РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Конспект открытого занятия по грамоте в подготовительной группе с самоанализом в соответствии ФГОС

Каждое занятие в детском саду, согласно указаниям Федерального государственного образовательного стандарта, подвергается самоанализу, особенно открытое занятие. Хотелось бы поделиться своим опытом. Поэтому и представляю свой Конспект открытого занятия с самоанализом в соответствии ФГОС. Занятие осуществлялось согласно с конспектом, который был составлен мной лично.

Описание: Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Занятие соответствует ФГОС.

Тема: Буква Х. Звуки Х - Хь.

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет

Форма: Занятие, деятельностный подход

Форма организации: Групповая, индивидуальная

Интегрируемые образовательные области: Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Цель: Закрепления у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], знакомство с буквой «Х».

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.
  • Отрабатывать навык определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
  • Познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х».
  • Учить детей выкладывать букву Х из репья.
  • Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в слогах и словах;

Развивающие:

  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать мыслительную деятельность;
  • Развивать фонематического слуха;
  • Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]);
  • Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса;
  • Развивать эмоциональную сферу.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям.
  • Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: цветные квадраты на каждого ребенка (зеленый, синий, красный, сигнальные кружки для обозначения звука, картинки со слогами, карандаши, звуковая мозайка, карточки с изображением эмоции, мягкая игрушка (Хомяк), запись голоса хомяка и его храпа, коробка, индивидуальные карточки с заданием, печать, раскраска.

План занятия

I. Организационный момент

1. Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»

Логопед: Ребята, Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними и начнем занятие. А также, поздороваемся со своим телом.

Логопед : Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! («Пружинка»)
Топ-топ-топ! (Топают ногами.)
Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)
Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам)
Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево)
Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево)
Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед)
Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком)

Логопед: Молодцы ребятки! Скажите пожалуйста, а какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Логопед: Молодцы! Посмотрите пожалуйста в окно и назовите признаки весны, которые мы здесь видим.

Дети: Солнышко пригревает, снега уже нет, он рас таил. На деревьях набухают почки.

Логопед: Какие признаки весны мы можем наблюдать на центральной стене, посмотрите пожалуйста?

Дети: прилетают птицы.

Логопед: Правильно, возвращаются перелетные птицы из теплых краев.

2. Распевка

Логопед: Молодцы! Ребята, А давайте немного спаем с нашими певчими птичками. Я буду поднимать руку, когда рука внизу - поем тихо, рука поднимается вверх - поем громче. А вы контролируете свое дыхание.

АААААаааааааа
ооооооОООООО
уууууУУУУУууууу
ИИИИИиииииИИИИ

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Молодцы! Ребята, вы слышите? Что это за звук? Чей же это храп? Давайте с вами найдем, откуда он издается и узнаем кто же храпит!

(Дети слышат фонограмму храпа «Х-х-х-х», педагог открывает большую коробку с мягкой игрушкой ХОМЯК, веки которого закрыты)

Ребята, кто это? Правильно хомяк! Ребятки, какой признак весны мы с вами ещё можем назвать? Всё верно, весной просыпаются звери, медведи, ежи, суслики, хомяки, бобры…

- Смотрите, и Хомяк проснулся. И он хочет нам что-то сказать.

Хомяк: Здравствуйте ребята! Меня звать Хомка. Помогите пожалуйста мне узнать с какого звука начинается моё имя и как он обозначается на письме.

Логопед: Ребята поможем Хомяку?

Дети: Да.

Логопед: Ребята, присаживаться на свои места. Спинки держим ровненько, ножки по столом.

Логопед: Ребята, какого первый звук в слове «хомка». Полным ответом. Первый звук в слове «Хомка»….

Дети: Первый звук в слове «Хомка» - [Х].

Логопед: Правильно. Сегодня мы с нашим гостем Хомкой, познакомимся со звуками [Х] и [Х`] и научимся их различать. А также познакомимся с буквой «Ха», которая обозначает эти звуки на письме.

II. Основная часть.

1. Акустико-артикуляционная характеристика.

Логопед: Для начала послушайте как правильно произносится звук [х]:

  • губки и зубки свободны;
  • кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
  • горлышко «молчит».

Логопед: Произнесите его.

Дети: Х.

Логопед: Скажите, какой это звук? Согласный или гласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Почему?

Дети: потому что, когда мы его произносим есть преграда.

Логопед: Ребята, давайте с вами сделаем сравнительную характеристику.Какой звук слышится X или Хь, когда хома смеётся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.). Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику.

Звук Х — согласный, твёрдый, глухой (обозначаем фишкой синего цвета.

Звук Хь — согласный, мягкий, глухой (обозначаем фишкой зелёного цвета)

2. Работа со звуковыми фишками

Логопед: Ребята, давайте немного поиграем. Сейчас я буду говорить слова и слоги, а вы поднимаете фишку нужного цвета. Если слышится звук Х, то фишка-синего цвета, если звук Х’ – фишка зеленого цвета.

Ха, хи, ху, хе.
-художник -холод
-хома -халат
-орехи -охота
-хек -хижина

3. Соотнесение звуков с буквой.

Логопед: И как и у всех звуков, у звуков «Х и ХЬ», есть письменный знак, дом -это буква «ХА» обозначаются они одной буквой.

Логопед: Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?

Дети: На вертушку, крест, на мельницу, на скрещенные пальцы….

Логопед: А теперь возьмите репей и выложите из них эту букву.

Звучит спокойная музыка, дети выкладывают букву Х.

Логопед: А теперь по очереди назовите какой звук обозначает буква, х или хь.

Логопед: Давайте с вами встанем и разомнемся.
4. Физминутка.

Хомка-хомка хомячок -------------- надуваем щеки как хомяк
Полосатенький бочок .
Хомка рано встает ------------- гладим себя по бокам потягиваемся
Щечки моет, глазки трет ------- действия согласно текста
Подметает Хомка хатку ------- имитация-подметаем
И выходит на зарядку. --------- шагают
Раз два три четыре пять ----------------- показываем – упражнения
Хомка сильным хочет стать ----------------- показывают силу
Все ребята по порядку -------------------- далее – зарядка
Сейчас сделают зарядку.

Логопед: Хома предлагает вам отправиться в его зеркальные комнаты. В каждой комнате своё эмоциональное настроение – Радость, Грусть, Удивление и злость. Вам нужно прочитать слоги по настроению со звуком х и хь. (Чтение слогов.)

5. Чтение слогов АХ, ОХ, УХ, ИХ, ХА, ХО, ХУ, ХИ.

6. Игровое упражнение «Звуковая мозайка». (Развитие фонематического слуха.)

Логопед: Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий.

С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома принёс с собой картинки и просит разложить их.

Логопед: Перед вами лежит полотно, на которое вы будете раскладывать картинке. По очереди берёте одну картинку и определяете, какой звук есть в названии этой картинке, твердый [х] или мягкий [хь]. Если в названии есть звук [х], то ее место на первой строчки синего цвета, если [хь] - на второй зелёного цвета. Затем определяете где она находиться, если в начале, то ей соответствует 1 столбик, в середине- второй, в конце- третий. Как разложите все картинке по своим местам, мы перевернем полотно и посмотрим правильно ли мы выполнили это задание или нет. У нас должна получиться картинка. Следите друг за другом, чтоб никто не допустил ошибки. Цель у нас одна, сделать всё правильно и получить картинку.

Дети определяют, есть ли звуки [х], [хь] в названии картинок. Где они находятся: в начале, середине, конце слова. Расставляют картинки на наборном полотне.

Логопед: Картинки – хижина, петухи, муха.

7. Звуковой анализ слов Хома.

Логопед: Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя и сделать звуковую схему а у него не получается. Поможем Хомке?

Дети: Да.

III. Итог занятия.

1. Домашнее задание.

Логопед: Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.

Хома: Спасибо, ребята! Без вас я бы не справился и в благодарность хочу вам подарить подарок, раскраску, которую вы раскрасите дома самостоятельно. А мне пора отправляться домой. До свиданья!

2. Подведение итогов.

Логопед: Скажите, кому мы сегодня помогали? И с какими звуками мы с вами сегодня познакомились? (Повторение характеристик звуков). Что удалось сегодня вам на занятии, а может что-то показалось трудным? (ответы детей)

Логопед: Если вам понравилось занятие, то поставьте печать рядом с весёлым смайликом, если не понравилось, то с грустным. А если вы не знаете, то с удивлённым.

Самоанализ открытого занятия по грамоте в подготовительной группе на тему: Буква Х. Звуки Х - Хь.

Занятие проводила с детьми подготовительной группы, присутствовало 4 ребенка. Дети легко идут на контакт с педагогом. Умеют слушать и слышать педагог. Так и друг друга.

Целью занятия являлось закрепления у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], знакомство с буквой «Х».

Мною были поставлены следующие задачи. Образовательные: Закрепить умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь; Отрабатывать навык определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); Познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х»; Научить детей выкладывать букву Х из репья; Закрепить умение детей дифференцировать звуки X, Хь в слогах и словах. Развивающие: Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; Развивать мыслительную деятельность; Развивать фонематического слуха; Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]);Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса; Развивать эмоциональную сферу. Воспитательные: Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям; Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Организационная деятельность, подготовка к занятию осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в кабинете и в занятии.

На занятии использовалась звукозапись, голос хомяка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время занятия.

Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Речевое развитие: Развивала артикуляционную моторику, физиологическое и речевое дыхание, силу голоса; Познавательное развитие: Повторили все признаки весны; Социально-коммуникативное: Дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник, самостоятельно выражали доброжелательность и помощь соседу. Художественно- эстетическое развитие:

Совершенствовала умение детей соединять липучие предметы, развивая мелкую моторику рук; Физическое развитие: Развивала двигательное воображение и координацию движений.

Использование говорящей игрушки «Хомяк», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу - умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь и умение дифференцировать звуки X, Хь в слогах и словах. Моя роль сводилась к развитию фонематического слуха. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась услышать развернутые ответы детей, помогала активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Создание проблемной ситуации активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован в виде поощрения. Каждый ребенок получил раскраску.

Я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены. Временные рамки соблюдены.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика