РАЗРАБОТКИ
|
Формирование навыков функционального чтения на примере сравнительной характеристики произведений разных видов искусстваФотина Марина Викторовна В современном мире на человека обрушивается огромный поток информации. Чтобы справиться с ним, необходимо владеть навыками функционального чтения, которое учит понимать, что и с какой целью мы читаем. Но современные дети часто и читают неохотно, подменяя чтение художественного произведения просмотром мультфильма или кинофильма, снятого по мотивам этих произведений. Как с этим бороться и нужно ли бороться? А можно ли использовать фильм для обучения вдумчивому чтению, формирования навыков функционального чтения? Хочу привести пример из собственного опыта. В 5 классе провожу анализ текста сказки «Лягушка-царевна» параллельно с работой над одноименным мультфильмом, снятым режиссером Цехановским М. М. в 1954 году. После чтения сказки и анализа содержания я предлагаю детям задание, направленное на формирование такого навыка функционального чтения, как поиск заданной информации: перечитать еще раз сказку, посмотреть мультфильм и отметить расхождения в сюжете этих произведений. Ученики легко справляются с задачей и замечают отличия (разные причины превращения Василисы Премудрой в лягушку: в сказке она наказана своим отцом Кащеем Бессмертным за то, что превзошла его мудростью, а в мультфильме Василиса отказывается выйти за него замуж. Отмечают и другие несовпадения в сюжете: в мультфильме отсутствует одно из испытаний жен царевичей (печение хлеба), у Ивана-царевича разные волшебные помощники во время поиска Василисы, в мультфильме Ивану приходится сражаться с самим Кащеем, а потом преодолевать его коварство, чтобы вернуть жену и др.). Особое внимание обращаем на начало сказки и конец, где расхождения особенно значительны. Сравнив сюжеты произведений разных видов искусства, приходим к выводу, что режиссер мультфильма углубляет и конкретизирует идею сказки, добавляет более современное звучание, обращает внимание зрителей на проблемы современности. Мультфильм говорит о подлинных ценностях в жизни, о чем мы нередко сейчас забываем: о ценности живых человеческих чувств и умении жить в гармонии с природой, ценить жизнь, а не «золото» (материальный достаток). После этого предлагаю ребятам внимательно прочитать диалоги персонажей в сказке и сравнить их с диалогами в мультфильме. Например, диалог Ивана-царевича и лягушки. В сказке лягушка хвалит себя («Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!»): она знает себе цену, ведь она волшебница, мудрее своего отца и, конечно, мудрее Ивана, лягушка знает цену своим словам и уверена, что Иван-царевич не пожалеет о своем решении. В мультфильме принять решение взять или не взять лягушку замуж Иван-царевич должен сам, без подсказки героини. «Как знаешь, Иван-царевич», - говорит она ему и плачет. Иван должен не поверить в её удивительные волшебные качества, а просто пожалеть, проявить сострадание, продемонстрировать верность слову, данному отцу. Таким образом, делаем вывод, что в отличие от народной сказки мультфильм, созданный в середине ХХ века, выдвигает на первый план не веру в чудеса, а веру в лучшие качества человеческого характера. Анализируем диалоги Ивана-царевича и животных помощников: в сказке медведь, селезень, заяц и щука просто просят пощады у героя, обещая ему помощь. В мультфильме же животные не только обещают помощь и выгоду герою, но и обращаются к его состраданию: «Иван-царевич, пожалей моих детушек, я тебе пригожусь!» Иван не только обретает помощников, но и открывает в своей душе такие качества, которые делают его достойным любви Василисы. Делаем вывод об еще одной идее современного мультфильма: об умении сострадать всему живому. Обращаем внимание и на сказочные формулы: сравниваем, как описывается сложность и длительность пути Ивана к своему счастью. В мультфильме трудность пути передается с помощью смен времен года: Ивану приходится идти и зимой, и летом, и в снежную бурю, и в дождь, страдать от ветра и зноя, а в сказке - с помощью сказочных формул: «Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня…» Так же вдумчиво анализируются и другие эпизоды сказки и мультфильма, обращается внимание на каждое слово. Таким образом, сравнительная характеристика художественного текста и его экранизации позволяет формировать такие навыки функционального чтения, как поиск заданной информации, понимание прочитанного, интерпретация полученной информации, применение информации для решения своей задачи. Кроме того, дети учатся определять идею произведения, работать со словом, отличать точку зрения автора от факта, понимать выражения, использованные в переносном смысле. Подобная работа способствует расширению кругозора детей, умению видеть отличие между разными видами искусства. Эту работу можно продолжить и в следующих классах, причем обратиться не только к киноверсиям художественных произведений, но и к сценическим постановкам, например, при изучении пьес Н. В. Гоголя «Ревизор», А. С. Грибоедова «Горе от ума» и др. Об интересном опыте художественной интерпретации комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» рассказывает в журнале «Литература» Татьяна Вячеславовна Рыжкова, она предлагает опыт рассмотрения картины Бориса Григорьева «The Inspector General» [1; 16-19]. Такая работа будет способствовать совершенствованию общей культуры учащихся и формировать навыки анализа не только произведений художественной литературы, но и других видов искусства. Литература
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены