РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Внеурочная деятельность - за и против, в рамках формирования экологической культуры

В 2012 году были приняты новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты основного общего образования, одной из целью которых является «реализация основной образовательной программы основного общего образования через внеурочную деятельность с соблюдением государственных санитарно – эпидемиологических правил и нормативов». Введение внеурочной деятельности полезное ли это решение? Давайте обсудим.

Современное общество диктует требования к пониманию успешной личности: это всесторонне развитый человек. Другими словами, подрастающий ребёнок должен получать не только хороший объём научной информации, уметь пользоваться знаниями, но и иметь гибкость мышления и развитые индивидуальные особенности и желание учиться самостоятельно. Такое развитие сложно достичь только на уроках.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • духовно-нравственное,
  • физкультурно-спортивное и оздоровительное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное

в таких формах, как:

  • кружки,
  • художественные студии,
  • спортивные клубы и секции,
  • юношеские организации,
  • краеведческая работа,
  • научно-практические конференции,
  • школьные научные общества,
  • олимпиады,
  • поисковые и научные исследования,
  • общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

Особенно актуально посещение внеурочных занятий для тех детей, которые не получают должного семейного воспитания и развития по причинам занятостей родителей или низкого культурного и образовательного уровня.

Из школьной жизни мы видим и комичные и ужасающие случаи: отличник с развязанными шнурками или не умеющий себя обслужить, с «двойками» по физкультуре или средний ребёнок – «хорошист», с ограниченным словарным запасом, искажающий слова родного русского языка, или дети, находящиеся по интеллекту в возрастной норме, но не умеющие фантазировать, рисовать, ритмично двигаться.

Часто интересы детей очень ограничены: компьютерные игры, фильмы и многочисленные пустые разговоры.

Заинтересовать детей и развить в них заложенные способности – это и есть цель внеурочной деятельности.

Задачи организации внеурочной деятельности

  1. Развитие духовно-нравственных ориентиров для жизненного выбора, привитие уважения к старшим, окружающим.
  2. Расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках “себя”.
  3. Личностное становление учащихся, развитие интеллекта.
  4. Развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.
  5. Совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа и безопасного образа жизни.
  6. Формирование экологической культуры.

А нет ли «минусов» у этого грандиозного проекта?

Все мы знаем, что в идеале любой продлённый учебный день ребёнка требует особого режимного устройства: обед, отдых, прогулка. Если посмотреть на режимные моменты, связанные с внеурочной деятельностью, то ясно, что нагрузка ребёнка увеличивается с 25 – 30 учебных часов до 35 – 40 учебных часов. Полезно ли это?

Я хотела бы затронуть тему формирования экологической культуры в основной школе в рамках внеурочной деятельности.

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. В теории и практике экологического образования в основной школе отсутствует единая, рассчитанная на весь период обучения, образовательная программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Биология», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех рыбах, птицах, зверях, растениях, которые их окружают. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в природе. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу.

Большая часть экологического образования приходится на внеурочную деятельность. Во время внеурочной деятельности детям можно предложить материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Внеурочная деятельность по экологии направлена на формирование:

  • мотивации, готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности;
  • коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем;
  • опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний;
  • потребности самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.

В ФГОС основного общего образования сформулирован Основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде.

В ходе реализации экологического образования используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает учитель и носитель информации;
  • интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным окружением;
  • проектное обучение – наиболее эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды.

Программа внеурочной деятельности экологической направленности предполагает следующие формы работы с обучающимися:

  • познавательные (классные часы на экологическую тематику)
  • обучающие семинары и практические работы;
  • игровые (игры, викторины, олимпиады, спектакли)
  • конкурсные (конкурсы рисунков, плакатов «Природа в опасности!»; конкурс «Нетрадиционной моды» - демонстрация костюмов из бросового материала; конкурс поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь вещей»);
  • продуктивные (выпуск экологических газет, посадка деревьев на территории школьного двора, операция «БУМ» - большая уборка мусора:уборка территории лесов лесопарковой зоны, организация трудовых десантов по уборке своих дворов от бытового мусора)
  • экскурсии (важную роль в системе экологического образования играет посещение особо охраняемых природных территорий), экологические акции и праздники;
  • выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками.
  • участие детей в проектной деятельности, которая позволяет не только получать теоретические знания, но и применять эти знания на практике.

Используемые формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Хотелось бы остановиться на конкретном примере, приведя работу в этом направлении нашей школы.

В нашей школе администрацией хорошо организован режим дня, в котором хорошо прослеживаются все режимные моменты: уроки, обед, прогулка, внеурочная деятельность.

В нашей школе по статистике большинство детей из семей с низким культурным уровнем, а значит надеяться на дополнительное образование вне школы этих детей не приходится. Поэтому администрация школы активно вовлекает огромную массу детей в занятия внеурочной деятельности по всем направлениям.

Я работаю по направлению экологического развития детей во внеурочной деятельности в 5 и 6 классе, ведя кружок «Юный эколог». Поскольку 2015 – 2016 уч. год был первым в моей педагогической деятельности, то использовать все выше перечисленные методы и формы у меня не получалось. В этом году я хочу направить свою работу на освоение таких методов, как обучающие семинары и практические работы, конкурсные и проектную деятельность, тем самым повысив интерес детей к экологическому направлению.

Возвращаясь к теме плюсы и минусы внеурочной деятельности, хочется сказать, что в условиях жизни нашего посёлка такая занятость детей не только полезна, но и является необходимой для воспитательной работы и занятости детей из семей с низким культурным уровнем.

А внеурочная деятельность «Юный эколог» способствует не только занятости детей, но и может быть эмоциональной разгрузкой для учащихся, так как такие формы работы, как экскурсия, экологические акции, исследовательско – практические работы проводятся на свежем воздухе.

Таким образом выполняется задача развития школьного образования, заключающаяся в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. На это и направлены федеральные государственные образовательные стандарты и Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, определившие главную задачу образования – подготовить обучающегося к взрослой жизни так, чтобы он смог внести свой вклад в устойчивое развитие общества. Формирование экологической культуры нацелено на решение экологических проблем в обеспечении благоприятной окружающей среды.

Экологическое образование имеет возможность реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС основного общего образования.

Возвращаясь к поставленной проблеме «Внеурочная деятельность за и против в рамках формирования экологической культуры» можно сделать вывод, что этот вопрос остаётся открытым и дискуссионным на сегодняшний момент. Перевес в сторону за или против зависит от: культурного уровня семьи ребёнка, возможностей образовательного учреждения при организации режима дня, здоровья ребёнка, семейных традиций.

Список литературы:

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  2. Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. − № 2. – С. 16–29.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  4. Касаткина, Н. Э. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое пособие в 3 ч. / В. Г. Черемесина, О. Б. Лысых, З. В. Крецан и др. / под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – Часть I. – 91 с.
  5. Захлебный, А. Н., Развитие общего экологического образования в России на современном этапе / А. Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире - 2008. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. – С. 144–170.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены