РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Самоанализ занятия как показатель уровня профессионализма педагога

Секисова Елена Владимировна

Социально-экономические, социально-культурные, образовательные реформы России ведут к большим изменениям в системе отечественного дополнительного образования. Как подчёркивается в Концепции развития дополнительного образования детей, «именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности» [1, с.3]. Поэтому актуализируется проблема повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

На основании Положения о посещении учебных занятий педагогических работников МАУДО «ДПШ», согласно срокам, указанным в утверждаемых ежемесячно директором Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска» графиках посещения занятий, методистами Учебного отдела регулярно проводятся посещения занятий педагогов.

Основными целями посещения занятий являются:

  1. обеспечение качества образования;
  2. ознакомление с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, системой оценивания достижений обучающихся;
  3. методическое сопровождение и инспектирование деятельности педагога;
  4. изучение и обобщение инновационного педагогического опыта;
  5. контроль освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ;
  6. контроль за посещаемостью обучающихся.

По результатам посещения занятий, а также изучения карт самоанализа педагогов методистами заполняются экспертные карты анализа учебных занятий, выявляются профессиональные дефициты и проводятся дальнейшие консультации, ориентированные на профессиональные потребности отдельно взятого педагога.

Как правило, на занятиях в МАУДО «ДПШ» отмечаются благоприятный психологический климат, тёплый эмоциональный фон, взаимопонимание, контакт педагогов с детьми, успешное решение вопросов здоровьесбережения. Вместе с тем, выявляются общие проблемы, среди которых наиболее распространенной является анализ эффективности собственного занятия. Вместо содержательного самоанализа, как правило, педагоги пересказывают план и ход занятия.

Исходя из опыта посещения занятий в качестве методиста Учебного отдела, хотелось бы отметить болевую точку педагогического самоанализа – грамотное целеполагание. Как правило, педагог испытывает затруднение в ясной, чёткой, лаконичной постановке цели занятия, нередко вместо цели звучит одна из задач, либо цель всей программы. Для устранения пробелов в данной области с педагогами проводятся тематические обучающие семинары, индивидуальные консультации. Вышесказанное свидетельствует об актуальности темы публикации «Самоанализ занятия как показатель уровня профессионализма педагога».

По определению, данному Байковой Н.В., «самоанализ - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности» [2, с.13-14].

Анализ работы педагога дополнительного образования имеет следующие назначения: диагностическое; познавательное; преобразующее; самообразовательное. В настоящее время существуют следующие виды педагогического самоанализа:

  1. краткий оценочный анализ, представляющий собой общую оценку учебно- воспитательной функции урока, характеризующую решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающую оценку их реализации;
  2. системный анализ, рассматривающий занятие как единую систему с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;
  3. структурный (поэтапный) анализ, выявляющий и оценивающий преобладающие элементы занятия, их целесообразность. Эта модель традиционно является наиболее распространенной, поэтому и обучение педагогическому анализу обычно начинается с нее. Однако поэтапный анализ в ряде случаев оказывается недостаточно эффективным, так как рассматривает структуру, а не внутреннюю логику процесса. Специфика учебных занятий в системе дополнительного образования такова, что нередко их структура зависима от их внутренней логики, и в данном случае возможности использования поэтапного анализа уменьшаются;
  4. структурно-временной анализ, дающий оценку рациональности использования времени на каждом этапе занятия;
  5. дидактический анализ реализации и отбора методов, приемов и средств обучения, обработки учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
  6. аспектный анализ, представляющий собой рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценку какой-либо стороны или отдельной цели занятия во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся [3, с. 5,7].

Безусловно, каждый из приведённых выше видов анализа требует методической грамотности, умения осмысленно, обоснованно рассмотреть качество своей работы, что является неоспоримым условием профессионального роста специалиста любого профиля, в том числе и педагога дополнительного образования, служит мотивацией для повышения качества и результативности проведения учебных занятий, росту педагогического мастерства. Этот процесс не что иное, как показатель степени осмысления педагогом задач образования в целом, а не только целей и задач одного занятия.

В помощь педагогам методистами МАУДО «ДПШ» была разработана карта самоанализа, которая охватывает основные направления деятельности педагога на занятии. Критерии данной карты могут послужить ориентиром для самостоятельного повседневного педагогического анализа и способствовать профессиональному развитию педагогов.

При проведении самоанализа педагогу необходимо обдумать и принять во внимание следующие факторы: насколько удалось передать обучающимся место, важность и специфику занятия в общем предметном курсе; достигнуты ли поставленные цели, если нет, то в чем причина неудачи; какие задачи решались на занятии (образовательные, воспитательные, развивающие), была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь, какие задачи были главными, стержневыми, как учтены в задачах особенности группы; использован ли весь необходимый объем материала; какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия; степень усвоения обучающимися материала; организация работы обучающихся, степень их заинтересованности и активности; объективно ли оценивалась работа детей; какой была атмосфера на занятии с психологической точки зрения; как использовалась на занятиях учебная аудитория (иное пространство), какие средства обучения; собственная оценка эффективности примененных на занятии методов, форм и приемов.

Эти параметры анализа помогут увидеть педагогам аспекты, которые нуждаются в коррекции и улучшении, также оперативный и регулярный самоанализ необходим для выстраивания системы взаимодействия «педагог-обучающиеся», что особенно важно в такой специфической сфере, как дополнительное образование. Принятые меры послужат росту компетенции и профессионализма преподавателя, а вместе с тем, и повышению качества обучения.

Профессиональный рост любого преподавателя невозможен без умения непредвзято рассматривать собственную работу, самоанализ деятельности педагога дополнительного образования - это эффективный инструмент обнаружения недостатков в своей работе и выработки необходимой стратегии исправления ошибок. Анализ занятия как процесс осознания и самопознания формирует у педагога аналитические способности, развивает интерес, определяет необходимость изучения проблем обучения, повышает качество обучения.

Грамотно проведенный самоанализ послужит стимулом к улучшению результативности практики и росту профессионализма. Особую важность проблема самоанализа педагогической деятельности приобретает на фоне недостаточного методического обеспечения образовательного процесса в дополнительном образовании при одновременном повышении требований к качеству образовательных услуг.

Работа методиста по развитию у педагогов навыков самоанализа занятий предполагает решение ряда взаимосвязанных задач. Для этого необходимо:

  • пропагандировать и разъяснять педагогам важность самоанализа и методику его осуществления;
  • обязательно включать самоанализ в процедуру посещения и анализа учебных занятий;
  • фиксировать лучшие образцы самоанализов и передавать их молодым педагогам;
  • проявлять в ходе проведения педагогом самоанализа максимум доброжелательности и тактичности;
  • быть готовым к постановке автору занятия корректных вопросов, направленных не на «изобличение промахов» педагога, но на помощь в исправлении обнаруженных недостатков с целью совершенствования его педагогического мастерства.

Постоянная модернизация образования, в том числе и дополнительного, способствует накоплению профессиональных дефицитов и затруднений у педагогов, профессиональная деятельность требует постоянного деятельного самосовершенствования и самообновления, грамотный самоанализ, как способ самопознания, служит педагогу своеобразным лифтом для активного преображения посредством формирования и развития профессионально значимых знаний, умений и навыков, способностей и качеств личности, мотивации, рефлексивности, которые оказывают влияние на успешную педагогическую и творческую самореализацию.

Литература

  1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 г. N 678-р
  2. Байкова Н.В. Анализ и самоанализ проведённого занятия [Текст] // Вестник научных конференций. – 2020. - № 4-3-(56). – С. 13-14.
  3. https://infourok.ru/informaciya-dlya-pedagogov-vidi-samoanaliza-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения 28.09.2022).
  4. Бородулина А.В. Самоанализ в системе профессионального развития молодых специалистов образовательной организации [Текст] // Педагогический поиск. – 2020. - № 12. – С. 43.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены