РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Ну, а как же в старину измеряли мы длину

Агеев Олег Владимирович
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

 

Предлагаю Вашему вниманию статью, содержащую интересную информацию о старинных русских способах измерения длины.

Она будет интересна широкому кругу читателей, поскольку развивает кругозор и исторически-технологическую грамотность по вопросу старинного измерения длин.

 

Дети у меня спросили, я ответил каждому.
«Ну, а как же в старину измеряли мы длину?»
Непростой вопрос, но всё же, разобраться помогу,
А для этого, ребята, обратимся к словарю.

 

Ушакова открываю, толкованья слов смотрю,
Для себя сейчас узнаю, то, о чём не ведаю.
Погрузимся в мир прекрасный измеренья старых длин,
Путь этот вам не опасный, но не справится один.

 

На персидском слово «локоть» говорится, как аршин.
Семьсот одиннадцать тысячных метра он равняется один.
Человек односторонний меряет на свой аршин.
Ну а тот, прямой неловкий, словно проглотил аршин.

 

Если три аршина сложим, то получим мы сажень.
Посчитайте-ка, ребятки, те, кому сейчас не лень:
Сколько это будет в метрах, нам скажи, не торопись.
Ну, а если что забыли, то назад ты воротись.

 

«Близок он, да не укусишь», - я о локте говорю.
Измеряли в локтях длины, в старину, я повторю.
Локоть наш примерно равен метра половине,
Чувство локтя в строю ровно помогало быть нам.

 

За версту тогда ходили, верстовых столбов ряды…
На дороге повсеместно полосатые столбы.
Пушкин их в стихотворенья, с удовольствием, включал.
Чуть побольше километра, каждый эту цифру знал (1 1/16 км).

 

И ни пяди земли русской мы врагу не отдадим.
Очень умный, очень мудрый, про такого говорим:
«Пядей семь во лбу имеет». Большой палец растяну
С указательным на пару, пяди я скажу длину.

 

Познакомились со старой мы, ребята, мерой длин.
Вы запомните об этом: «Старый «дом» необходим!»
Мы в него заходим с вами и находимся мы в нём.
«Дом» тот создан всеми нами, не забудем мы о том!

 

Почему я решил обратиться к этой теме? Да, потому что мы, русские люди стали забывать о своём прошлом. Спросишь у ребят о старинных русских мерах длины, а они, в лучшем случае, назовут некоторые из них, а чему равно уже сказать затрудняются. Где можно встретить, например верстовые столбы? Разве что в исторических фильмах и на реконструкциях. А почему бы не восстановить их и рядом со знаками, указывающими расстояние до места назначения в километрах, сделать верстовые обозначения. Я думаю, так и история страны забываться не будет, и грамотных людей станет больше, да и туристы с удовольствием будут посещать нашу страну. Получится как бы музей под открытым небом, где каждый желающий сможет прикоснуться к прошлому и изучить его в любое время. И тогда можно будет встретить людей, которые, отвечая о верстовых столбах, будут говорить: «Почему в прошлом, в нашем городе они до сих пор используются. Приезжайте, смотрите, пожалуйста». Я считаю, что эта интересная идея придётся по душе всем людям, любящим свою страну, свой город, свой дом, свою семью. Ведь не зря говорят: «Не зная прошлого, нет смысла говорить о будущем».

В магазины, где продают ткань, пиломатериалы и древесные материалы и так далее можно также добавить элемент истории, например, подписав на ценниках, где указана длина и её стоимость всего одну строчку, где длина эта выражена в аршинах, саженях, пядях, локтях и так далее. Интересно будет, когда продавец спросит у вас: «Сколько локтей ткани вам отрезать?» или «Длина два аршина вас устраивает?»

Не забывайте свою историю, в прошлом было много интересного и забавного. Давайте будем возрождать наглядную историю. Пусть реконструкция станет не временным, а повседневным элементом нашей жизни. Нужно помнить своё историческое прошлое и передавать потомкам её вековые плоды, сохраняя всё самое доброе и лучшее, что с таким большим трудом выращивали наши предки. Это дань уважения им, ведь без них не было бы нас, а так как мы есть сейчас, то нужно действовать и действовать нужно вместе: не разрушать, а строить, не сносить, а восстанавливать, не забывать, а помнить…

Список использованных печатных источников:

  1. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. 180000 слов и словосочетаний. – М.: Альта-Принт: ДОМ. XXI век, 2009.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены