РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Родители обучающихся и научно-практическая деятельность

Бушманова Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№1 имени Героя России
М.Г. Ефремова» 

Семинар-практикум 

Тема: « Родители обучающихся и научно-практическая деятельность» 

Цель и задачи:
  • поделиться опытом вовлечения родителей в научно-практическую деятельность школы; 
  • показать формы работы с родителями, результативность; 
  • составить памятку для родителей, содержащую необходимый теоретический минимум; 
  • разработать план родительского собрания-семинара о научно-практической деятельности обучающихся и родителей 
Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Каковы же цели и задачи работы школы с родителями?

Это
  1. установление контакта, благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся; 
  2. изучение воспитательных и образовательных возможностей семей; 
  3. формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного и образовательного потенциала семьи; 
  4. вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого -педагогическими знаниями и умениями, формирование основ педагогической культуры; 
  5. предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей; 
  6. оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования. 
Семья, как и школа, – своего рода посредник между формирующейся личностью ребёнка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях, задачах и конечном результате воспитательного и образовательного процесса, осуществляемого школой. Это поможет им в воспитании и образовании собственного ребёнка. Как мотивировать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс? В практике отечественной общеобразовательной школы традиционно сложилась и утвердилась такая форма работы школы с родителями, как родительское собрание. 

Его основное назначение – повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций. Именно на родительских собраниях ведётся разъяснительная работа по вовлечению родителей в научно-практическую работу школы. 

В настоящее время опытом работы многих отечественных педагогов, данными экспериментальных психолого-педагогических исследований(И.И. Джужук, Н.В. Матяш, И.М. Павловой и др.) убедительно доказана возможность применения проектного метода в процессе обучения младших школьников. В публикациях А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянской, А.П. Маслова, Н.М. Конышевой, В.Д. Симоненко отражены богатые развивающие возможности проектной деятельности для учащихся начальной школы. Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод ещё не получил должного распространения в начальном звене школьного обучения. Ещё недостаточно разработаны и фрагментарно освещены в литературе методических аспектов организации проектной деятельности младших школьников. Иными словами, на смену вопросу: Доступна ли учащемуся начальной школы проектная деятельность?» закономерно пришёл вопрос «Как максимально эффективно организовать проектную деятельность младшего школьника?». 

В нашей школе НПК старших школьников «Импульс» отметила уже своё 10-летие. Вслед за старшей школой в эту работу включилась и начальная школа. В этом году у нас пройдёт 5-я конференция младших школьников «Росток». На наш взгляд, одним из возможных путей оптимизации применения проектного метода в работе с учащимися начальной школы является подключение родителей к детской проектной деятельности. 

Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в силу своих возрастных особенностей младшие школьники далеко не сразу способны быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения того или иного проекта. Более того, многие из них испытывают существенные трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов. 

Безусловно, главную помощь ребёнку на пути становления его субъектности в проектной деятельности, как и в учебной деятельности в целом, оказывает педагог. Однако младшему школьнику нужна ещё и поддержка родителей, особенно в тех проектах, выполнение которых происходит во внеурочное время. 

Во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения, широко распространённого в наше время. 

В-третьих, существует такая разновидность проектов, как семейные (например, «Моё генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории нашей семьи», «Семейные реликвии» и др.). Они обладают огромным развивающим потенциалом для младших школьников, и для их осуществления участие родителей просто необходимо. 

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком. Очень важно, чтобы взрослые осознавали это и не принимали на себя функции учащегося (не делали всё за него), иначе теряется смысл выполнения проекта. 

В связи с этим привлечение родителей к проектной деятельности детей должно быть специально организовано педагогом. Целесообразно проведение родительского собрания (семинара), на котором объясняется сущность проектного метода, раскрываются формы возможного участия родителей в проектной деятельности учащихся, демонстрируются фрагменты презентаций детско-родительских проектов, а также продукты проектной деятельности школьников. 

Желательно заранее подготовить и раздать родителям памятки, содержащие необходимый и доступно изложенный теоретический минимум о проектном методе и практические, чётко сформулированные рекомендации по сотрудничеству с ребёнком. В дальнейшем педагог осуществляет консультирование родителей в процессе подготовки детьми конкретных проектов. 

Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности младших школьников достаточно разнообразны. Раскроем основные из них. 

1. Мотивационная поддержка. 

Может потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Осуществление этого вида поддержки индивидуально для каждого школьника, зависит от особенностей развития его познавательной сферы и самооценки. Родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся. 

2. Информационная поддержка. 

Актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет. 

3. Организационная поддержка. 

Одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Весьма разнообразна по своему содержанию и может касаться как внешней стороны выполнения проекта (например, сопровождение ребёнка или группы детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации), так и внутреннего плана (например, помощь ребёнку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта). 

4. Техническая поддержка. 

Эта помощь может потребоваться младшим школьникам на разных этапах подготовки проекта: во время сбора информации, её обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото и видеосъёмок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентаций, техническом оснащении докладов, праздников и многом другом. 

5. Поддержка в самооценке проекта. 

Данный вид помощи важен не только в конце проектной деятельности, но и в её процессе, чтобы учащийся мог своевременно скорректировать свои действия. Родители могут спросить у ребёнка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное, полезное в выполнении конкретного проекта. В конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочёты и обязательно отметить реальные достижения ребёнка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперёд. 

Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные виды поддержки должны оказываться родителями лишь в том случае, если они действительно необходимы – например, ребёнок испытывает серьёзные затруднения в каких-либо действиях или сам обращается за помощью. И, конечно же, взрослому следует учитывать опыт ребёнка в выполнении проектов, стремясь к постепенному уменьшению своего участия и созданию условий для становления инициативности и самостоятельности младшего школьника. 

Кроме того, для педагога важно по мере возможности привлекать родителей не только к процессу подготовки проектов, но и к оценке их эффективности. Одним из самых информативных методов является анкетирование, направленное на опосредованное изучение особенностей детской проектной деятельности. Наблюдения родителей, их мнение о работе ребёнка дополнят представления учителя и помогут ему оптимизировать проектную деятельность своих учеников, сделать её личностно ориентированной. 

Анкеты для родителей могут включать в себя вопросы трёх основных типов: 

А. Закрытые, то есть содержащие все варианты возможных ответов, например: 

1. Как относился ребёнок к вашей помощи в подготовке проекта?

а) охотно принимал в случае необходимости;
б) не принимал, даже если она требовалась;
в) рассчитывал только на неё.

2. Что в большей степени привлекало вашего ребёнка в проектной деятельности?

а) планирование будущего проекта;
б) выполнение (подготовка) проекта;
в) представление проекта (презентация).

Б. Полузакрытые, в которых кроме перечня готовых ответов есть возможность высказать другую позицию, например:

Что явилось самым трудным для вашего ребёнка в процессе выполнения проекта?

а) поиск необходимой информации;
б) распределение своего времени;
в) подготовка презентации проекта;
г) другое.

В. Открытые, предполагающие самостоятельную формулировку ответа, например: 
  1. По вашему мнению, адекватно ли оценил ваш ребёнок свой проект? 
  2. Довольны ли вы результатом вашей совместной с ребёнком проектной деятельности? 
В некоторых случаях можно попросить родителей письменно поделиться своими впечатлениями о конкретном проекте в свободной форме. 

Когда мы начинали, первыми родителями-помощниками стали учителя, имеющие своих детей. Они первыми подготовили проекты со своими собственными детьми, показали их другим родителям.
 
Презентации «Кедр», «Пить или не пить» (о пользе и вреде Кока-колы) 

Затем уже стали включаться в эту работу и другие родители. 

Участие родителей в научно-практической деятельности детей может быть разным. 

Во 2 классе мы готовили проект «Комнатные растения в школе и дома». Основная работа по нему лежала на учителе. Дети получили основной теоретический материал на уроках окружающего мира, готовили сообщения об отдельных растениях (здесь уже подключаются родители), некоторые дети провели с родителями дома практическую работу по выращиванию растений (мандарина) и рассказали об этом в классе, затем школьники выявляли самые распространённые растения в классных комнатах и дома (работа с родителями). В результате были выявлены самые распространённые растения в жилых и нежилых помещениях. В таких проектах доля участия родителей не очень велика. 

Презентация «Комнатные растения» 

Есть у нас и проекты с большой долей участия родителей. Например, проект «Создание модной одежды» ученицы 4 класса. В результате его девочка под руководством мамы, которая работает в ателье, получив необходимые начальные знания, сшила юбку и продемонстрировала её на школьной научно-практической конференции. 

Презентации «Создание модной одежды», «Берестяные грамоты» и т.д.
Отметим, что, по свидетельству опросов родителей, их сотрудничество с детьми младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнёров, как ребёнка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.

Приложение 1 

Теоретический минимум 

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. 

1. Подготовка
  • Определение темы и целей проекта. 
  • Деятельность уч-ся Деятельность учителя 
  • Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей. 
2. Планирование
  • Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчёта). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды. 
  • Деятельность уч-ся Деятельность учителя 
  • Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. Предлагает идеи, высказывает предположения. 
3. Исследование
  • Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. 
  • Деятельность уч-ся Деятельность учителя 
  • Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. 
4. Анализ и обобщение
  • Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.
  • Деятельность уч-ся Деятельность учителя
  • Анализируют информацию, обобщают результаты. Наблюдает, советует.
5. Представление проекта
  • Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчёт. 
  • Деятельность уч-ся Деятельность учителя 
  • Отчитываются, обсуждают. Слушает, задаёт вопросы в роли рядового участника. 
6. Оценка результата и процесса
  • Деятельность уч-ся Деятельность учителя 
  • Коллективное обсуждение и самооценка. Оценивает усилия учащихся, качественно использованных источников, делает предложения по качеству отчёта. 
Приложение 2
Практическое задание№1

Предложите, как составить памятку для родителей,
содержащую необходимый и доступно изложенный теоретический минимум о проектном методе и практические, чётко сформулированные рекомендации по сотрудничеству с ребёнком


Приложение 3
Практическое задание№2

Предложите, как заинтересовать и вовлечь родителей в совместную исследовательскую деятельность (учитель+ученик+родитель)

Материалы для работы: 

Литература: 
1. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования :дис. … канд. пед. наук / И.И. Джужук. – Ростов/на/Д., 2004 
2. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. – № 9 
3. Иванова Н.В. Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников // Начальная школа.-2010. - №1 
4. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. –2004. – № 2 
5. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование : учеб. пос. для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Славская. – 2е изд. – М., 2007 
6. Конышева, Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии :кн. для учителя нач. классов / Н.М. Конышева. – М., 2006 
7. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности младших школьников / Н.В. Матяш. – М., 2004 
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб.пос. для студентов пед. вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева [и др.]; под ред. Е.С. Полат. – М., 2002 
9. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пос. для учителей и студентов пед. вузов / Н.Ю. Пахомова. – М., 2003 

Дополнительные материалы: 
задания для стажеров (памятка для родителей, в помощь учителю); 
теоретический минимум о методе проектов. 
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены