РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология, способствующая развитию мышления и творчества учащихся

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. В 1 классе у детей сохраняется положительное отношение к учению. Однако, постепенно, ко 2, 3 классу отношение меняется. Начинают тяготить школьные обязанности, уменьшается старательность учеников, позиция школьника теряет свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным.

Критическое мышление - это оценочное, рефлексивное, развивающееся мышление путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо дает детям четкий алгоритм работы с любым научно-познавательным текстом, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку.

Воспитывает уважение к окружающим. Подчеркивает ценность опыта каждого. По-новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся.

Кроме того, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль оттачивается, когда ею делятся с другими, и, как тонко подметила философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Поэтому, работая в русле развития критического мышления, всегда стараюсь использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, а также различные виды письменных работ учащихся, уделяю большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственности за собственную точку зрения.

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребенку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.

Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - это часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия «рефлексии» есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Их достаточно много. Например, кластер.

При изучении темы в центре листа учащиеся записывают ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, затем ребята в течение 1-2 минут фиксируют все, что им известно о данном предмете. После, в форме игры «Аукцион знаний» нужно назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Все фиксирую на доске. Белым мелом учитель записывает все, что знают дети, а то, что узнают в течение урока, записывается цветным мелом. Таким образом, составляем список идей. Систематизируем материал в виде кластера (пучок, созвездие), который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями, позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию, экономит время.

Прием «тур по галерее» проводится при помощи сюжетно-ролевой игры, что еще больше повышает интерес учащихся к заданию.

На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На фазе вызова это - рассказ-предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций. На стадии осмысления использую методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»), прием «Дерево предсказаний». На стрелочках - линиях соединения - школьники записывают объяснения своим версиям. Таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?», «Почему мальчик Петя все падает и падает?» и другие. Детям очень нравится составлять «дерево предсказаний». При использовании этого приема необходимо помнить следующее: не стоит использовать прием больше одного раза на уроке; все версии должны быть аргументированы, основываться на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят, какие из них сбылись, а какие - нет и почему.

На этапе проверки первичного восприятия важно проверить эмоциональную реакцию детей на произведение и их понимание общего смысла произведения. Самый удобный способ, на мой взгляд, это беседа. Важно помнить, что число вопросов обращенных к детям должно быть не велико - три-четыре, не более. При этом не включаю в беседу вопросы, выясняющие подтекст произведения.

Например, обращаюсь к детям с такими вопросами:

  • Понравилось ли вам произведение?
  • Что особенного понравилось?
  • Когда было страшно?
  • Что вызвало смех? Когда героя жалко?

Ответы детей показывают качество восприятия произведения и служат ориентиром для анализа произведения. Часто беседу завершаю проблемным вопросом. Поиск ответа на него делает анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы на проблемный вопрос могут быть разными, но именно этот факт и влечет за собой чтение и обдумывание текста.

Большое значение стала придавать этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Например:

  • Упражнение «От обратного» - предлагаю детям выполнить следующее задание: Что было бы, если...;
  • Упражнение «Синквейн»;
  • Составление словаря по тексту произведения;
  • Написание сочинений.

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

Развивая способность к критическому мышлению, можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу построения этапов работы я взяла технологию развития критического мышления через групповую работу. Работа в группе проходит под девизом: "Учиться и убеждать других членов группы учиться". При работе в группах у детей появляется внутренняя мотивация учения, высокая способность видения ситуаций с других перспектив. Принципиально важно в этой технологии выделение трех обязательных стадий работы. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Методы и приемы этой технологии я использую в своей работе третий год. Я пришла к выводу, что приемы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение. Методы и приемы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления, развивают мыслительную деятельность учащихся начальной школы, формируют умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

Методы и приемы технологии способствуют лучшему запоминанию изученного материала; активизируют деятельность учащихся на уроке; формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.

Различные формы рефлексии развивают способность формулировать мысли; помогают лучше понять причины явлений.

В проводимых мною уроках решаются многие проблемы: мотивация учения; выделение и усвоение главного, существенного в материале; максимальная реализация развивающего потенциала предмета; сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество между учениками; поддерживается активность на уроке; создается атмосфера уважения любого мнения; возможность выслушать других и быть услышанным.

Автор:
Усачёва Марина Владимировна,
учитель начальной школы
МБОУ «средняя общеобразовательная школа № 11» г. Новосибирска


Список использованной литературы

  1. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004.
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.
  4. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2005.
  5. Клустер Д. Что такое критическое мышление / Дэвид Клустер. Критическое мышление и новые виды грамотности. – М., 2005.
  6. Лук А.Н. Психология творчества. – М., 1978.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
  8. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб., 2000.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены