РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учебное исследование в краеведении

«Без краеведения нет России».
Шмидт С.О., академик.

Профессиональная и социальная успешность сегодняшних школьников во многом зависит от того, какие знания даст им современная школа, какие личностные качества может сформировать. Умение ставить и самостоятельно решать сложные задачи, выстраивать индивидуальные жизненные и образовательные траектории, работать в команде – качества, в развитии которых может и должна участвовать современная школа.

Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его любознательность к родному краю - «краелюбие», мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, увлечению наукой, способностью применить полученные знания в профессиональной деятельности. Сама жизнь диктует изменения краеведческой работы в школе, а время требует научных подходов, технологий обновления работы по краеведению. Новый стандарт определяет значимость краеведения через национальные ценности, среди которых: "патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству".

Целью работы по краеведению является желание вовлечь учащихся в активное социально-ориентированное творчество с использованием проектно-исследовательской деятельности.

В ходе краеведческой работы решаем следующие задачи:

  • Вовлечь в краеведческую деятельность как можно большее количество ребят и развить у них стабильный познавательный интерес к изучению родного края.
  • Изучить историю родного края, обычаи и традиции русского народа.
  • Формировать навыки проектно - исследовательской работы как одной из форм учебной деятельности.
  • Использовать активные формы работы, способствующие восстановлению психофизических сил и здоровья детей, воспитанию здорового образа жизни, адаптации к жизни в современном обществе.
  • Воспитать нравственную личность.

Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в формировании определённых качеств, среди которых первое место занимает чувство любви к своему народу, своему краю, своей Родине

На мой взгляд, одной из актуальных и эффективных форм организации краеведческой работы в школе является исследовательская деятельность, которая реализуется через урок и внеурочную деятельность. Технология непростая, пожалуй, одна из самых трудных.

Учебное исследование в краеведении - путь к знаниям через собственный творческий, исследовательский поиск.

Напомню, оно предполагает наличие основных этапов: постановку проблемы, выдвижение гипотезы, изучение теории, овладение методикой исследования, анализ и обобщение, собственные выводы. Исследовательская деятельность вызывает у детей новые стимулы учения, т.е. вовлекает их в общий труд, создает ситуацию успеха, движения вперед, обеспечивает совместную деятельность учителя и обучающихся. Эта деятельность позволяет интегрировать знания из разных научных областей и применять их на практике, что совершенствуют процесс обучения и профориентации.

Каждый из нас – изначально, по своей природе – исследователь.

Эту способность у детей учителю необходимо развивать. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое главное, ценное - исследовательский опыт.

Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно, что сегодня и заложено в новых стандартах.

Основной формой внеурочной деятельности в малокомплектной школе является краеведческий кружок «Краевед», который веду более 20 лет. Исследования связаны с изучением родного края: природное краеведение, историческое, экологическое. Первые шаги и успехи связаны с 2002 годом. В основе всех исследований лежит краеведение, как региональный компонент, который формирует ценные ориентации по отношению к природе, обществу, друг другу, способствует формированию познавательного интереса и мотивации к учению. Формы проведения занятий различны - это лекции, практические занятия, лабораторные занятия, полевые исследования, работа в архивах, библиотеках, многочасовая работа в компьютерном классе. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в формировании определённых качеств, среди которых первое место занимает чувство любви к своему народу, своему краю, своей Родине.

Я занимаюсь с ребятами исследованиями с 5 класса. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследованиях. Это внеурочная деятельность в рамках «Общеинтеллектуального направления»: «Я – географ-следопыт» в 5 классе, в 6 классе - «Я-землевед». Результатом деятельности является формирование исследовательских умений, новых для учащегося способов деятельности. Это могут быть журнал, коллаж, стенгазета, фотоальбом, учебное пособие и другие.

Серьезная проектно-исследовательская деятельность учащихся старших классов способствует истинному обучению, так как она: личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах. Позволяет ребятам учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда, развивает универсальные учебные действия, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Можно подвести итоги краеведческой исследовательской работы. Ребята являются ежегодными призерами и победителями районных, областных и российских мероприятий: конкурса юных исследователей родного края «Мое Отечество»,краеведческих олимпиад, научно-практических конференций «Я- гражданин Вятского края», конкурса юных исследователей окружающей среды и школьного мониторинга «Человек и природа», «Подрост», фестиваль «Этот День Победы». На муниципальном уровне это и родительское собрание «Фестиваль презентаций»; Экологические десанты «Очистим планету от мусора», праздники «День вятской деревни», «Купальские росы». Школьники награждались премией Президента и правительства и губернатора Кировской области.

Учебное проектирование как новая технология обучения, тесно связана с жизнью, практикой, стимулирует у старшеклассников стремление самостоятельно познавать окружающий мир, самореализовываться и самоутверждаться в разнообразной учебной деятельности.

Исследовательская работа - это деятельность, в ходе которой учащиеся занимаются не только самообразованием, но и формируются как личность.

Воспитательный момент неотрывно сопровождает весь познавательный процесс, начиная с определения темы исследования и заканчивая защитой готовой работы. Учащиеся, систематически занимающиеся исследовательской работой, как правило, успешно поступают и обучаются в ВУЗах, в которых также продолжают заниматься исследовательской работой. Обучение старшеклассников приемам исследовательской деятельности требует от учителя увлеченности своим предметом, организаторского мастерства, собственных навыков научного исследования, терпения и огромного желания помочь воспитанникам пройти первые ступеньки, ведущие в науку Исследовательский навык, приобретенный в школе в урочной и внеурочной краеведческой деятельности, поможет вы¬пускнику, увидеть бесконечность познания, реализовать личный творческий потенциал.

Литература:

  1. Г.Б.Голуб Е.А.Перелыгина О.В.Чуркова Основы проектной деятельности школьника, М.,Учебная литература,2006г
  2. В.Семенов Основы проектирования: исследовательский проект, Киров, КИПК и ПРО,2007
  3. Гоман И.Г. Учебно-исследовательская работа в школе как условие развития познавательной активности школьников // Теория и практика дополнительного образования. – 2007.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены