РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование специальных компьютерных программ для изготовления одежды на уроках швейного дела

Учитель швейного дела
Лузан Галина Викторовна

Цель - формирование и развитие творческих способностей при создании эскизов и пошиве моделей одежды, умение самостоятельно применять полученные знания и навыки.

Задачи:

  • приобретение воспитанниками теоретико-практических основ в области конструирования, моделирования и пошива одежды;
  • формирование эстетического вкуса;
  • воспитание самостоятельности, усидчивости, познавательной активности;
  • коррекция всех психических процессов
  • развитие творческого потенциала обучающихся, воспитание любви к профессии

Каждый педагог, работающий в коррекционной школе, даже очень хорошо знающий индивидуальные психологические особенности детей, умеющий эффективно учитывать эти особенности при планировании своей работы (подборе средств и методов обучения), тем не менее постоянно сталкивается с определенными трудностями, которые непосредственно связаны со спецификой усвоения теоретических знаний детьми.

Нарушение познавательной деятельности, зачастую осложненное нарушениями отдельных анализаторов, приводит к ограничению возможности учащихся самостоятельно получать информацию, осваивать новые знания и умения. Известно, что именно эти способности служат залогом дальнейшей успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Конечно, полностью исправить недостатки умственного развития нельзя, но выработать желание и умение приобретать знания, использовать их в жизни - реальная и посильная задача. Важно, чтобы в учебном процессе ребенок находился в активной позиции. Такая организация урока, где за основу берется познавательный интерес - это приближение к формированию познавательной активности учащихся.

Одним из эффективных средств, помогающих как ученику самостоятельно закреплять полученные знания, так и учителю, получающему в свое распоряжение еще один механизм коррекционного воздействия, являются компьютерные технологии.

Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении такого предмета, как швейное дело. Преподавание этой дисциплины невозможно без наглядных средств обучения. Обучение труду требует широкого применения таких пособий, как технологические карты, схемы, таблицы, иллюстративный материал, аудио и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала.

Эмоциональный настрой урока с использованием компьютера совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. Кроме того, компьютерные наглядные пособия легко хранить и находить, они не выцветают, не пылятся, не ломаются; при желании их несложно откорректировать. С помощью все того же компьютера несложно создать и необходимые дидактические материалы, с учетом особенностей конкретного класса.
Нетрудно организовать и индивидуальную работу для детей, пропустивших урок или не усвоивших материал.

Использование информационных технологий в обучении швейному делу позволяет создать условия для успешного приобретения учащимся знаний за счет:

  1. прекрасной наглядности, создаваемой компьютером;
  2. реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ;
  3. автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т. е. о его достижениях в ходе занятия);
  4. технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;
  5. развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

Шитье, это не только полезное хобби, но и основа приобретения профессии. Многие выпускники нашей школы пошли по этому пути и успешно работают в швейном производстве .

Основной целью - является формирование и развитие творческих способностей при создании эскизов и пошиве моделей одежды, умение самостоятельно применять полученные знания и навыки. Для достижения поставленных целей наша школа решает следующие задачи: - приобретение воспитанниками теоретико-практических основ в области конструирования, моделирования и пошива одежды; - формирование эстетического вкуса; - воспитание самостоятельности, усидчивости, познавательной активности; - развитие творческого потенциала обучающихся, воспитание любви к профессии В последнее время появились такие программные средства, которые помогают не только найти нужную модель одежды за несколько минут, но и получить готовую выкройку по соответствующим размерам. Например, программное средство, разработанное фирмой ЛЕКО "КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЖУРНАЛ МОДЕЛЕЙ". В каталоге рисунков предлагается выбрать понравившуюся модель, ввести четыре размерных признака (рост, обхваты груди, талии и бедер). Через несколько минут детали выкройки будут распечатаны на любом принтере. Подобное использование компьютерной техники позволяет за короткое время получить точную выкройку для раскроя изделия..

К каждой модели прилагается подробное описание по пошиву: фурнитура, швы, рекомендации по выбору ткани, поэтапное описание раскроя модели.
Программа «Швейное дело» в коррекционной школе VIII вида включает изготовление учащимися следующих видов лёгкой женской одежды: юбок, блузок, платьев, халатов. Хорошее качество выполненных изделий значительно повышает мотивацию учащихся к обучению, побуждает желание трудиться, творчески относиться к работе, повышает заинтересованность, работоспособность, активность, самостоятельность в выполнении работ, способствует развитию эстетического вкуса.

Качество пошива швейных изделий в большой степени зависит от качества лекал деталей этих изделий и способностей учащихся. Учебной программой предусматривается построение чертежей основ деталей изделий и простейшее их моделирование. Но здесь в процессе обучения возникает сложная проблема. Учащиеся коррекционных школ не имеют основных навыков черчения, не вполне совершенны их вычислительные способности, пространственное представление предмета. При построении чертежей деталей, моделировании учащиеся испытывают серьёзные затруднения, и самостоятельно, без постоянных контроля и помощи учителя с данным видом работ не справляются, навык построения чертежей полностью не закрепляется, не отрабатывается (чертежи выполняются один раз). Необходимо учитывать и тот факт, что организм учащихся в данный период их развития интенсивно растёт, и выполненные лекала деталей через небольшой промежуток времени (полгода, год) уже непригодны для использования.
В наше время производство тканей и швейное производство предлагает изящные модели и широкий ассортимент одежды, поэтому учащиеся не хотят выполнять простые изделия, а заинтересованы в изготовлении современных модных изделий. Кроме того, основная задача обучения состоит в том, чтобы учащиеся могли использовать полученные знания и навыки не только на уроках, но и в последующей самостоятельной жизни.

На наш взгляд, одним из актуальных вариантов решения данных проблем является применение в обучении компьютерных технологий.

Мы используем CD «Компьютерный журнал моделей». На их сайте www.lekala.info мы просматриваем «Компьютерные журналы моделей», которые имеют разную тематику, знакомимся с содержащимися в них моделями, выбираем интересующий нас журнал и оформляем заказ.

При работе с CD «Компьютерный журнал моделей» учащиеся знакомятся с внешним видом, названием, техническим рисунком, с изображением конструкции и чертежами деталей моделей. Они могут получить указания по выбору ткани, необходимых материалах, их расходе и рекомендации по пошиву изделия.

Применяя CD «Компьютерный журнал моделей», учащиеся достаточно легко и быстро могут сделать хорошие и точные индивидуальные лекала всех деталей модели на фигуру конкретного человека по его меркам в натуральную величину. Для этого им необходимо ввести в компьютер четыре мерки: обхваты груди, талии, бёдер, рост человека. Чертежи деталей выполняются путём ввода команд в компьютер на обычной бумаге для компьютера форматом А-4 на обычном принтере.

Алгоритм изготовления лекал деталей модели следующий:

  • выбор нужного компьютерного журнала,
  • установка и загрузка диска в компьютер,
  • просмотр всех моделей (изображений и технических рисунков),
  • выбор модели,
  • просмотр общего чертежа деталей изделия, отдельных чертежей деталей,
  • ознакомление с описанием модели, с указаниями и рекомендациями по изготовлению изделия,
  • ввод в компьютер индивидуальных мерок фигуры человека,
  • поочерёдное изготовление чертежей всех деталей модели путем ввода команд в компьютер.

Понятно, что каждая деталь на одном листе формата А-4 не поместится, поэтому компьютер печатает чертёж одной детали на нескольких листах, а на одном листе будет только часть детали. Листы складываются рядами в определённом порядке.

Для каждой детали отдельно компьютер выполняет нумерацию листов. Здесь важно не перепутать листы деталей и складывать листы каждой детали отдельно или помечать листы одной детали каким-нибудь своим значком, иначе в дальнейшей работе могут быть серьёзные затруднения. Нумерация листа наносится в верхнем левом углу, например: лист 2/3.

Это означает, что данный лист нужно положить в чертеже выкройки вторым листом в третьем ряду, то есть первое число показывает порядковый номер листа в ряду, второе число – номер ряда выкройки. Поля листов, которые находятся внутри детали, можно обрезать или наклеить внахлёст. Разложив все листы одной детали по номерам, получим полный чертеж детали в натуральную величину. Вырезав части детали из каждого листа и склеив их, получим полное лекало детали. Можно выполнить и наоборот: сначала склеить все листы, а затем вырезать полностью деталь (при выполнении вторым способом у учащихся возникает меньше трудностей)

Опыт показывает, что изготовленные таким способом лекала достаточно точны, почти не требуют корректировки, так как при проведении примерок почти не требуется исправления недостатков или требуются незначительные исправления

Как же учащиеся коррекционной школы справляются с такой работой?

Когда компьютеры широко вошли в наш быт, почти все учащиеся уже знакомы с компьютером и имеют неплохие навыки работы с компьютерными дисками. Им достаточно пояснить особенности работы с «Компьютерным журналом моделей», познакомить с алгоритмом работы, повторить алгоритм 2-3 раза и учащиеся хорошо ориентируются, успешно справляются с заданием. Дети с удовольствием работают на компьютере.

Подобное использование компьютерной техники позволяет за короткое время получить точную выкройку для раскроя изделия.

Освоив навык компьютерного изготовления лекал швейных изделий, учащиеся смогут самостоятельно изготавливать одежды на конкретную фигуру.

Список литературы:
1. Сайт www. lekala. info.
2. CD «ЛЕКО Компьютерный журнал моделей»
3. О.А.Кожина. Технология. Обслуживающий труд: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа,2007
4. Юдина Е.Н., Евтушенко М.А., Иерусалимская О.А. Шейте сами. – СПб: Редакционно-издательский центр «Культ-информ-пресс»,1992
5. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/ Сост. Л.П.Барылкина, С.Е. Соколова. – М.: 5 за знания, 2006.
6. Кройка и шитье: Сост. Сокол И.А. – М: ООО «Издательство АСТ»; Харьков «Фолио», 2003.
7. http://www.osinka.ru/Pattern/Free/
8. http://www.modnica.org/retro/12.php
9. http://www.osinka.ru/Sewing/Modelling/Basic/Skirt_Uliana.html

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены