РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Моделирование на уроках литературного чтения

Г.Д. Дегтерева
«Лицей естественных наук» Г.Киров

В соответствии с концепцией развития универсальных учебных действий в период начального образования основным показателем развития знаково-символических действий, входящих в блок познавательных УУД, является овладение моделированием.

Следует отметить, что в педагогической практике термин «моделирование» используется в разных значениях. С одной стороны, моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в определенных отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте [7]. В этом смысле А.К. Дусавицкий, например, выделяет такой тип урока как урок моделирования и преобразования моделей. Он направлен на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или особенностей функционирования какого-либо художественного приёма. Работа сопровождается составлением соответствующей модели с тем, чтобы учащиеся, действуя по ней, могли впоследствии руководствоваться ею в своём собственном литературном творчестве [5].

С другой стороны, моделирование – познавательное универсальное учебное действие, состоящее в преобразовании объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) [6].

Для успешного формирования действия моделирования в начальной школе младшие школьники должны овладеть следующими учебными действиями:

  • кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
  • декодирование/считывание информации;
  • умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями;
  • умение строить схемы, модели и т.п. [6].

Рассмотрим примеры заданий, направленных на формирование действия моделирования, которые были разработаны творческим коллективом О.Н. Бершанской, Г.Д. Дегтеревой, М.В. Кузнецовой и опубликованы в авторских тетрадях по литературному чтению «Читая – думаю» для 1-2 классов [1, 3, 4]. Отметим, что выполнение такого рода заданий параллельно с формированием действия моделирования способствует становлению других универсальных действий, особенно личностного блока.

Например, при знакомстве с произведением М. Пришвина «Черемуха» ученикам предлагается выполнить моделирование для последующего сравнения объектов.

Ученики дополняют первый отрывок моделью, обозначающей печаль   , а второй отрывок моделью, обозначающей радость . Используя модели, можно дать детям установку при чтении для формирования выразительности: «Попробуй заинтересовать своим чтением слушателей, постарайся передать при чтении те чувства, которые ты обозначил на моделях».

Отметим, что в результате апробации рабочих тетрадей «Читая – думаю» выяснилось, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании модели, осваивая тем самым действие моделирования.

На каждом уроке, работая с произведениями разных жанров, мы формируем у детей духовно-нравственные ценности, предлагая самостоятельно соотносить поступки героев с собственными, давать им нравственную оценку, развиваем такие качества, как сочувствие, сопереживание, милосердие, любовь к ближнему. Важно, чтобы ученики научились полноценно воспринимать художественное произведение. Они должны с помощью воображения представить, описанную автором жизнь и пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями. Важно строить уроки литературного чтения так, чтобы рассуждения учеников о собственном отношении к прочитанному пронизывали всю работу над текстом. Так, для определения чувств, испытанных самим ребенком при знакомстве с рассказом К. Паустовского «Прощание с летом», можно предложить ученикам обозначить свои эмоции на моделях.

Положительное отношение к чтению, формирование личностных универсальных действий начинается с той минуты, когда ученик почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личностный смысл в читаемом.

Рассмотрим пример формирования моделирования с одновременным развитием нравственно-этической ориентации младших школьников. При знакомстве с произведением В. Осеевой «Волшебное слово» на этапе анализа образа главного героя ученики понимают, какую гамму чувства он испытывает: радость, одиночество, тревогу, беспокойство, отчаянье, надежду, обиду и др. Персонаж и ситуация, в связи с которыми возникли чувства, рассказывают ученикам об эмоциональных переживаниях главного героя, что ему приятно, а что доставляет боль, где он чувствует себя успешным, ощущает поддержку. Учитель предлагает рассмотреть предложенные модели, выбрать из них те, которые отражают эмоции и чувства Павлика на протяжении рассказа и обозначить смену чувств цифрами.

Подобные задания учитель может составить самостоятельно, используя с учащимися справочник О.Н. Бершанской, Г.Д. Дегтеревой «Моя шкатулка» [2].

Например, при знакомстве с произведением В. Росина «Друзья познаются в беде» можно предложить учащимся творческое задание с использованием моделей эмоций и чувств.

Учитель: Рассмотрите вагончики. Отметьте значком Ѵ тот вагончик, на котором обозначены эмоции и чувства белочки на протяжении рассказа. Если у вас другое мнение, можете нарисовать в вагончике №3 свой ряд моделей эмоций и чувств белочки, пользуясь справочником. Объясните свой выбор.

Выполняя данное задание, ученики упражняются в построении логически оформленного высказывания. Анализируя и оценивая поступки и действия главных героев, они пополняют запас жизненных впечатлений, представлений, переживаний, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее.

Таким образом, использование данных и многих других заданий, направленных на формирование моделирования,  обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие учащихся, формирует навыки учебного труда, умение самостоятельно добывать информацию, повышает интерес к самостоятельной читательской деятельности. Работа с моделями на уроках чтения в начальной школе способствует формированию у учащихся умения исследовать литературный текст, формулировать и высказывать собственные суждения. Все это ведет к пониманию смысла текста учащимися,  адекватному оцениванию поступков действующих лиц, а, следовательно, наиболее осознанному чтению.

Библиографический список

  1. Бершанская О.Н.,  Дегтерева Г.Д. Читая-думаю. 1 кл.: тетрадь по литературному чтению. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010.
  2. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка. Справочник по литературному чтению. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010.
  3. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д., Кузнецова М.В. Читая-думаю. 2 кл., ч.1: тетрадь по литературному чтению. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2009.
  4. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д., Кузнецова М.В. Читая-думаю. 2 кл., ч.2: тетрадь по литературному чтению. – Киров: КОГУЗ «МИАЦ», 2009.
  5. Дусавицкий, А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий. – М.: Вита-пресс, 2012.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  7. Карпенко, А.В. Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе / А.В. Карпенко // Начальная школа плюс до и после. – 2005. – № 11. – С. 53–58.
  8. Летникова Л.А. Коррекционная работа учителя-логопеда в начальной школе» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/538138/
  9. Оморокова, М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены