемных задач;
  • роль педагога заключается в организации проблемных ситуаций и постановке проблемных задач;
  • обучающийся приобретает новые знания, решая проблемные задачи, поставленные преподавателем;
  • мышление начинается в проблемной ситуации.

Постоянная постановка перед студентом проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. А, следовательно, - войдя в жизнь, он будет более защищен от стрессов и более подготовлен к непростым жизненным ситуациям.

Список литературы:

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 2006. - 315 с.
  2. Баксанский, О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация [Текст] / О.Е.Баксанский, М.В.Чистова // Наука и школа. - 2004. - №1. - С. 19-25.
  3. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Текст] / А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс, 2009. - 247 с.
  4. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке [Текст] / И.А. Ильницкая. - М.: Омега, 2010. - 221 с.
  5. Какрамова, К. Проблемное обучение: проблема образования или общества? [Текст] / К. Карамова, Н. Терещенко // Наука и школа . - 2012. - № 11. - С. 35- 37.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены