РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Ранняя профориентация дошкольников

На сегодняшний день вопрос профориентации у детей в литературе поднимается достаточно часто. Ведь труд является основой нашей жизни, нашего благосостояния. Но когда речь заходит о ранней профориентации, здесь возникают некоторые пробелы и вопросы: «можно ли наблюдать у ребенка предпосылки профессиональной деятельности?», «в каком возрасте у дошкольника происходит самовыражение к труду?»

Начнем с того, что же такое ранняя профориентация детей?

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников понимается как специально организованное информирование дошкольников о мире профессий средствами игровой деятельности, создающей у детей определенный опыт профессиональных действий, профессионального поведения.

На сегодняшний день существуют не много методик и диагностик для выявления особенностей, и склонностей ребёнка именно дошкольного возраста, в трудовой сфере:

  • Профессиональный опросник Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии». Методика основана на классификации профессиональных интересов. Позволяет установить в какой области старшекласснику лучше всего выбрать специальность, по которой он будет проходить профессиональное обучение после школы.
  • Пособие В.П. Кондрашова «Введение дошкольников в мир профессий»;
  • Методика Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых».

Чтобы понять суть ранней профориентации надо раскрыть детям понятие «мир взрослых». В педагогике существуют различные определения, которые раскрывают понятие «мир взрослых» как:

  • источник становления личности ребёнка;
  • систему межличностных отношений;
  • основание для зарождения субъективного мира ребёнка;
  • модель усвоения социальных норм;
  • носитель определённых видов общественной деятельности;

Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет.

Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.). В такой профконсультации вполне возможно использовать психодиагностические методики, но не столько для составления профконсультационных рекомендаций, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию.

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой образовательного процесса. В дошкольном возрасте, а, следовательно, в детском саду и семье, дети познают все многообразие мира профессий, т.е. этот период рассматривается, как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Е.А. Климов в своих исследованиях раскрывает понятие «профессиональное самоопределение» и дает характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Согласно данной теории, игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.).

В его работах доказано, что уже с детьми дошкольного возраста взрослые должны организовывать не только игру, но и доступные формы труда по самообслуживанию. В таком случае, развитие качеств личности, важных для будущей профессиональной деятельности, не происходит спонтанно, а требует специальных педагогических усилий, организации трудовой деятельности ребенка, доступной его возрасту.

В научной литературе подтверждается связь между развитием мотивационной сферы, восприятия, произвольности поведения ребёнка, которые формируются в дошкольном возрасте, и возникновением мотивов, связанных с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением и желанием быть похожим на них, принятием образа взрослого, его качеств, стремлением проявлять их в культурных практиках детства.

Принимая во внимание различные характеристики мира взрослых в трудах учёных, мы сделали вывод о том, что ребёнок выделяет образ взрослого как носителя профессиональных ценностей, воспринимает его как образец для подражания, проявляет интерес к профессии через взрослого. Приверженность ребёнка к миру взрослых становится определяющим фактором, побуждающим его к ранним профессиональным устремлениям.

Список использованных источников:

  1. Ковалева, Н.К. Ранняя профориентация. Дошколенок.ру. Сайт для воспитателей детских садов / Краевой центр образования г. Хабаровск (дата обращения 11.06.2020).
  2. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. - 52 с
  3. Беспалова, Н.С. Диагностика сформированности трудовых навыков у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учительский портал/ Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7730 (дата обращения 12.06.2020).
  4. Кубайчук, Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. г. Пермь, апрель 2015 г. –Пермь: Меркурий, 2015. - С..97-101.
  5. Климов, Е.А.Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Рн/Д, 1996. – С.506.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены