РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Уже с момента рождения ребенку присущ целый ряд оценочных реакций положительного, отрицательного или нейтрального содержания. Это не что иное, как защитный отклик на то или иное воздействие среды. Психолог Л.И. Липкина называет это свойство «мудростью тела». «В системе организма, - пишет она, - имеются особые автоматизмы, делающие наше тело «мудрым». Мудрость тела выражена в его способности оценивать, контролировать приток количества и качества нужных веществ и оттока ненужных».

Уровень учебной деятельности ребенка зависит не только от его способностей и используемых методов обучения, но и от определенных качеств личности школьника. Среди этих качеств наиболее существенными являются критичность и самооценка, которая определяет отношение ученика к результатам своей деятельности и поведению.

Исходя из общей задачи развития личности, в своей педагогической деятельности ставлю пред собой цель: формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе.

Основные задачи, которые я решаю:

  • создать условия учащимся для повышения своей самооценки, развивать способность осознавать и принимать собственную уникальность и неповторимость каждого человека, умение поставить себя на место других;
  • формировать навыки и умения работы в группе;
  • учить правильно, оценивать не только работу окружающих, но критически подходить к своим результатам;
  • вызвать у детей интерес к знаниям, учить осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы, высказывать собственное мнение.

Для решения этих задач использую наблюдения, беседы, тесты, анкетирование игровые практикумы, урок – игра, творческие работы, самостоятельные работы, классные часы, дидактические игры.

Наряду с традиционными методами обучения использую методы, связанные с собственно психической деятельностью ученика: организация внимания, восприятия и запоминания, организация мышления, мотивации. Одни и те же методы обучения и управления психической деятельностью ученика использую на различных этапах учебной деятельности.

Учитываю индивидуальные особенности младших школьников, реализую личностно-ориентированный подход.
Отбирая материал к урокам, стараюсь, чтобы весь материал был интересным, увлекательным для детей. Материал располагаю в течение года по нарастающей трудности.

Учитывая учебные возможности учащихся, включаю в содержание учебного материала упражнения, обязательные для всех, и дополнительные повышенной трудности. Использую элементы опыта педагогов-новаторов Занкова Л.В., Тоцкого П.С., а также внедряю элементы новых технологий.

В своей работе опираюсь на следующие принципы:

  • активизации мыслительной деятельности и познавательной деятельности учащихся;
  • индивидуализации личностного развития детей;
  • доступности и научности;
  • ситуативности и новизны;
  • целенаправленности на достижение конечного результата.

Для организации учебно-познавательной деятельности я реализую следующие формы и способы:

  • практическая работа;
  • способ наблюдения;
  • фронтальная работа;
  • фронтальная и групповая форма организации возникает, когда обнаружатся различия в степени усвоения материала разными группами учащихся;
  • индивидуальная работа.

В современных условиях существенно усложняется роль учителя в образовательном процессе. Он перестает быть лишь тем, кто просвещает и поучает, и становится сотворцом новой личности. Поэтому основным методом обучения я избираю не монолог, а диалог, урок превращается в учебную деятельность школьника. Объектом оценивания для меня становится личность ученика во всем многообразии ее проявлений.

В своей деятельности для мотивации учащихся использую разные формы и приёмы обучения урочную и внеурочную, индивидуальную и групповую, условно всех учащихся разделила на две группы: кооперировано-групповая и дифференцированно-групповая. При кооперировано-групповой работе в одной группе находятся учащиеся с различными уровнями самооценки. В данной группе можно выделить роль консультанта, которая переходит ко всем членам группы, независимо от их уровня.

При дифференцированно-групповой работе в одной группе собраны дети с примерно одинаковым уровнем самооценки. В этой атмосфере ученики развиваются в силу своих способностей и не останавливаются на достигнутом результате, продвигаются вперёд, учатся слышать и слушать своего собеседника, а также у них возрастает собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Использую взаимное рецензирование, при этом отмечаю достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается ученику, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.

Не захваливаю хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато стараюсь поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.

Самооценка – это стержень личности, отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также внешнему облику. Она может быть низкой (заниженная), высокой (завышенная), правильной (адекватная).

Эффект оценки, величина и направленность ее действия обусловлены:

а) характером отношений между действующим субъектом и оценивающим его окружением;
б) направленностью оценки на отдельные действия или на личность в целом;
в) значимостью оцениваемой сферы для личности;
г) уровнем возможностей ученика;
д) объективностью

В процессе наблюдения я выяснила, что на самооценку школьника влияет: семья, школа, референдная группа.

Референдная группа – это группа людей, с мнением которой данный человек считается, уважает, прислушивается, у них одинаковые нравственные ценности.
Правильная (адекватная), когда мнение ученика о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Активность, бодрость, находчивость, чувство юмора, общительность, присуще детям с адекватной самооценкой. Приступая к решению новой задачи, ученик с адекватной самооценкой может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, опираясь на анализ условий задачи и их соотнесение с усвоенными им способами действий, учитывая при этом возможные внесения изменений в процедуру осуществления. Самостоятельно обосновывает еще до начала решения задачи возможность или невозможности ее решить, делает это четко, безошибочно. Хорошо осознает свои способности: их сильные и слабые стороны (Уровень А).

Дети с низкой самооценкой не могут до начала решения задачи дать оценку своим возможностям даже по просьбе учителя или с его помощью. Их основная особенность – это неуверенность в себе, они ждут во многих делах только неуспеха. Боятся учителей и любым путем стремятся к тому, чтобы быть ими незамеченными. Очень ранимые, повышенно тревожные, застенчивые, робкие, они в дискуссиях на уроках, в общественной жизни остаются в тени, предпочитая, слушая других, чем самим включаться в обсуждение.

Сосредоточенность на собственных трудностях, неуспехах затрудняет завязывание дружеских отношений с другими детьми, а также с взрослыми. Будучи в высшей степени неуверенными в своих возможностях, эти дети оказываются очень чувствительными к одобрению, ко всему тому, что повышало их самооценку, поднимало их в собственных глазах (Уровень Н).

В тех же случаях, когда ученик переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является повышенная самооценка (Уровень В).

Как повышенная, так и пониженная самооценка очень затрудняет жизнь ребят. Нелегко жить неуверенным человеком в себе, робким, но трудно жить и высокомерным.

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих. Конфликтные ситуации, в которых оказывается ученик, его неуживчивость очень часто являются следствие его неправильной самооценки.

Отвечая на вопрос: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?»; «С кем из класса ты хочешь провести каникулы?»; «С кем хочешь оказаться в трудном походе?» - школьники чаще всего называют детей с правильной, оптимистической самооценкой. «С ним весело, интересно»; «Он всегда найдет выход из трудного положения» – объясняют они свой выбор.

Активность, бодрость, находчивость, чувство юмора, общительность, присущи детям с оптимистической, адекватной самооценкой, высоко ценятся уже детьми младшего школьного возраста. И наоборот, пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, замкнутость, присущи детям с пониженной самооценкой, отрицательно воспринимаются этими же учениками.

На вопросы: «С кем из класса ты не хотел бы оказаться за одной партой?»; «С кем не хотел бы провести каникулы?»; «С кем не хотел бы пойти в поход?» - дети отвечают: «За одной партой я не хотела бы оказаться с Наташей. Она всегда скучная, с ней нельзя пошутить. Когда получает тройку, плачет»; «За одной партой я не хотела бы оказаться с Мариной. Она зазнайка, всегда хвалится, никогда не даст резинки или линейки; когда спрашиваешь, как правильно написать какое-нибудь слово, - не говорит. Притворяется, что не знает»; «Каникулы я ни за что не хотела бы провести с девочками из нашего класса Ирой и Галей. С ними скучно. Они хотя много читают, но не любят рассказывать. Из них слова надо тянуть, они уж очень стеснительные и вялые».

Для изучения самооценки использую методику А.И. Липкиной «Три оценки» и тесты.

Уровень самооценки школьников определяю на основе полученных данных по следующим показателям:

  • совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
  • характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;
б) любая другая аргументация.

  • устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

На практике, организуя учебно-воспитательную работу, я соотношу достигаемые детьми результаты с их умственными способностями и отношением к учению, принимая в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о своих способностях, своей личности и об уровне реализации этих возможностей и способностей в учебной деятельности.

Так как от этих представлений зависят большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание полученного результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени ее трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности.

В процессе обучения и воспитания в школе неминуемо складываются условия, стимулирующие постоянное сравнение одного ребенка с другим. В процессе этого сравнения достижения и неудачи каждого становятся известными всем остальным. Считаю, сравнение детей не должно носить случайного, стихийного характера. Применяю как важнейший способ воздействия на учебную деятельность и личное развитие детей, со строгим учетом их индивидуальных способностей, в частности, способностей и отношения к учению.

Сравниваю детей так, чтобы не возвышать одних и принижать других, а стимулировать детей к достижению лучших результатов и совершенствованию своей личности. (В учебной деятельности сравниваю детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.) И уже к четвёртому классу дети в игре и в учении выбирают себе достойного «противника», с которым можно улучшить свои результаты.

Для повышения самооценки провожу небольшой эксперимент. Суть состоит в том, что неуспевающему ученику по русскому языку доверялось оказать помощь неуспевающему по труду, математике или рисованию. В психологическом плане это означает резкое изменение социально-личностной позиции ребенка, характера его деятельности и отношения к себе. Из привычной для него позиции слабого, отстающего, ущербного, а в глазах многих даже безнадежного он сразу переходит в позицию более сильного, более знающего, способного обучать другого и самостоятельно оценивать его достижения.

При этой ситуации создаются объективные предпосылки для повышения самооценки, уверенности в себе, укрепления чувства собственного достоинства, что неминуемо сказывается не только на отношении ребенка к себе, но и на отношении других к нему.

Во-вторых, роль «учителя» ставит неуспевающего перед необходимостью самому овладеть тем учебным материалом, которому он должен обучить другого, причем овладеть в такой степени, чтобы суметь объяснить другому суть задания и приемы его выполнения. Готовясь к занятиям и проводя их, неуспевающий «учитель» решает тем самым и другую «сверхзадачу» – восполняет пробелы в собственных знаниях.

Все это приобретает устойчивый характер, а в последствии сказывается и на общем отношении к учению и на усвоении текущего материала, изучаемого в классе.

Для формирования адекватной самооценки предлагаю детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, обсуждаем случаи несовпадения оценок. Выясняем основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель. А также использую различные приёмы: «холодный душ», «лесенка» и т.д.

Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал.

Игровые приемы использую при закреплении орфографических и пунктуационных навыков, а также при повторении в начале года и, особенно в конце, когда ребята уже устали, с нетерпением ждут каникул и с трудом включаются в процесс обучения. При выполнении некоторых заданий использую заранее приготовленные дидактические материалы, которые включали в себя списки наиболее сложных и наиболее часто употребляемых слов по каждой изученной теме.

При организации работы учащиеся разбиваются на группы по четыре человека. Это число учащихся удобно тем, что помогает избежать лишнего шума и экономит время. Игроки поворачиваются друг к другу лицом и сразу приступают к выполнению задания. К тому же отпадает необходимость каждый раз формировать команды: все участники заранее знают, с кем им предстоит работать.

Чаще в своей работе использую различные графические тесты и приемы. Особенно актуально их применение при работе с детьми, когда общение затруднено. Ведь в силу их проблем, характера психологических защит вопросника и традиционные беседы оказываются неэффективными. Кроме того, школьники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Консультативная работа с такими детьми требует методических приемов, обеспечивающих установление продолжительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможной актуализация и свободное откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка по поводу его коммуникативных затруднений. Волгоградским психологом Т.Ю. Андрюшенко разработаны специально приемы выражения детьми субъективных трудностей в общении. Эти приемы дают возможность: во-первых, вывести и материализовать проблемы ребенка по результатам деятельности. Во-вторых, соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с причинами, вызвавшими их, в-третьих, провести анализ – обсуждение возникших затруднений, опосредованное наглядным материалом и помогающее снять личностные защиты, а также организовать самостоятельный или совместный поиск средств разрешения внутренних конфликтов.
Практика показала, что такое видение снимает настороженность, присущую началу общения. Неожиданное предложение заинтересовывает ребенка и делает его готовым к сотрудничеству с взрослым.

Наблюдая за семьями, обнаружила, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семьях дети с пониженной самооценкой.

Не выявилось связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Главное – не сколько, а как общаются родители с ребенком.Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитываются дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов. К мнению ребенка внимательно прислушиваются и относятся к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским. Большое внимание к личности ребенка сочетается в этих семьях с требованиями соблюдать нормы поведения. Однако дисциплину в этих семьях нельзя назвать суровой. Ребенка охотно хвалят за все хорошее, не бьют и не прибегают к другим принижающим его личность наказаниям. В семьях, где дети есть с пониженной самооценкой, родители этих учеников не могут сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности: чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу.

На вопрос, чем интересуется их сын или дочь, родители давали такие ответы: «Ему бы учиться поменьше, а мяч гонять побольше»; «Кто его знает, чем он интересуется. Ему бы надо учением больше интересоваться, а он этого не понимает»; «Вся улица его друзья».

Вопрос о том, привлекается ли ребенок к решению семейных проблем, большинство родителей застал врасплох: «Считаю неправильным вовлекать детей в дела взрослых»; «Они тогда станут такими умными, что и вовсе перестанут слушать родителей. Мы этого не делаем, наши дела – это наши дела».

В таких семьях отсутствует система правил, норм, регламентирующих жизнь семьи в целом и ребенка в частности. Если судить по внешним признакам, то родители здесь выглядят более «разрешающими». Однако свобода, которая предоставляется ребенку – это, по существу, бесконтрольность, следствие равнодушия не только к сыну или дочери, но часто и родителей друг к другу. О трудностях, с которыми сталкиваются дети, о его неудачах в учении зачастую знает только мать и старательно скрывает это от отца, который очень строг и может сгоряча сильно наказать. Само собой разумеется, что в такой обстановке ребенок дома чувствует себя неуютно. Родителей из таких семей вовлекаю в общественную работу, провожу индивидуальные беседы, тесты, которые помогают им разобраться не только в себе, но и лучше узнать своего ребёнка.

В ходе учебно-воспитательного процесса у моих детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники и в особенности третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.

Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок моих учеников. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики третьих и четвёртых классов оценивают достижения более самостоятельно, делая предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).

По результатам проведённой работы видно, что в классе повысилось количество детей с правильной (адекватной) самооценкой. Это послужило тому, что в классе улучшилась дисциплина, стало меньше ссор и конфликтов, ребята полюбили коллективные игры, научились прислушиваться к мнению других и высказывать свою точку зрения, критически подходить к своей проделанной работе. Дети с огромным удовольствием стали принимать активное участие во всех школьных и классных мероприятиях, а самое главное повысилась качественная успеваемость в классе.

Думаю, что учитель при любых обстоятельствах в урочной или внеурочной деятельности, должен уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение, доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле. И это главное в моей педагогической деятельности. А еще нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью» - утверждал И. Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.

Анализируя свою работу, видишь свои плюсы и минусы. Хочется, чтобы минусов было поменьше. А работа приносила удовольствие и радость.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены