РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система работы со словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе (из опыта работы)

Кузьмина Ирина Александровна,
учитель начальных классов
МОУ «Жарковская СОШ № 1» пгт.Жарковский
Жарковского р-на Тверской обл.

Введение

Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».

Несмотря на то, что вопросы методики словарной работы часто публикуются и обсуждаются на страницах периодической печати, а учителями наработан немалый практический опыт, актуальность данной темы не перестает быть значимой, пока существуют проблемы:

  • неразработанность методики обучения  непроверяемым написаниям;
  • неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу по написаниям данного типа;
  • отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям;                                                                                                                       
  • слабая мотивация  учащихся при работе над данной темой.

Каковы же причины трудного усвоения детьми словарных слов?

  • во-первых, нередко работа над «словарными» словами ведется изолированно, в отрыве от другой орфографической работы на уроке;
  • во-вторых, при знакомстве с этими словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем;
  • в-третьих, часто во время учебного процесса не стимулируется интерес ребенка в изучении правописания трудных слов.

Последствия этого:

  • слабое и поверхностное знание учащимися «словарных» слов, основанное лишь на механическом запоминании;
  • неумение преподавателей организовать изучение темы «правописание слов с непроверяемыми орфограммами интересно, целенаправленно, эффективно.

Система работы со словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», -писал известный ученый-методист А.В. Текучев. В начальной школе особенно целесообразно поэтапное введение и отработка написания слов с непроверяемыми написаниями, т. к. данная работа способствует достаточно прочному усвоению написания словарных слов.

Этапы работы со словарными словами:

  • ознакомление;
  • усвоение, закрепление;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • контроль.

Рассмотрим подробно каждый этап и приемы работы со словом.

1. Ознакомление с новым словарным словом

Приемы ознакомления:

  1. Введение нового словарного слова.
  2. Толкование (объяснение значения).
  3. Проговаривание, наблюдение, установление разницы в произношении и написании, выделение орфограммы, запись.
  4. Создание ассоциативного образа.
  5. Использование рифмовок
  6. Подбор однокоренных слов.
  7. Составление словосочетаний.
  8. Подбор синонимов и антонимов.
  9. Использование нового словарного слова в предложениях, во фразеологизмах.

Рассмотрим подробнее перечисленные выше приемы.

1. Способы  предъявления нового словарного слова:

- чтение загадки, отгадывание её учащимися:

Проживает во дворе,
В личном доме – конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает.
(Собака)

- игра «Доскажи словечко»:

Нужно дров нам напилить,
Напилить и нарубить.
Вышли с братом мы во двор:
Мне – пила, ему - …..
(Топор)

- прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;

- рассматривание предметной картинки (из набора «Картинный словарь»);

- демонстрация предметов (тетрадь, карандаш, пенал…) или гербария (пшеница);

- описание признаков предмета или предъявление слова-синонима;

- нахождение слова в орфографических словарях;

- создание игровой ситуации (например: «Накрываем на стол»: тарелка, стакан, посуда);

- демонстрационные карточки

2. Пути толкования значения (значений) слова:

- комментирование при демонстрации конкретных предметов, иллюстраций, гербария, макетов и др.;

- замена слова синонимами или антонимами

Например:

                / холод, стужа (синонимы)

Мороз-

                \ жара, зной (антонимы);

-словообразовательный анализ («Почему так называется?», или «От какого слова образовалось?»);

- рассматривание слова в контексте (например: «Электричество – сравнительно молодой вид энергии» А. Томилин);

- работа с толковым словарем;

- обращение к этимологии слова, работа с этимологическим словарем (практика показывает, что большинство слов может быть проверено на основе языка- источника).

- привлечение отрывков из художественных произведений, цитат, стихов

Например:

Дорога

Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста на круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
В.Остен

Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу  К.Д. Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».      

 Примеры заданий, развивающих у детей умение объяснять значения изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные признаки лексического значения:

  • Расскажи дома о том, что ты узнал о значении слова.
  • Представь себе, что ты художник. Тебе поручили нарисовать молоток. Расскажи, как ты будешь рисовать этот предмет.
  • Тебе поручили составить рассказ о медведе. Составь этот рассказ так, чтобы мы смогли представить себе медведя таким, какой он есть в жизни.
  • Представь себе, что тебе нужно объяснить значение слова пенал человеку, который никогда не видел этого предмета. Как ты объяснишь значение этого слова?
  • Вспомни значение слова берёза и составь загадку, в которой по одному или нескольким признакам можно узнать это дерево.
  • Составь кроссворд на тему «Растения».

3. Проговаривание, наблюдение, установление разницы в произношении и написании, выделение орфограммы, запись слова.

Следуя принципу А.М. Пешковского, утверждавшего, что «сперва услышать, а затем смотреть, как писано», целесообразно сначала познакомить детей  с орфоэпическим обликом слова, а только потом с его написанием.

Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяют «трудное» место. Очень важно организовать работу именно так, поскольку здесь, не учителем, а самими детьми ставится орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения ученики сразу могут назвать в этом слове «трудное» место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

После того, как дети определили ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали трудное место пропуском буквы – так называемым «окном» или «дыркой».

После того, как учащиеся записали слово с «окном» (например, брёза), они пытаются подобрать к нему проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь либо учитель показывает написание нового слова (записывает на доске, выделяя цветным мелком орфограмму), либо предъявляет карточку, либо просит посмотреть слово в учебнике на соответствующей странице. Вставив нужную букву, учащиеся еще раз записывают слово, проговорив его несколько раз орфографически, то есть так, как оно написано.

Специфическая форма записи слова с пропуском трудного места («с окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Этот прием не равноценен приему записи слова «с окном» самим учителем, так как ученик имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной педагогом. Важно, чтобы он поставил ее САМ.

4. Создание ассоциативного образа.

Для учащихся начальной школы особую трудность представляет запоминание пассивной информации, т. е. сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить. Память ребенка еще не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа- буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта информация превратилась в активную. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память включится и заработает.

Заслуживает внимания опыт учителя начальных классов Т. Потаповой, которым она делится на страницах научно-методического журнала «Начальная школа». Суть его в следующем: трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается ребенком при записи данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Например:

Ассоциативная связь может быть:

Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове:

Важно помнить, что нельзя навязывать ученикам свои ассоциации!

5. Использование рифмовок

В 1999 г. И. Агеева выпустила обучающий словарик «Трудные слова». К ассоциативным образам она добавила рифмовки:

Интересен опыт Г. Евсюковой из Краснодарского края («Начальная школа». 2006. № 6). Она предлагает свои рифмовки, состоящие из трех структурных компонентов: рифмованные строки к словарному слову, необычность смысла рифмовок, выделение буквенной записи в слове с орфограммой:

Посмотрите, дети,
Рак летит в ракете.

Р А К Е Т А

Око в яблоке сидит,
Свысока на мир глядит.

Я Б Л О К О

Пишу я слово «хорошо»,
И в каждом слоге буква О!

Х О Р О Ш О

6. Подбор однокоренных слов

Этот прием помогает ввести не одно слово, а «семью родственников», обогатить словарный запас учащихся:

Берёза -берёза, берёзонька (ласково),

березняк (берёзовый лес),

подберёзовик (гриб),

берёзовый (лист, веник, сок).

7. Составление словосочетаний

Новое словарное слово необходимо вводить в речь. С этой целью сначала выясняем: какой предмет, его назначение.

Дорога (какая?) – хорошая, новая, старая, плохая, широкая, узкая, прямая, извилистая, ровная, гладкая, ухабистая, разбитая, размытая, мокрая, асфальтированная, шоссейная, просёлочная, окружная, кольцевая, горная, лесная…

Дорога (что делает?) – идёт, вьётся, пролегает, убегает, соединяет…

Теперь составляем словосочетания: идти вдоль дороги, выехать на дорогу, расти около дороги, шагать по дороге, свернуть с дороги, перейти через дорогу, появился за дорогой и т.д.

8. Подбор синонимов или антонимов

Этот вид работы  помогает учащимся не только лучше усваивать значение слова, обогатить свой словарный запас, но и подготовиться к использованию его в связном тексте. На уроках активно пользуемся самодельным словариком синонимов и антонимов.

9. Использование нового словарного слова в предложениях, во фразеологизмах

Составление предложений – один из любимых видов работы учащихся на уроке. Правда, при этом ребята допускают ошибки. Предложенные варианты предложений коллективно обсуждаются, исправляются допущенные недочеты. При этом очень важно, чтобы учитель направлял детей к верному выполнению задания, а не старался исправить ошибки сам.

Большой интерес вызывает у учащихся работа с фразеологизмами.

Можно привлечь детей к созданию своеобразного справочника. Для этого необходимо отработать у учащихся технологию построения словарной статьи:

  • во-первых, правильно написать фразеологический оборот, указать место ударения и грамматическую роль,
  • во-вторых, дать объяснение, используя какой-либо фразеологический словарь,
  • в- третьих, найти или нарисовать иллюстрацию, в которой используется идиома, привести ее в качестве примера и доказательства (лучше не одну, а несколько), используя учебные литературные тексты.

Пример статьи, составленный  учащимся:

  • Задать стрекача – «убежать, умчаться», сказуемое. Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем скатился по волчьей спине, повернулся в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи (Д.Н. Мамин-Сибиряк).

2. Усвоение и закрепление знаний о словарных словах

Для лучшего усвоения и закрепления знаний о словарных словах рекомендуется проводить различные виды диктантов. Гордеев М.В. и Дмитрюк М.В. обобщили и систематизировали материал по работе со словарными словами и составили схему-классификацию словарных диктантов (3, с. 16-18)

Все словарные диктанты классифицированы:

а) по форме работы (простые и творческие);

б) по виду восприятия (слуховые и зрительные)

Схема-классификация словарных диктантов

Эта схема полезна учителям, так как она позволяет творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подборе материала и написания плана урока, разнообразить работу над словами, сделать ее более эффективной.

3. Обобщение и систематизация знаний о словах с непроверяемой орфограммой

С целью обобщения и систематизации знаний полезно объединять изученные словарные слова в группы по определенным признакам:

1. Тематические группы предметов («Школа», «Огород», «Птицы», «Инструменты» и т.д.).

2. Слова с непроверяемой гласной (а; о; е; и; я).

3. Словарные слова с удвоенными согласными.

4. Имена существительные собственные.

5. Глаголы.

6. Словарные слова на определенную букву алфавита.

7. Слова с сочетаниями –ОЛО-, - ОРО- и др.

Интересный прием работы предлагает учитель начальных классов Колмакова А.И. Словарные слова дети запоминают при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем:

  1. Запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова.
  2. объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Словарные слова распределены на группы, каждая группа имеет свой сюжет.

Например:

 

Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод

4.Текущий и итоговый контроль усвоения детьми словарных слов

Для проверки знаний учащихся применяют различные виды контроля:

  • самоконтроль (по словарю);
  • взаимопроверка (дает хорошие результаты);
  • выборочная проверка (позволяет экономить время на уроке);
  • проверка с использованием сигнальных карточек с буквами (позволяет вовлечь в процесс проверки весь класс);
  • использование перфокарт;
  • тестирование (дает возможность определить, насколько учащиеся освоили материал, как они умеют применять полученные знания на практике);
  • контрольные словарные диктанты (их анализ дает материал для учета знаний детей, отслеживания результатов проделанной работы, индивидуальной работы с учащимися) и т. д.

Конечная цель словарной работы состоит в том, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить выбирать нужное слово, правильно и уместно использовать в речи и грамотно писать.

Следует помнить, что словарные упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если учителем применяются разнообразные приемы их изучения и закрепления и систематически проверяется умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Заключение

Безусловно, написание всех словарных слов запомнить невозможно. Вполне естественно периодически пользоваться словарем. Однако минимум, предусмотренный школьной программой, необходимо усвоить каждому ребенку. Классическая форма проведения словарного диктанта известна всем- учитель диктует слова, а дети записывают их. Предварительно, конечно же, ведется подготовительная работа. Зачастую словарные диктанты не вызывают трудностей у детей, результаты таких диктантов неплохие. Однако, сталкиваясь с выученными словами в новых условиях (при написании текстовых диктантов, в изложениях и сочинениях, в написании однокоренных слов и т.д.), многие учащиеся не узнают их, не вспоминают их написание.

Изучив научно-методическую литературу по данной проблеме, а также опыт учителей, успешно работающих в этом направлении, удалось разработать систему работы со словами с непроверяемыми написаниями, выявить наиболее эффективные приемы работы с ними. Применение этих приемов в личной практике дало возможность разнообразить словарную работу на уроке, сделать ее более интересной для детей. Наблюдение за учащимися на уроках, анализ ученических работ позволяет утверждать, что  непроверяемые написания стали лучше усваиваться детьми.

Литература

  1. Агаркова Н.Г. Обучение письму как основа для речевого развития младшего школьника. – М., 1990 г.
  2. Бондаренко А.А. Русский язык со словарем // Начальная школа. – 2008 г. - № 8. – с. 30
  3. Гордеев Э.В., Дмитрюк Н.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995 г. - № 1. – с. 16-18
  4. Ерадкина В.В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // Начальная школа. – 1992 г. - № 7-8. – с. 13-17
  5. Ерадкина В.В. Работа с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1994 г. - № 1. – с. 23-27
  6. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1993 г. - № 11. – с. 53 - 56
  7. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учебник для 2 класса. – М.: Просвещение, 2007 г.
  8. Зеленина Л.М. и др. Русский язык: поурочные разработки: 2 класс. – М.: Просвещение, 2008 г.
  9. Калинина Л.М. Моя работа над словами с непроверяемым написанием // Начальная школа. – 1990 г. - № 6. – с. 6-8
  10. Канакина В.П. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1993 г. - № 6. – с. 4-6
  11. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя/ Издательство «Владос», 2002 г.
  12. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1975 г.
  13. Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Как запомнить словарные слова / Издательство «Эйдос», 2002 г.
  14. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 г
  15. Оленюк О.И. Ассоциативный словарь как средство усвоения непроверяемых написаний // Начальная школа.-2009 г. - № 10.- с. 79
  16. Пархоменко С.В. Словарные сказки // Начальная школа. – 2008 г. - № 11. – с. 72
  17. Раицкая Г.Л. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной // Начальная школа. – 1996 г. - № 1. – с. 28-30
  18. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 2 класса. - М. :Дрофа, 2006 г.
  19. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1975 г.
  20. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах/ авт.-сост. О.В. Росланова. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
  21. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. Вып.2 /авт.-сост. Т.М. Анохина.- Волгоград: Учитель, 2007 г.
  22. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений по специальности «Педагогика и методика начального обучения»/ М.С.Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1998 г.
  23. Рыжикова Г.И. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995 г. - № 1. – с. 15-16
  24. Селезнева Е.В. Виды работ со словарными словами // Начальная школа. – 2009 г. – № 10. – с. 75
  25. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 1989 г.
  26.  Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989 г.

 

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены