РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование технологии Step by step в организованной учебной деятельности разновозрастных групп

В последнее время в дошкольных учреждениях все больше становится разновозрастных групп. Это обусловлено разными факторами: открытие дошкольных мини-центров при школах (особенно малокомплектных), достижение психологического комфорта детей разного возраста из одной семьи и т.д. Но так, как у разных возрастных категорий задачи воспитания и обучения разные, то очень остро проявилась проблема организации учебной деятельности. Встал вопрос: как построить занятие, чтобы дети могли усваивать знания и навыки каждый по своей возрастной категории, причем без ущерба для остальных?

После изучения и анализа различных методик организации обучения наиболее подходящей для решения данной проблемы оказалась технология Step by step.

В основе философии программы лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом при самостоятельности и увлечении процессом обучения, когда обучение становится осмысленно актуальным и необходимым самому ребенку, ему дают возможность познавать окружающий мир целостно, а не предлагают каждый день отрывочную информацию.
Принцип обучения - индивидуальный подход. Программа подразумевает работу детей в центрах активности, в которых дети сами добывают знания, опираясь на свой жизненный опыт.

По новой модели обучения каждому ребенку дается возможность высказаться, теперь не сам учитель, а сам ребенок будет делиться информацией, из опыта своих наблюдений.

Чтобы подготовить малышей к самостоятельному пополнению знаний, программа «Step by step» стремится заложить основы способностей:

  • принимать и осуществлять перемены;
  • критически мыслить; осуществлять выбор;
  • ставить и решать проблемы;
  • проявлять творчество, фантазию, изобретательность;
  • заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.

Воспитатели выступают в роли помощников и «носителей культуры»: организуют первоначальное пространство, организуют общение, оказывают непосредственную помощь и поддержку в случае затруднения (прямое и косвенное обучение, эмоциональная поддержка).

Опыт показал, что данная технология как нельзя лучше подходит для построения образовательного процесса на занятиях. Дети учатся самостоятельности, учатся регулировать свое поведение, «учатся учиться». Работа в центрах активности позволяет детям разных возрастов решать задачи по своей возрастной категории, не увеличивая при этом количество занятий (например, основы математики для детей средней и старшей возрастной группы).

Тема занятия, как правило, общая для всех, а задачи подбираются в соответствии с каждой возрастной категорией подгрупп.

Все задания имеют разные уровни сложности, поэтому у каждого есть возможность их выполнить, так как подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями и желаниями каждого ребенка.

Во время общения в подгруппах дети получают неоценимый коммуникативный опыт: умение слушать других, отстаивать свою точку зрения, доказывать, убеждать. Расширяется кругозор, активный словарь.

Во время смены центров активности происходит снятие статического напряжения, идет переключение с одного вида деятельности на другой.
Наиболее эффективным применение занятий по технологии «Step by step» показало себя в таких разделах программы, как «Основы математики», «Ознакомление с окружающим миром».

Очень эффективно стало применение технологии «Step by step» и при построении занятий по программе «Заниматика» (вариативный компонент), разработанной методическим объединением педагогов нашего детского сада, где даны общие рекомендации по содержанию занятий, но нет каких-либо рекомендаций в отношении организации образовательного процесса.

Я разработала весь комплекс занятий на учебный год в соответствии с технологией «Step by step». Считаю, что применение данной технологии наиболее уместно при построении образовательной учебной деятельности в разновозрастных группах дошкольных учреждений.

Примерный конспект организованной учебной деятельности в разновозрастной группе детского сада (средняя - старшая возрастная группа – для детей от 3 до 5 лет).

Тема: Игра «Веселые картинки»

Цель: Формировать логическое мышление

Задачи:

  • учить находить изменения в картинках.
  • развивать зрительную память, умение моделировать, развивать логическое мышление.

Билингвальный компонент: кукла - қуыршақ, подарок - сыйлық.

Оборудование: куклы, индивидуальные разноуровневые карточки, демонстрационный материал, цветные карандаши.

Ход занятия:

Круг радости.

Солнышко, солнышко, в небе свети!
Яркие лучики нам протяни.
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
Там все мы встанем дружно в кружок
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко с нами по кругу идет.

Сюрпризный момент.

Вносит письмо. Интересуется, от кого оно.

Выслушивает предположения детей. Читает письмо: «Дорогие ребята! Приглашаем вас поиграть с нами». Странно, кто это вас приглашает, хотите узнать?

Достает из конверта картинки, предлагает детям пройти на свои места и рассмотреть эти картинки.

Предлагает разделиться по группам по цвету значков.

Организационно поисковый: Запоминают и называют правила поведения в центре самостоятельности.

Центр самостоятельной работы.

Старшая группа.

Дидактическая игра «Найди маму»: рассматривают картинки, подбирают соответствующие фигуры, соединяют их карандашной линией.

Дидактическая игра «Детки в клетке»: раскладывают одинаковых животных по группам.

Центр работы с воспитателем.

Средняя группа.

Дидактическая игра «Найди маму»: подбирают к определенному животному фигуру-символ (блоки Дьенеша), находят ему подобную пару.

Дидактическая игра «Составь картинку по образцу и зарисуй по клеточкам»: определяют недостающие геометрические фигуры.

Дидактическая игра «Кто позвал?»: учатся отгадывать на слух того, кто позвал, называть его по имени. Называют слова на казахском языке: мама – ана, дети - балалар.

Смена центров.

Центр самостоятельной работы.

Средняя группа.

Дидактическая игра «Большой-маленький»: соединяют линией все большие игрушки с большой куклой, а все маленькие игрушки – с маленькой куклой.

Дидактическая игра «Танины друзья»: находят и обводят на картинке всех зверят.

Центр работы с воспитателем.

Старшая группа.

Дидактическая игра «Веселые клеточки»: выполняют словесные инструкции воспитателя.

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»: подбирают и выкладывают недостающие детали.

Называют слова на казахском языке: мама – ана, дети - балалар.

Рефлексивно корегирующий:

Предлагает вспомнить, чем занимались, с чем справились, что не удалось выполнить, кому и чем помогли, какие чувства испытывают. Делятся впечатлениями.

Ожидаемый результат:

Средняя группа

Знают: геометрические фигуры, знакомые слова на казахском языке.

Понимают: правила поведения в центрах активности.

Применяют: умение находить изменения в картинках.

Старшая группа

Знают: геометрические фигуры, сходства и отличия 2 предметов, знакомые слова на казахском языке.

Понимают: правила поведения в центрах активности.

Применяют: умение моделировать, находить похожий предмет среди остальных, делать обобщения.

Автор:
Сайкина Любовь Александровна,
воспитатель, первая категория,
высшее образование
КГКП «Ясли-сада» «Балдаурен»
отдела образования Щербактинского района,
управления образования Павлодарской области

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены