РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Развитие творческих способностей ребёнка через использование нетрадиционных методов и приёмов художественно-изобразительной деятельности

Педагогическая идея «Развитие творческих способностей ребёнка через использование нетрадиционных методов и приёмов художественно-изобразительной деятельности»
(Формирование творческой личности посредством изобразительной деятельности: творческий подход, самостоятельность, инициативность)

«В детском творчестве (при правильном руководстве)
происходит самовыражение и самоутверждение ребёнка,
ярко раскрывается его индивидуальность.
Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления
окружающего мира, а живут в этом мире красоты».
В. А. Сухомлинский

Современное общество предъявляет свои требования к личности. Уже в детском саду ставится приоритет - неординарно мыслящая, свободная, самостоятельная и творческая личность. Именно развитие творческого мышления, воображения, способностей подводят к становлению творческой личности, разносторонне мыслящей, способной адаптироваться к любым творческим обстоятельствам, не пасующей перед неудачами, видящей пути преодоления социальных конфликтов, понимающей окружающий мир.

Важное место в системе воспитания отводится изобразительной деятельности детей. Думаю, что человек, с детства занимающийся творчеством, созиданием, будет стремиться ценить и создавать красоту своими руками. Психологи и педагоги утверждают,что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов. 

В детском возрасте (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребёнка, ярко раскрывается его индивидуальность.

Воспитание творческой личности - явилось отправным пунктом моей работы. Изучив педагогические наработки, опубликованные в различных педагогических изданиях, мнения педагогов - Т. С. Комаровой, Е. А. Флериной, Г. Г. Григорьевой, Н. П. Сакулиной, психологов – В. С. Мухиной, Н. Н. Поддъякова, А. В. Запорожца по этой проблеме, стала заниматься художественно - эстетическим развитием детей через использование нетрадиционных техник в рисовании, лепке, ручном труде.

Моя педагогическая идея - развивать творческие способности ребёнка в условиях художественной, изобразительной деятельности, в которой в силу её специфики имеются большие возможности для развития творческой личности. И использовать при этом нетрадиционные техники.

Задачи - вызывать, поддерживать у детей интерес к материалу и способам действия с ним, стимулировать исследовательские действия; поддерживать радость от достижений; поддерживать стремление видеть образ, стимулировать образное видение, жажду «открытий»; поддерживать инициативу в стремлении отразить предметный мир; закреплять понимание детьми образного характера деятельности.

Именно нетрадиционные техники дают детям почувствовать себя художниками, созидателями, они учатся из неприглядного, бросового материала создавать красивые, оригинальные работы; трогать и чувствовать материал - гуашь, тесто, воск, мыльные пузыри; работать необычными инструментами - тампон, трубочка, нитки... Всё это ведёт к тому, что у ребёнка развиваются творческие способности, а человек с творческим подходом может найти выход из разных жизненных ситуаций, не будет «зажат» стереотипами, закомплексован. В дошкольный период в изобразительной деятельности содержится огромный потенциал для развития творческого воображения, которое в более зрелые годы обусловливает успешность решения многих проблем. Использование нетрадиционных техник положительно сказывается на развитии сенсомоторики, тактильной чувствительности, речи детей. Активно развивается художественно - эстетическое восприятие, активизируется память. Воспитываются такие качества личности, как активность, самостоятельность, инициативность.

На каждом этапе обучения рисованию, лепке, оригами перед детьми ставятся определённые задачи,в соответствии с которыми дети должны осваивать навыки и умения по технике рисунка, лепки, складывания бумаги. Овладев умениями подчинять движения руки этим задачам, получают возможность свободно изображать всё.

Свою работу по введению нетрадиционных техник в практику начала с написания тематических планов, куда включала занятия, индивидуальную работу с детьми, совместную деятельность с первой младшей группы. В рисовании начала применять техники пальцевой живописи, рисование ладошкой. Сначала, некоторые дети боялись испачкать гуашью руку, палец, но увидев, как рисуют сверстники и что из этого получается если ещё детальку добавить, стали проявлять интерес и желание рисовать. Самыми любимыми являлись коллективные работы: «Осенние листья», «Воробьи», «Грибы опята», выполненные техникой рисования ладонью. Рисование пальцем применялось в моей практике очень широко (где дождик подрисовать, горошины на платье, бусы на ёлке). В конце года стали использовать в работе технику тампонирования - «Зажигали свет в окнах домов», рисовали падающие хлопья снега. Перед каждым рисованием проводилась предварительная работа: дети трогали снег, рассказывали какой он, выделяли яркие признаки и на эмоционально - положительном настрое, после показа способов действия, изображали.

В лепке в этом возрасте - знакомились с материалами. С глиной, тестом дети очень любили экспериментировать. В возрасте трёх лет, когда у детей появляются элементы наглядно - образного мышления, мы начали осваивать основные приёмы лепки. Стали формироваться навыки работы с пластическими материалами. Из податливого теста лепили бусы для мамы, ягоды. А высушенные и разукрашенные тампоном поделки дарили старшим детям, родителям к праздникам, использовали для игр.

Во второй младшей группе наряду с предыдущими стала применять в рисовании технику тампонирования по трафарету. У детей стали получаться самые разнообразные рисунки (в зависимости от трафарета). Это привело к тому, что рисование стало выделяться детьми как самое любимое занятие. Для своих рисунков учимся создавать фон поролоном, смоченным в воде и краске. Немало радости доставляет рисование с помощью открыток. К собачке, вырезанной из открытки, дети дорисовывали солнышко, цветы, травку. А однажды, совместно с детьми, мы разукрашивали камешки. На обычную потолочную плитку приклеивали камешки и дети разукрашивали их, а я одной чёрточкой «превращала» в жуков, бабочек, лягушек. Работы получались яркие, красочные, похожие на живых насекомых. Это даёт ребёнку уверенность в своих силах, побуждает рассказать об этом, развивает речь и с ранних лет дети приучаются не к шаблонности форм, а к разнообразию, к выбору для достижения хорошего результата.

Начали появляться улитки, ёжики из глины, пластилина. Активно применяли в работе вспомогательные материалы: скорлупу орехов, крупные семена растений. Для детей было важно, чтобы их работы получили одобрение воспитателей, родителей. Для изготовления теста стала добавлять краску. Появились красные вишни, голубые снеговики. Любимым жизнерадостным творчеством стала и лепка.

В дальнейшем, я буду продолжать работу по внедрению нетрадиционных техник в практику, искать новые приёмы. В будущей работе запланировала рисование техникой кляксографии, развивающее воображение и мышление детей, коллаж, собирающий в себе несколько приёмов изображения. Например, один ребёнок тампонированием изобразил цветы, другой - солнышко пальчиком, лучики - ниточками, фрукты и овощи вырежем из открыток, тканью изобразим небо и облака. Получается лето. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог - исследователь Анна Роговин рекомендует всё, что есть под рукой использовать для упражнений в рисовании: рисовать выжимкой из ягод, грязной водой, бумажной салфеткой (сложенной много раз). Хочется применить в работе технику рисования на мокрой бумаге, применяющуюся там, где нужна неясность в образах, расплывчатость. Например: «Воробей нахохлился », «Цветы за занавеской», «Падают хлопья снега».

В старшем возрасте очень интересно рисование восковой свечой. Реализуется эта техника так: углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение. Затем кистью, ватой или поролоном, краска наносится на всё изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребёнка, проявляясь. Также поражает воображение детей рисование клеем или кусочком мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к изображаемому предмету. Так получается ветка дерева на зелёном фоне,Ж снежная баба - на голубом и т.д. Дети любят рисовать мыльными пузырями, зубной щёткой, солью, печатками и даже губной помадой.

В лепке особое предпочтение хочется отдать тесту. Это мягкий, приятный для рук материал, шероховатости сглаживаются сами при высыхании фигурок.

У него прекрасная пластика, формообразование. В дальнейшей работе, постепенно усложняя программные задачи, планирую появление зелёных лягушек, розовых свинок, оранжевых морковок, крокодильчиков. А засушенные в духовке поделки буду продолжать использовать как атрибуты к играм, подарки.

В старшем возрасте дети лепят из размоченной газетной бумаги, в которую добавляется немного клейстера. Лепить можно фрукты, овощи, животных Высохшие игрушки надо раскрасить гуашью, а потом покрыть лаком. Для лепки необходимо использовать вспомогательные материалы под руководством воспитателя: яичную скорлупу, бумажную массу, скорлупу орехов, бисер, бусинки, семена растений, нитки, пуговицы. Это развивает эстетический вкус, уверенность в своих силах. Нетрадиционные техники дают очень хороший, красивый результат.

На прогулке будем продолжать лепить из песка, снега. Родился у ребёнка замысел и нет никакой задержки при его воплощении - материал под руками и места много. Можно работать коллективно и индивидуально. Даётся полный простор для творческого воображения и создания игровых ситуаций. Постройки и поделки можно украсить камешками, веточками, листьями. Поделки из снега - раскрасить гуашью. Летом с детьми лепили из репейника. Репьи идут для лепки фигур большого размера, без мелких деталей. Поделки можно хранить в течение года. Лепку из репейника включила в занятие познавательного характера, где дети узнают об этом растении, где оно растёт; воспитывается бережное отношение к миру растений. Изобразительная деятельность тесно связана с занятиями экологическо - познавательного характера. Диагностика развития детей по изобразительной деятельности детей показала, что освоение программных задач на хорошем уровне.

С начала учебного года веду кружок оригами «Журавлик» со старшими детьми. Для написания тематических планов кружка использовала научные разработки, практические пособия С. В. Соколовой. С детьми знакомились со свойством и качеством бумаги, делали книжки - малышки, картинки к которым рисовали совместно с детьми, составляли разноцветные косынки, закладки, открытки к праздникам, разноцветных рыбок и т.д. Основными задачами курса кружка являются: упражнять детей складывать поделку из бумаги в разном направлении; развивать воображение, мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость, бережное отношение к предмету и материалу (бумаге). Курс состоит из теоретических и практических занятий. Дети с удовольствием занимаются, а результаты своей работы показывают на выставках в группе, детском саду.

Для обогащения ребёнка яркими впечатлениями, организации интересной содержательной жизни, обеспечения эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов, дети знакомятся с произведениями искусства. В этом воспитателям помогают родители. По совету педагогов они посетили с детьми музеи С. Д. Эрьзи, Ф. В. Сычкова, были на выставке Мордовских промыслов в Краеведческом музее.

В группе созданы условия для развития изобразительной деятельности детей, имеется «Полочка красоты», дидактические игры, альбомы с репродукциями картин известных художников, скульпторов, их портреты. Собран богатый природный и бросовый материал для изобразительной деятельности детей: семена растений, косточки фруктов, яичная скорлупа, ракушки, бусинки и т.д.

Занятия провожу в игровой форме: занятия - путешествия, приключения, волшебные занятия с использованием игровых приёмов и включением проблемных вопросов.

Обучив ребёнка разнообразным техникам изображения, мы даём ему возможность самостоятельно выбрать понравившуюся для своего рисунка, поделки. Это развивает самостоятельность. Созданные нетрадиционными техниками работы отличаются индивидуальностью и оригинальностью. Многообразие нетрадиционных техник побуждает ребёнка активно рисовать, лепить. Развиваются такие черты личности, как активность, самостоятельность и индивидуальность. А это и есть основные составляющие творческой личности. Из вышесказанного видно, что нетрадиционные техники изобразительной деятельности способствуют формированию начал творческой личности и именно это является целью моей деятельности.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика