РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Шутова Виктория Александровна,
Патлахова Карина Витальевна,
студенты кафедры начального образования
ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»;

Введение. Повышенный интерес к проблеме формирования нравственности младших школьников обусловлен возникшей необходимостью современного общества в воспитании достаточно высокого морального и духовно-нравственного поколения.

Многие исследователи полагают, что одним из важных факторов в развитии процесса нравственного воспитания младших школьников в учебном процессе играет эффективный выбор учителем методов и приёмов нравственного воспитания на уроках литературного чтения. Однако, существуют определенные трудности в осуществлении выбранных методов и приёмов, а также в организации взаимного сотрудничества обучающихся и учителя.

Таким образом, проблема формирования нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы требует более внимательного анализа. Для этого нужно раскрыть особенности, проанализировать формы и методы, выделить способы, применяемые педагогом на уроках для оптимизации процесса нравственного воспитания младших школьников.

Цель статьи – раскрыть особенности формирования нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Изложение основного материала. Проблему нравственного воспитания во все времена исследовали философы, психологи и педагоги-ученые. Сейчас она особенно актуальна, т.к. в современных условиях, когда социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится всё более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитания личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была с человеческим лицом: для блага человека.

Для эффективного осуществления нравственного воспитания младших школьников, необходимо применять комплексный подход при изучении основных предметов, изучаемых в начальных классах и, особенно, это касается цикла гуманитарных предметов: литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства. Особую важность, приобретает тот факт, что начинать работу по воспитанию нравственных качеств и привитию моральных ценностей следует именно в младшем школьном возрасте, так как то, что дети видят и слышат в семье, формирует в дальнейшем их отношения к миру и во взрослой жизни [1].

Одной из важных задач в нравственном воспитании младшего школьника является наполнение его нравственными понятиями и представлениями. Воспитание нравственности влияет на сознание, чувства ребёнка, способствует развитию привычек и навыков нравственного поведения. Каждый ребенок в разной степени овладевает нравственными привычками и навыками.

Смысл изучения нравственных качеств учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников. Задачей учителей современной начальной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Уроки в начальной школе содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Литературные произведения знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие.

Психологические особенности младшего школьного возраста состоят в том, что у них особенно развита любознательность, честность, отзывчивость, желание усваивать новую информацию, формируется благоприятная среда для развития мышления и познавательных интересов. Когда процесс обучения интересен, то и учиться становится легко и просто. Все это наталкивает учителя на такие вопросы: «Что нужно сделать, чтобы школьники шли в школу с желанием? Как направить и сформировать их стремление к овладению знаниями?».

Ш.А. Амонашвили в своих трудах говорил о том, что «педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни, чтобы этот процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями» [2].

Немаловажную роль в начальном обучении играют уроки литературного чтения. Школьники, хорошо читающие, имеющие высокий уровень речевого развития, будут иметь успех в дальнейшем обучении в старшей школе. В связи с этим каждый учитель стремится к тому, чтоб чтение стало самым любимым предметом для учеников.

Невозможно переоценить роль уроков литературного чтения в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Прежде всего, на этих уроках дети знакомятся с обычаями и традициями своего края и народа в целом. В процессе чтения, осуществляется усвоение школьниками этих ценностей, так как в процессе чтения произведений взаимодействуют и интеллект, и эмоции, и воля, а значит, одновременно осуществляется процесс общего и нравственного воспитания личности младшего школьника, его развитие [3].

Дети приходят в первый класс прежде всего с желанием научиться быстро и бегло читать. Поэтому с первых уроков чтения педагогу следует использовать это стремление с пользой для ребёнка: заинтересовать и привлечь к процессу чтения литературных произведений.

Всем известно, что огромное влияние на младших школьников оказывают сказки, ведь они хорошо воспринимаются детьми. Сказки содержат глубокую народную мудрость, нравственность и мораль. Анализируя с учащимися сказочные ситуации, характеризуя персонажей, описывая характеры героев сказки, у детей формируется шаблон поведения в конкретных ситуациях.

Так, в четвертом классе уроки посвящены таким сказкам как: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Эти сказки насквозь пропитаны нравственностью, патриотизмом и духовностью. Ученики получают эстетическое удовлетворение, читая сказки, и изучают нравственные нормы общества: почитать старших, быть благодарным, трудолюбивым, честным и ответственным. Глубокий нравственный смысл русских народных сказок находит свое продолжение в литературных сказках, которые учат школьников усваивать моральные правила и принципы – жить в мире и согласии с природой и самим собой.

При чтении «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина, младшие школьники приходят к выводу о том, что всегда добро возвращается к тому, кто правильно поступает в своей жизни.

Много интересного дети могут узнать о прошлом от пожилых людей, именно от старшего поколения они постигают тайны истории. Первые трудовые навыки, зачастую приходят к детям от бабушек и дедушек, которые также помогают познать им тайны природы. Старшее поколение приобщает детей к народной поэзии, обучает родному языку. А самое главное, что эти прожившие трудную долгую жизнь люди, обучают детей доброте. Их ласка и искренность учат и школьников быть такими же добрыми, честными, отзывчивыми и внимательными. Читая рассказ «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» Шергина, ученики пишут сочинения о своей родной бабушке. Зачастую, их сочинения проникнуты любовью, уважением и добротой. Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о том, что уроки литературного чтения имеют огромное значение в нравственном развитии младших школьников [4].

Пословицы – это удивительное достояние народного творчества. Многие педагоги и писатели прошлого испытывали благоговение перед красотой и мудростью живописной и изобразительной силы пословиц. Нет такой области человеческой жизни, которой ни касались бы пословицы.

Работа с пословицами может происходить на каждом уроке литературного чтения. К любой сюжетной линии того или иного литературного произведения можно подободрать подходящую по смыслу пословицу. Особую важность данный метод приобретает при воспитании нравственных качеств на уроках литературного чтения, так как именно пословицы делают нашу речь эмоциональной и яркой, украшают её. Именно пословицы содержат в себе «концентрат» многовековой народной мудрости, наблюдения над окружающей природой, миром, а так же над взаимоотношениями людей между собой. Через пословицы предки как будто говорят с нами, отстаивают точку зрения на те или иные ситуации, поучают нас, делятся богатым жизненным опытом. По содержанию пословицы богаты разнообразием. Это могут быть и пожелания, и советы, и нравоучения, и суждения, и философские обобщения.

Практически все пословицы посвящены нравственной сущности человека: правде и кривде, добру и злу, жалости и состраданию. Именно это и делает, изучение пословиц успешным и необходимым в совершенствовании процесса нравственного воспитания на уроках литературного чтения.
Выводы. Формирование нравственных качеств у младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребёнка – это та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь младшего школьника нравственным содержанием.

Работа по совершенствованию нравственного воспитания младших школьников даёт возможность:

  • приобщить учащихся к нравственным устоям и моральным нормам общества;
  • выработать позицию по непринятию жестокости, зла, пошлости, лжи;
  • даёт младшим школьникам возможность утвердить себя в ориентирах на добро, веру, надежду, и любовь;
  • повысить интерес детей к истории своего народа;
  • воспитывать уважение и любовь к Родине, к ее культуре, народу, святыням и языку;
  • изменения сферы интересов младшего школьника: от пустого и бесполезного времяпровождения у экрана компьютера и телевизора к литературному чтению полезному, для нравственного совершенствования ребёнка;
  • создания почвы для возникновения дружеских отношений между детьми.

Таким образом, процесс нравственного воспитания в начальной школе определенно имеет свои особенности. Они состоят в грамотном подборе форм, способов и методов нравственного воспитания. Это нужно знать каждому учителю начальных классов при осуществлении нравственного воспитания младших школьников.

Список литературы:

  1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров. –М., 1985. – С. 12-15
  2. Амонашвили, Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развития личности. Книга 2 / Ш.А. Амонашвили. – М.: Амрита, 2011. – 304 c.
  3. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории)/Н.И. Болдырев – М.: Педагогика, 1989. – 256 с. – С. 23-27.
  4. Короткова, Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности. // Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. – №11. – С.15-17.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены