РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Повышение качества знаний на уроках английского языка как важнейшее условие формирования функциональной грамотности

Гвоздева Евгения Владимировна

Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

В настоящее время иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных научных, экономических, социальных, культурных связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.

Мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, велико. Нужно уметь с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, выбирать нужную. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, а и за пределами школы.

Одной из разновидностей функциональной грамотности является читательская грамотность. Она занимает особое место. Речь идет о способности понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. А большое разнообразие текстов в учебниках английского языка дают возможность учителю формировать читательскую грамотность на уроках, используя для этого разные приемы работы с текстовым материалом.

Итак, читательская грамотность – это базовое направление функциональной грамотности.

Не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов; не умеют озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопрос; не умеют актуализировать свои знания и умения; не могут перенести знания и умения из одной области в другую. И прежде всего эти затруднения определяются при чтении на своем родном языке.

Таким образом, трудности понимания детьми текста выходят на первый план.

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных (таблицы, графики) текстов. Мы чаще всего используем сплошные тексты.

Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

  • текст должен быть интересен;
  • текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;
  • уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
  • незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
  • объем текста не должен превышать норму;
  • шрифт должен помогать легко читать текст;
  • текст должен развивать кругозор;
  • текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
  • иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
  • текст должен быть структурирован;
  • содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

В своей работе я использую ситуационные задачи, которые являются эффективным средством обучения, содержащим в себе проблемы различного характера. Это - текст проблемного характера и набор вопросов и заданий к нему.

Согласно конструктору ситуационных задач, задания для работы с текстом связаны с нахождением и извлечением необходимой информации, интеграцией и интерпретацией, рефлексией и оцениванием. Задания, связанные с предметом, направлены на решение проблем продуктивно, творчески. Методологические задания включают в себя выдвижение гипотез, метод ящиков и восстановление цепочки научного познания.

Итак, как я применяю метод ящиков на уроках английского языка, и в чём он заключается?

Для развития мышления, демонстрации методологического аппарата науки, её принципов, знакомства с историей предмета особо эффективными будут задачи с историческим содержанием. Текст, связанный с историей науки, быта людей всегда несет в себе противоречие между старым и новым знанием и опытом ученика, устаревшим и современным миропониманием. Противоречие вызывает личный осознанный интерес ученика к достижению результата – получению ответа.

При решении ситуационных задач учителя и учащиеся преследуют разные цели. Для учащихся необходимо найти решение, соответствующее данной ситуации, построить модель явления. Цель учителя создать такие условия, в которых учащимися будет освоен новый метод деятельности и осознана его сущность.

Решать задачи с историческим содержанием мы предлагаем по стратегиям белого, серого и черного ящиков. Суть метода заключается в том, что ученик при работе с текстом выступает в качестве наблюдателя. На основе содержания текста строится модель из трех компонентов: входная информация – ящик – выходная информация. Входная информация всегда имеется в тексте, под ней понимают описанные (наблюдаемые) факты, явления, процессы, объекты. Содержимое ящика представляет собой модели явления, теории, гипотезы, методы. Вскрыть содержимое ящика можно на основании противоречия, которое заложено в задачу. Выходная информация в тексте может отсутствовать, под ней мы понимаем использование явления в быту, в технике, влияние явлений на человека или окружающую среду.

В качестве примера покажу наглядно использование метода ящиков.

Если ребенок отвечает только на вопросы из белого ящика, то получает удовлетворительную отметку, если может справиться с вопросами из серого ящика, то получает 4. Ну а если получен ответ на все вопросы из трех ящиков, то 5.

«Белый ящик» имеет доступное для наблюдателя содержимое, в явном виде представленное в тексте задачи. Метод «белого ящика» позволяет предложить новые варианты следствий – выходной информации, сравнить явления, факты – перепроверить входную информацию (рис.1). На основании принципа «белого ящика» предлагаются задачи тренировочного и контролирующего характера.

Пример: Известный советский фотограф Яков Рюмкин много путешествовал в 50-е годы. В Якутии на колхозном рынке он сделал интересную фотографию. Температура воздуха была ниже -53 С. На прилавках бойко продавали замороженное коровье молоко в виде больших плошек или куличей. Его заворачивали в бумагу и клали в сумки, не боясь, что оно растечется или расплескается. И действительно, мясо, овощи мороза не боятся, их заворачивали в меха, а вот молоком торговали в твердом виде. Эта идея принадлежит коренным жителям Якутии, они так вести рынок привыкли издавна. Якутяне шутят: Зима у нас продолжается только 9 месяцев в году, а остальное время – все лето, лето, лето». Но оказывается, это не только в Сибири возможно. В сильную стужу в Центральной России морозили в сковородах и мисках козье и коровье молоко, а потом скоблили ложкой в стружку и ели сразу с блинами.

Заполните схему «белый ящик»
Вход Выход

Вариант «серого ящика» предполагает, что содержание системы известно наблюдателю частично. Восполнить «серый ящик» возможно только путем получения новых знаний, в ходе эксперимента и обсуждения. Входная и послужит подспорьем для восстановления «ящика». Выходная информация может присутствовать в тексте, а может и отсутствовать. Такие задачи позволяют организовать мотивацию на уроке, используются для тренировки и творческой деятельности.

Вопросы из серого ящика (необходимо выстроить логическую цепочку высказывания по тексту)

Пример: Зимой в деревнях на Руси поговаривали о Морозе-Трескуне. Его дуновение производит сильную стужу, иней и сосульки представляются его слюнями, а снежные облака – волосами. Морозко зимою бегает по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и оковываются реки льдами. А ударит Мороз в угол избы, то непременно бревно треснет. О каких физических явлениях идет речь? Объясните с точки зрения физики
«трескучий» эффект морозов.

Заполните схему (Пример заполненной схемы рис. 4):

Вход Выход
Серый ящик

«Чёрный ящик» не дает наблюдателю сведений о сути явлений, не предлагает теорий либо методов. Для ученика известны входная и выходная информация. Такие задачи эффективны на уроках открытия нового знания и рефлексии.

Вопросы из чёрного ящика (базируются на общем объеме знаний)

Черный ящик

вход

Наблюдатель


Выход

Рис. 6


Пример: Жила в 20-е годы XX века в селе Тихие Овраги женщина Прасковья Комарова. Скопила она денег и обновила свою избу. Но несчастье случилось, все село бурлит, говорят, поселилась у неё в доме нечистая сила. Пакостит, ладно еще, не каждый день, обычно вечерами, но зато лает, скулит, и стонет в доме так, что жизнь превратилась в сплошную муку. Решили комсомольцы разобраться с нечистой, а то совсем жизни не стало, все сельчане странный дом стороной обходят. Пришли молодые люди к избе Комарихи и приложились к стене. И сразу стена жалобно, надрывно застонала. Все испугались и убежали. Несколько дней гадали над тайной, обратились к местному плотнику. Оказалось, это плотник, который избу чинил, пошутил. В паз, у самого карниза он вставил бутылочное горлышко. Ветер дует – завывание, вздохи и прочая музыка, а бабы думали, что это домовой. Залепили парни хлебным мякишем бутылочное горлышко, и тихо стало в избе. Восстановите картину событий в цепочке «черного ящика» (Рис. 7). Приведите свои примеры.


Вход

Черный ящик


Рис. 7

Выход

Задача учеников, работая со схемами «ящиков» заполнять пропуски в схемах, проговаривать вслух входную, выходную информацию, и содержимое. На разных этапах и типах урока, целесообразны различные задачи.

Применение стратегии белого, серого и черного ящиков при решении ситуационных задач с историческим содержанием предполагает обучение школьников методологическим «операциям»: умение выделить факт, сформулировать и оценить гипотезу, предложить метод, обосновать научный вывод или эксперимент, трактовать, интерпретировать теорию.

Использование ситуационных задач позволяет развивать научное мышление школьников.

В каждом ящике может быть различное количество вопросов, в зависимости от сложности текста. Работа на уроке обязательно оценивается. Следует отметить, что дети уже привыкли к данному способу работы с текстом и показывают неплохие результаты.

Задача учеников, работая со схемами «ящиков» заполнять пропуски в схемах, проговаривать вслух входную, выходную информацию, и содержимое. На разных этапах и типах урока, целесообразны различные задачи.

Применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

В ходе применения данного метода при обучении смысловому чтению могу констатировать, что метод ящиков обеспечивает поддержание интереса и мотивации к изучению предмета, расширяет кругозор обучающихся. Важно отметить, что освоение метапредметных умений и знаний, выдвижение гипотез и моделирование ситуаций при поиске ответа, а также возможная последующая проектная деятельность позволяют сформировать целостную личность обучающегося с развитым научным мышлением, а значит, достигнуть новых образовательных результатов.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены