РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация проектной деятельности учащихся.

Организация проектной деятельности учащихся.


Федорова О.В.
учитель начальных классов
МБОУ Яренская СОШ

 

Эпиграф: Вся наша жизнь - череда различных проектов.
Задача учителя научить ребенка планировать
и успешно реализовывать свои жизненные проекты.


1. Пояснительная записка.

Ребенок любознателен, то есть ему все «любо знать», все интересно, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно выраженные врожденные исследовательские качества? С возрастом происходит трансформация исследовательской направленности. В раннем детстве интересно абсолютно все! Но проходит совсем немного времени, и проявляется избирательность -исследуется только то, что в поле зрения вызывает настоящий интерес. Как будто лучом фонарика высвечивается какая-то часть, но внимание надолго не задерживается. Ребенку приходится изучать и исследовать очень много заданного - запланированного разными программами и стандартами. И очень часто на исследование того, что вызывает наибольший интерес, просто нет ни времени, ни сил. И это несмотря на личностно-ориентированный подход в обучении.

Исследовательские качества, конечно, совсем не угасают, но переходят, как бы в пассивный багаж. Действенным средством сохранения интереса к исследованиям в начальной школе становится творческое проектирование.

Кто-то из великих людей сказал, что «на свете нет ничего интересней людей». И это правда! Здесь тысячи тем для исследований, для выполнения проектов. Исследовать можно поступки и их последствия, человеческие достоинства и недостатки.

Меня заинтересовал данный материал, что и послужило выбором темы по самообразованию « Организация проектной деятельности учащихся. Развитие связной, красивой речи и познавательных способностей первоклассников».

Современный человек должен быть инициативен, самостоятелен. Он должен уметь находить и анализировать информацию: уметь выбирать нужное, делать вывод и использовать полученные сведения и умения. То есть ему должны быть свойственны такие качества, как ответственность и продуктивность. Кроме того, он должен уметь приспосабливаться к изменениям в социальной среде, адаптироваться к ним. Короче говоря, необходимо формировать социально значимые качества. Одним из путей решения этой проблемы я считаю - использование технологии метода проектов.

Определим, что сейчас понимают под терминами проект, метод проектов.

Проект - это замысел, план.

Метод - это система приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями. Метод проектов - совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов1. Метод проектов способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, в овладении методами познания (выдвинуть замысел, сформировать задачу, сделать анализ. Интерпретировать результат). Процесс работы над проектом способствует воспитанию у школьников значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация). Участие в проектировании развивает как исследовательские так личностные и социальные качества школьника. Задачи воспитания и развития этого метода могут быть важнее образовательных, ведь недаром говорят, что процесс важнее результата2.

2.Теоретическая часть.

2.1. История создания метода проектов.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира.
Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка, что познавательной активности, любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуально развития и образования. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы, и в целом - восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания.
Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлении, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того.
В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:
• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
• усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
• ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
• проблематизация учебного материала;
• активность ребенка;
• связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
2.2. Метод проектов в наши дни.
Предложенная Дж. Дьюи перестройка современного ему школьного обучения, абстрактного, схоластического, оторванного от жизни, направленно¬го на заучивание (зубрежку)теоретических знаний, в школьную систему, обучающую «путем делания», обогащающую личный опыт ребенка, созвучна нашему времени как никогда. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, а также ее динамичное изменение и уточнение, делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов в полном объеме.
Следовательно, задача школы состоит в том, что¬бы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться.
Джон Дьюи, предлагая свой подход, искал способы приобретения знаний, сообразные природе детского познания. В современном прочтении этого подхода нам видится ценность его метода обучения в возможности освоения учеником способа самостоятельного познания.
Идеи Дж. Дьюи оказали большое влияние на систему образования XX столетия.
Современная дидактика использует наглядность, практические и лабораторные работы, поисковый и проблемный методы.
А недооценка Дьюи теоретических знаний и дедуктивного метода в познании, переоценка роли спонтанного интереса и систематизирующих способностей у ребенка были ошибочными.
В конце XX в. интерес к идеям Джона Дьюи возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности учащихся. Он указывал на необходимость и разработал принципы и методику формирования «критического мышления» для активного и сознательного усвоения учебного материала, что означает:
- владение многозначностью, то есть умением передавать содержание понятий и теорий с помощью слов, рисунков и математических выражений;
- умение сжимать и обобщать информацию, создавать свои собственные экономные структуры, концептуальные карты и схемы:
- умение мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретного;
- умение находить главные, ведущие принципы любого явления.
Как свежо и актуально звучат эти формулировки! Почему же мы пережили довольно долгий пери¬од забвения этих идей и сейчас переосмысливаем и возвращаемся к ним?
И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.
На волне демократизации всех сфер общественной жизни со 2-й половины 80-х годов положение в нашем образовании стало изменяться. В школе стали ломаться авторитарно-командные педагогические нравы, начала оформляться педагогика сотрудничества, начали появляться ростки нового педагогического мышления: идеи приоритетности субъективности и личности ребенка в процессе организации его воспитания и обучения, нацеленность всех ступеней образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся.
Стало понятно, что метод проектов, критически переработанный, сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения, поможет найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, позволит научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, но и уметь применить эти знания на практике. При этом активность ребенка строится на основе свободы, а роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой учащихся и пробуждению их пытливости.
Эти идеи созвучны работам Л.С. Выгодского и установкам, которыми руководствовались учителя 20-х годов. Обновляющееся сейчас образование привело к современному переосмыслению основных идей Дьюи, анализу общности психологических проблем двух исторически разных периодов. Стало ясно, что необходимо строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом, и, что очень важно, вызвать личную заинтересованность учеников в приобретении конкретных знаний, которые могут пригодиться им в жизни. Проблема, для решения которой необходимо приложить знания или приобрести новые, берется из реальной жизни, значимая для ученика.
Согласно Выготскому, в новом демократическом образовании главной фигурой является сам ребенок как субъект собственной деятельности; учитель (воспитатель), пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живет и действует ребенок, может направлять и руководить личной его деятельностью с целью ее дальнейшего развития. Л.С. Выготский считал, что главной психологической целью воспитания является целенаправленная и преднамеренная выработка у ребенка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития.. Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носит характер проектной деятельности.
Формирование проектной деятельности учащихся как психологического новообразования необходимо для вооружения его универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.
Мы приходим к выводу, что в современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо предметного систематического обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
2.3. Зачем современному школьнику необходимо владеть проектированием?
В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности таких, как: архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте, технологические процессы и пр. В конце XX века начали складываться самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и пр. Все перечисленное, в том числе и проекты сугубо гуманитарные: в журналистике, на телевидении, в шоу-бизнесе, образовании и др. - позволяют говорить
о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности.
В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь тоже помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это - проектирование, которое помогает решать различные проблемы, где бы они ни возникали, позволяет из¬бежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.
Проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения в различных сферах жизни, профессиональной и пр. деятельности. Зачастую человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий. В чем феномен проектирования, почему в современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблемы, принимая решение?
Современный уровень развития техники и технологий таков, что все и все взаимосвязано, человечество находится в большем, чем прежде взаимовлиянии. Деятельность современного человека может быть не безвредна. А значит, результаты ее необходимо предвидеть, гарантировать безвредность для человеческого сообщества и природы, просчитать экономическую эффективность, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.
Человек, принимающий решение, вольно или невольно промысливает ту ситуацию, в которой возникла необходимость принятия решения. Эта ситуация может быть связана с рядом проблем, которые так или иначе затрагиваются при принятии решения. «Налево пойдешь - коня потеряешь, прямо пойдешь - смерть найдешь, направо пойдешь - ...». Работа с проблемой или с проблемами всегда связана с процессом принятия решения. Последующие действия или бездействия того, кто принимает решение, влекут за собой изменение ситуации и связанных с нею проблем (разрешают, усугубляют, решают частично и т.д.) Для того чтобы принять ответственное решение, необходимо продумать именно те проблемы, которые затрагиваются этим решением.
Работа по продумыванию проблем и ситуации, в которой они существуют, с целью выделения и формулирования главной проблемы, установления проблемных связей, формулирование своей цели после уточнения выделенной проблемы - один из этапов проектирования, называемый - проблематизацией.
Умение самостоятельно решать проблемы необходимо и для самостоятельной познавательной деятельности.
То есть умение самостоятельно решать проблемы познавательной учебной деятельности предполагает, в том числе, и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения. Другими словами, если мы ставим задачу обучить ребенка самостоятельному проявлению (активности) в деле его самообучения (учения), самоформированию как субъекта, творца собственного я, с одновременным освоением проектирования как такового, мы обязаны вооружить его способами, приемами, такой деятельности. То, что называлось «научить учиться». Таким образом, целью современной школы является обучение проектированию как некоему общеучебному универсальному (надпредметному) умению.
Проектное обучение строится на принципах личностно-ориентированного развивающего обучения.

3.Система работы по опыту.

Главной целью своей работы « Организация проектной деятельности учащихся. Развитие связной, красивой речи и познавательных способностей учащихся.» считаю расширение возможностей самообразования в процессе практического применения знаний, создание условий для расширения познавательных интересов учащихся, научить самостоятельно добывать знания, которые помогут преодолеть затруднения (при различных жизненных ситуациях), и как следствие - повышение мотивации учащихся.

В основные задачи развития общеучебных умений в ходе проектной деятельности, я выделяю:

1.Развитие рефлексивных умений: осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; ответить на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
2. Развитие поисковых (исследовательских) умений: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у учителя. Находить несколько вариантов решения проблемы.
3.Развитие оценочных умений .
4. Развитие умения и навыков работы в сотрудничестве: взаимопомощь, коллективное планирование.
5.Развитие умения анализировать собственную деятельность
6.Развитие коммуникативных умений: вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.
7.Презентовать умения и навыки: монологическая речь, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать па незапланированные вопросы.

Мои первоклассники задавали мне множество вопросов об окружающем мире и этих «почемучкиных» вопросов с каждым днем становилось все больше. Тогда мне пришлось обратиться за помощью к самим ребятам, чтобы они самостоятельно искали ответы на вопросы одноклассников, стремились наблюдать и экспериментировать.

Так возникла идея создания детективного агентства «Колобок». Мы придумали эмблему и девиз нашего агентства.

Девиз: «Хоть мы и маленькие, но у нас все по-настоящему».

С первых дней работы агентства я учила своих первоклассников, как и откуда можно получить информацию. Это и вопросы самому себе, спросить у взрослого, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и др. При этом очень важно для меня было научить каждого ребенка с уважением относиться к окружающим, не ущемляя его прав, его индивидуальности, чтобы ребенок не закрылся для свободного общения.

Продумала: кто из ребят, чем будет заниматься, учитывая их желания. Вначале я старалась сама подбирать необходимый материал по теме проекта, а затем посильную помощь стали оказывать родители, которым я объяснила цель исследований и их результативность.

Выбрав тему, мы с детьми учились, как надо собирать всю доступную информацию и обрабатывать ее так, как это делают ученые. Вот вам и «наука в цветочек»! Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о том, как зимует медведь и правда ли, что он сосет зимой лапу? Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Собранные сведения тяжело первоклассникам удержать в голове или записать, т.к. нет навыка письма. И здесь на помощь пришли родители. Они совместно с детьми делали подбор литературы, читали статьи, обсуждали проблемы, поднятые на уроках.

После долгой и кропотливой работы над проектом, моим первоклассникам предстояло защитить свой проект.
Защита проектов у нас проходила открыто, с приглашением родителей. Например, на классном часе по итогам первой четверти, на уроках чтения. После выступления проводила обсуждение проектной работы. Давала слушателям возможность задавать вопросы. Родители могли увидеть своего ребенка в нестандартной ситуации, понять, насколько разные все дети, оценить способности своего ребенка, спланировать, над чем стоит поработать дома. Стоит отметить и положительные эмоции, которые получили как родители, так и дети. Ребята с интересом и гордостью рассматривали свои работы и работы одноклассников, показывали их родителям, давали советы и рекомендации.

На всех этапах работы над проектом, я четко осознавала, что основной ожидаемый мною результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. А на практике выяснилось, что имею не один результат, а. по крайней мере, два. Первым можно считать то, что создал ребенок - проект, отчет. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата были хорошо видны во время защиты детьми собственных работ.

Работая над проектами, учащиеся знакомились с разнообразием окружающего мира, получали представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учились самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формировалась ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению наук. Следовательно, важной задачей для меня является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение строила на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Работу над проектом проводила по 3 этапам:

  • организационно-подготовительный
  • поисково-исследовательский
  • итоговый

Приложение №1

В результате проектной деятельности оформила два документа: отчет о деятельности учащихся и о деятельности учителя. И в том, и в другом находят отражение все этапы деятельности, начиная с определения темы и формирования группы.

Обозначила конкретную работу каждого участника проекта, так как оценивается вся деятельность. Кроме того, указала цели и задачи работы, описывала результаты, уточняла, что получилось хорошо, а на что надо обратить внимание в последующей работе.

Итоговая работа школьников, как правило, иллюстрировалась рисунками и фотографиями, созданием презентаций. Многие проекты могут в последующем исполнять роль дополнительного материала на уроках.

Во 2 классе мы с детьми продолжили работу по созданию проектов. Результатом работы стало участие троих моих учеников в первой районной учебно-исследовательской конференции младших школьников, в которой заняли призовые места.

Приложение №4

Обязанность учителя состоит в том, чтобы постоянно укреплять и развивать умственные способности ученика такими упражнениями, которые бы соответствовали размерам его наличных сил и с течением времени становились бы постоянно трудными и более сложными.

Одним из этапов работы по проектной деятельности стало включение в уроки проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций.

Таким образом, я стала подавать один из главных атрибутов учебного проекта — проблему, но не просто как информацию, а как реалию жизни вместе с личностным отношением к ней, с пониманием, что проблема важна, требует внимания, рассмотрения и поиска ее разрешения. Своей позицией я даю понять, что готова поддерживать ребят в их деятельности по поиску решения проблемы.

Ученикам становится очевидным, что эта проблема очень важна, что ее разрешение остро необходимо. А главное, ребята могут ее решить, если постараются, организуются вместе. Возможно - нужно подумать сообща, обследовать, исследовать, разузнать, вспомнить, проанализировать, опросить и протестировать. В общем, безусловно, они получат определенный результат, если немедленно начнут действовать.

Так «взводится» та пружина, которая должна своей потенциальной энергией «раскрутить» самоорганизующуюся, самоцеленаправленную, самодвижущуюся полезную работу самостоятельной активности учеников, дающую ожидаемые от работы над проектом результаты.

Для успешного проблемного обучения я стараюсь создать следующие условия:

  • подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения;
  • сталкиваю противоречия практической деятельности;
  • излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций ( командира, юриста…
  • побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты
  • ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения)
  • определяю проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские)
  • ставлю проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками…)

Таким образом, мои ученики на уроке становятся в позицию субъекта своего обучения. И как результат у них появляются новые знания, способы работы с материалом.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески добывают и применяют знания.

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому я стала проводить по такой структуре уроки по всем предметам.

4. Выводы.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Обучаясь по данной технологии, у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях.

Положительная динамика наблюдается и в развитии уровня мотивации к учению.

Универсальность проблемного метода обучения заключается в том, что его могут применять на уроках различных дисциплин как учителя начальных классов, так и учителя средней школы.

Библиография:

1. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», Москва, «Аркти», 2005 г.
2. Романовская М.Б. « Метод проектов в образовательном процессе», журнал« Завуч» №1, 2007г.
3. Мальцева Е.В. « Использование новых образовательных технологий при обучении будущих учителей начальных классов», журнал « Педагогическое образование. Начальная школа» №12, 2006 г.
4. Эпштейн М. « Метод, разрушающий школьную рутину», Журнал « Педагогическая техника» №2, 2004г.
5. Романовская М.Б. « Проекты в младших классах», журнал «Завуч» №6, 2007г.
6. Голованова Е.А. «Проектная деятельность как важное направление в современной школе», журнал «Завуч» №6, 2007г.
7. Постникова Е. «Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника» , журнал «Сельская школа» №2, 2004г.
8. Крылова Н.Б. «Проектные методы против классно-урочной организации образования», журнал «Школьные технологии» №5, 2004г.
9. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. « Метод проектов в продуктивном обучении», журнал « Педагогические технологии» №5, 2002г.
10. Пахомова Н.Ю. « Проектное обучение – что это?», журнал»Методист» №1, 2004г


Приложение №1

Этапы деятельности учителя и учеников.

1. Определение темы.Мотивация,целеполагание,получение базовых данных;формирование
группы. Осознают цель, воспринимают базовые данные, уточняют информацию, обсуждают задание. Объясняет тему, базовые данные, цель работы, мотивирует. Разъясняет технологию работы по проекту. Формирует группы. Выдает и объясняет задание.
2. Планирование. Уточняют источники информации, формируют задачи и план деятельности, распределяют роли в группе, выбирают и обосновывают критерии успеха. Помогает в распределении ролей и определении плана деятельности (по просьбе учащихся)
3. Теоретическая подготовка .Работают с «информационными пакетами», анализируют полученные данные и обсуждают альтернативы («мозговой штурм»). Уточняют план исследовательской деятельности. Наблюдает, консультирует, организует возможность выполнения
исследовательской части работы в хозяйстве
4. Исследование. Выполняют исследование и работают по заданиям. Наблюдает, консультирует, советует, сопровождает учащихся (по их просьбе)
5. Анализ результатов и оформление проекта. Участвуют в коллективном анализе проекта, формулируют выводы, оформляют проект. Готовят доклад. Консультирует, организует конференцию, готовит оценочные таблицы, инструктирует рецензентов.
6. Защита проекта. Конференция. Выставка и т.д. Защищают проект. Формулируют предварительную оценку работы. Руководит проведением конференции
7. Оценка и коррекция Проводят коллективную оценку, знакомятся с оценкой учителя, вносят поправки в работу, Подводят итог. Участвует в коллективном анализе, аргументирует оценку, участвует в подведении итогов.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены