РАЗРАБОТКИ
|
Методические рекомендации по педагогике и психологии к педагогической практике студентов
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА
Психолого-педагогически анализ урока - один из элементов системы подготовки будущего учителя, так как позволяет раскрыть психолого-педагогические требования к уроку не только в теоретическом плане, но и показать их реализацию на практике.
Умение комплексно анализировать урок необходимо в профессиональной подготовке студентов.
- Во-первых, педагогическая деятельность ‚требует синтеза психологических и педагогических знаний, овладения базирующимися на их основе межпредметными умениями.
- Во-вторых, психолого-педагогический анализ урока предполагает знание нормы, эталона, с которым не только соотносится рассматриваемый урок, но и строится свой собственный. В-третьих, умение анализировать посещенные уроки учителей дает возможность выделить в их опыте то, что обогатит имеющийся собственный опыт. В-четвертых, качественный анализ студентом проведенного им урока является начальной ступенью, ведущей к педагогическому мастерству, поскольку анализ собственного урока позволяет студенту соотнести его с требованиями, которые предъявляются к современному уроку, увидеть положительное и требующее совершенствования, своевременно устранить недостатки.
Овладение студентами умением комплексно - с позиций педагогики и психологии анализировать урок - длительный процесс, который состоит из пяти этапов.
Первый - изучение курса дидактики. В период школьного практикума студенты учатся анализировать урок в соответствии с определенными дидактическими целями: например, с точки зрения реализации на уроке дидактических принципов, использования методов обучения.
Второй - практические занятия по возрастной психологии. Студенты знакомятся со схемой психологического обоснования конспекта урока и обосновывают в соответствии с ней два-три собственных конспекта, составленных при изучения методических дисциплин.
Примерная схема психологического обоснования конспекта урока.
- Каким образом будет достигаться целенаправленность деятельности учащихся на уроке и на различных его этапах?
- Какие предполагается использовать приемы для активизации внимания учащихся, процессов восприятия, памяти, мышления и воображения?
- Каким будет на уроке соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности учащихся и чем обусловлено такое соотношение?
- Каким будет соотношение в использовании конкретного и обобщенного материала (опора на образ или понятие)? Почему?
- На какие приемы умственной деятельности должны опираться учащиеся при выполнении различных видов учебной работы? Какие приемы и в Каких заданиях предполагается совершенствовать?
- Предполагается ли на данном уроке использовать перенос знаний, умений, приемов? Каких? Как предполагается организовать перенос?
- Какой эмоциональный настрой будет у учащихся на данном уроке? Что должно вызвать положительные эмоции, что может вызвать эмоции отрицательные? Какие приемы предусматриваются для снятия утомления и активизации положительных эмоций?
- Какие свойства личности учащихся предполагается развить на данном уроке? Какие условия для этого будут созданы?
- Как вы предполагаете учитывать на уроке различный уровень обучаемости школьников (темп продвижения, различный уровень умственного развития, интеллектуальную пассивность и т.п.)
- Какие трудности в усвоении нового учебного материала могут возникнуть у учащихся разного уровня обучаемости? Как вы к этому подготовились в процессе разработки конспекта данного урока?
Третий школьный практикум.
Студенты ознакомятся с программой психолого-педагогического анализа урока (см. ниже) и методикой ее использования. Кроме того, под руководством. преподавателя проводят анализ урока по отдельным направлениям; выделенным в этой программе.
Четвертый – прохождение методической практики.
Студенты под руководством психолога проводят комплексный анализ непосредственно наблюдаемых уроков учителей начальных классов, а также уроков своих товарищей по группе. Каждый из студентов должен принять участие в коллективном анализе уроков по разным учебным предметам. Активность студентов, самостоятельность их суждений учитывается при выставлении оценки по психологии на методической практике.
Пятый - предусматривает самостоятельный письменный анализ урока, проведённого в начальных классах школы.
Психолого-педагогический анализ осуществляется, в соответствии с программой, которая приводится ниже.
Письменный анализ одного из посещенных уроков студенты выполняют непосредственно в школе. Работа организуется следующим образом: руководитель практики в школе, заранее оповещает студентов об уроке, анализ, которого они будут производить.
Знание темы предстоящего урока позволит, студентам подготовиться к его анализу: определить место данного урока в изучении соответствующего раздела программы, возможные цели и задачи урока, варианты его методического построения, специфику изучаемого на уроке материала.
До начала урока учитель по просьбе руководителя практики в школе сообщает о целях и задачах, которые он ставит на данном уроке.
После наблюдения урока студенты‚ в присутствии руководителя практики в школе (психолога или педагога), анализируют урок.
Необходимо вести протокол урока, который должен включать подробное описание деятельности учителя и учащихся, время, отводимое на те, или иные этапы урока. В протоколе также важно отразить‚особенности речи, общения учителя и учащихся, темп выполнения предлагаемых заданий, внимание класса и отдельных учащихся, в разные моменты, урока, заинтересованность учащихся в выполнения заданий.
Конспект урока должен быть, максимально подробным, что облегчит последующий анализ.
Для получения оценки студент сдает преподавателю конспект урока и его психолого-педагогический анализ.
Примерная схема записи урока
1.Т. Школа, класс, предмет, учитель, дата.
2. Тема урока.
3. Цель урока и его задачи узнать у у учителя до начала.
урока).
4, Этапы урока. Подробная запись деятельности учителя и
учащихся на каждом этапе, фиксация времени, отведенного на
каждый этап урока.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
1.. Тема урока. Это место в системе уроков данной темы.
2. Основная дидактическая цель. урока. Тип урока.
3, Образовательные, воспитательные и развивающие задачи
урока. Правильность их постановки в соответствии содержанием программного материала и особенностями учащихся данного класса, Создание условий для принятия учащимися образовательной и развивающей задач урока,
4, Структура урока, ее рациональность.
0. Организация урока;
- готовность учащихся к уроку;
- готовность учителя к уроку ( продуманность плана, подготовка доски, наглядных пособий, ТСО и т.п.); |
- организация учащихся: мобилизация их внимания, требования к подготовке: рабочего места, содержание его в порядке в течение всего урока, создание условий для устойчивого сохранения, внимания, его переключения в соответствии с задачами урока.
6. Отбор учебного материала на урок:
- соответствие содержания урока его основной цели;
- научная направленность изучаемого учебного материала, связь научных знаний с жизнью, с личным опытом учащихся;
- доступность, систематичность и последовательность в изучении материала, реализация внутрипредметных и межпредметных связей; |
- отражение взаимосвязи теории и практики, достаточность упражнений для выработки умений и навыков;|
- соответствие объема учебного материала программным требованиям, возможностям учащихся,
7. Методы и приемы работы учителя на уроке:
- соответствие используемых методов целям и задачам урока, содержанию учебного материала, возрастным особенностям учащихся;
- сочетание репродуктивной и творческой деятельности на уроке;
- используемые приемы способствовали развитию памяти, мышления, речи, внимания учащихся, их учебно-познавательных интересов, активности и самостоятельности;
- целесообразность способов контроля за деятельностью учащихся на уроке;
- объективность, своевременность и разнообразие форм оценки деятельности учащихся, характер приемов, использовавшихся для подведения итогов каждого этапа урока, всего урока в целом,
8. Деятельность учащихся на уроке:
- в какой мере деятельность учащихся при выполнении ‘различных заданий была подчинена учебной задаче;
- устойчиво ли сохранялось внимание учащихся, быстро ли переключалось с одной задачи на другую, что этому способствовало;
- какие наблюдались внешние проявления совершаемой умственной деятельности, Как использовалась внешняя и льда волн речь при выполнения. заданий;
- насколько оправданным и целесообразным был характер выполнения заданий учащимися (по образцу, путем простого копирования, самостоятельного нахождения способа решения);
- какими конкретными и обобщенными: умственными действиями владеют школьники, В какой мере у них сформирована учебная деятельность; каков уровень осознания выполняемых. ‘действий, деятельности в целом;
- в какие моменты урока наиболее ярко были выражены эмоции, с чем это связано; как влияли положительные и отрицательные эмоции на познавательную активность учащихся; были ля случай, когда эмоции изменяли поиск решения задачи, когда деятельность осуществлялась без видимого эмоционального отношения;
9, Деятельность учителя на уроке:
- знание учебного материала, умение выделить в нем главное, адаптировать его В соответствии 0 возрастом точно заинтересовать учащихся материалом ‘урока;
- умение прогнозировать усвоение ‘информации школьниками, перестраиваться в соответствии с реальной ситуацией возникшей на уроке;
- умение устанавливать контакт с классом, стиль общения, педагогический такт, характеристика речи (дикция, культура, образность, эмоциональность), ‚экспрессивные качества;
- умение воспринимать психическое состояние учащихся, за внешними фактами поведения видеть личность ученика;
- умение учителя организовать как собственную деятельность,так и коллективную, и индивидуальную деятельность учащихся,
- поддерживать дисциплину и порядок на уроке,
10. Общая оценка урока:
- решение во взаимосвязи всех задач урока: образовательных(качество усвоения знаний, уровень конкретных умственных действий), развивающих (овладение приемами и способами умственной деятельности, развитие памяти, мышления, внимания, формирование учебной деятельности в единстве всех ее компонентов: содержательного, операционного и мотивационного), воспитательных ( формирование ОСНОВ Научного мировоззрения, широких социальных й учебно-познавательных интересов, формирование необходимых свойств. личности: коллективизма, организованности, дисциплинированности, ответственности, целеустремленности, инициативы, самокритичности.
- атмосфера урока (отношение. учащихся к предмету, взаимоотношение учителя и учащихся);
Организационная, логическая и психологическая завершенность урока.
11. Предложения по. повышению эффективности. урока:
- по улучшению управления учебной деятельности учащихся;
- о формированию положительного отношения младших школьников к обучению, по формированию учебной - деятельности, необходимых свойств личности.
Список рекомендуемой литературы
- Бабанский № Ю.К, требования К современному уроку // Начальная школа, № 6.
- Божович В. Д., Якиманская И. с; Психолого-педагогические требования к современному уроку
- Векслер Современные требования к уроку
- Зверев И.Д. Современный урок: поиски, проблемы, решения// Педагогика. 1986
- Махмутов М.И, Современный урок
- Онищук В. А. Урок в современной школе.
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|