РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Как использовать квест технологию на уроках русской литературы?

Современный педагог - это прежде всего человек, который способен каждый раз увлекать, интересовать и, держа в руках одну краску, изобразить на белом полотне красочную радугу.

Проблема 21 века в том, что подростки мало читают художественную литературу. И учителю словесности приходится придумывать новые подходы для изучения художественного текста. Существует немало различных технологий, но одной из эффективных технологий является квест.

На основе интеграции лучших традиций отечественного образования и инновационных подходов данная технология формирует социально-активного и мобильного гражданина, компетентного специалиста, творческую личность, обладающую осознанной гражданской позицией, готовую к самореализации в условиях информационного общества и способную к самосовершенствованию в течение всей активной профессиональной деятельности.

Хочу показать несколько примеров, которые использую на уроках русской литературы.

При изучении темы М.Горький «На дне» я даю задание: Найти (в холле висят высказывания героев из разных произведений) высказывания, которые относятся к героям пьесы «На дне». Как они характеризуют их?

«Каждый божий день... дайте хоть умереть спокойно!» (Анна), «А всё — люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь... И всё, гляжу я, умнее люди становятся, всё занятнее... и хоть живут — всё хуже, а хотят — всё лучше... упрямые!» (Лука), «Таланта нет... нет веры в себя... а без этого... никогда, ничего... я, брат, погиб... А почему — погиб? Веры у меня не было... Кончен я.» (Актер), «Я сказал — брошу воровство! Ей-богу — брошу! Коли сказал — сделаю! Я — грамотный... буду работать... Вот он говорит — в Сибирь-то по своей воле надо идти... Едем туда, ну?.. Ты думаешь — моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю... вижу!.. Я утешаю себя тем, что другие побольше моего воруют, да в чести живут... только это мне не помогает! Это... не то! Я — не каюсь... в совесть я не верю... Но — я одно чувствую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...» (Васька Пепел), «Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он - молится?
Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда!
Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы...Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости!..» (Сатин).

Учащиеся делятся на 5 подгрупп и пишут характеристики героев, их образ жизни, мышление. В конце урока пишут свободное письмо: «Можно ли в наше время попасть на «дно жизни»? Помочь герою выбраться из «дна.».

При изучении рассказа А.П. Платонова «Песчаная учительница» предлагаю следующую работу: в шкафу учащиеся находят листки, где написаны слова: отчаянная, настырная, целеустремленная, равнодушная, смелая, позитивная, хитрая, коварная, наивная, красивая, ленивая, верная, доброжелательная. Дать характеристику Марии Нарышкиной, используя данные прилагательные.

На столе лежат рисунки, на которых изображены: топор, стакан, борода, береза, деревянный домик, тюрьма, женщина в голубом, советский паспорт, подвал, 12 красноармейцев, кот Бегемот, носовой платок, Дом скорби, трон царя, береза, рябина, волчата.

Задание: «приставить» эти рисунки к изученным произведениям.

Рассказать, как связан данный рисунок с персонажем или с произведением. Назвать автора.

Игра «Найти соответствие»:

В фойе по всему колледжу слева развешены выражения, справа- фамилии поэтов и писателей. Соединить автора со «словом».

1. «Поэт бревенчатой избы» А) Анна Ахматова

2. «Земля, поклонись человеку» Б) Сергей Есенин

3. «Бой идет святой и правый Ради жизни на земле» В) М.А. Булгаков

4. «Она была счастлива? Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?… ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк..» Г) О.Сулейменов

5. «Красной кистью
Рябина зажглась.
Падали листья
Я родилась»
Д) В.Маяковский

6. «Родился в Грузии, селе Кутаиси
Ж) А.Т.Твардовский

7. «Нет, и под чуждым невосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я тогда была с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был»
З) Марина Цветаева

К классе висят детские фотографии Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, А.Блока, В.Маяковского, М.Горького, С.Есенина, М.Цветаевой, Раздаются учащимся листки о детских годах поэтов и писателей. Нужно дополнить рассказ, «прикрепив» фото.

…появился на свет в аристократической семье, 1828 году, 28 августа, в имении под Тулой, которое носило название Ясные Поляны. Его мать была из рода Волконских, а предок отца одним из первых получил когда-то звание графа. Мальчик рано стал сиротой. В 2 года он потерял мать, в 9 – отца. Он не был единственным ребенком, у него было три брата и сестра, которую звали Марией. Воспитанием сирот занимались родственники. (Л.Н.Толстой)

…родился 11 ноября 1821 года в Москве. Отцом будущего писателя был отставной военный лекарь Михаил Андреевич (кстати, участник Отечественной войны 1812 года), а матерью Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева). Первым ребёнком в семье был Михаил, а … - вторым.

Всю жизнь два старших брата оставались самыми близкими людьми.

Кроме вышеперечисленных детей, в семье … росло ещё пятеро детей - Варенька, Андрей, Верочка, Николай, и самым младшим ребёнком была Александра. Отец семейства был строгим человеком. Он установил дома порядок и требовал, что бы неукоснительно его соблюдали. (Ф.М.Достоевский)

…родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии. «Был абсолютно как все до тошноты одинаков — день моего сошествия к вам» — так будущий поэт написал о дне своего рождения. Отец, Владимир Константинович, происходил из дворянского рода, состоял в должности руководителя Багдадского лесничества. Предки но отцу — из казаков Запорожской Сечи. Мать, Александра Алексеевна, урождённая Павленко, происходила из семьи кубанских казаков.(В.В.Маяковский)

…родился 28 марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Отец — столяр, мать — дочь красильщика, владельца красильной мастерской. Оба — красивые, сильные, яркие люди. Когда …было 4 года, отец умер, спасая жену и сына от холеры, и мать с мальчиком поселилась в доме деда. Семья была большая и недружная. Мальчик с ужасом смотрел на ссоры, драки, страдал от грубости и жадности окружающих. И только бабушка, с ее добротой, мудростью, погружала Алешу в мир народных сказок и песен, была опорой для души.
( М. Горький)

16 ноября 1880 года в Петербурге Александра Андреевна, навсегда расставшись с мужем, родила сына. С самого рождения его окружали бабушка, прабабушка, мать, тетки, няня. Безграничное, чрезмерное обожание, чуть ли не культ! Стоило ему заплакать — и сам профессор Бекетов брал его на руки, прохаживался с ним по всему дому, показывал кораблики на реке. На всю жизнь у него осталась необычайная тяга к кораблям. Дедушка стал его первым другом: с ним они играли в разбойников, переворачивая вверх дном всю квартиру, ходили на прогулки, из года в год все более продолжительные. Возвращались голодные, перепачканные, зато с трофеями: какой-нибудь необыкновенной фиалкой или неизвестной разновидностью папоротника. (А.А.Блок)

Родился … в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. Кроме … в семье росли еще две его сестры - Екатерина и Александра. Когда он был совсем маленьким, между его отцом, Александром Никитичем, и матерью, Татьяной Феедоровноё, возникла ссора, и несколько лет родители жили отдельно... Отец уехал в Москву, устроился работать там приказчиком. Мама уехала в Рязань. А … отдали на воспитание в семью деда по матери, Федора Андреевича, и бабушки - Натальи Евтеевны. По воспоминаниям…, дед был "яркой личностью и широкой натурой, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и духовных стихов". По настоянию деда читать … начал в пять лет, грамоте он учился по церковным книгам, а свои первые стихи написал уже в 8 лет. Среди сверстников … , имевший прозвище … Монах, был неутомимым выдумщиком по части различных мальчишеских игр и забав. (Сегрей Есенин)

Родилась будущая поэтесса в Москве 26 сентября 1892 года. Ее семья относилась к высшему обществу. Папа был знаменитый ученый, а мама пианисткой. Воспитание дочери легло на плечи матери. Отец часто бывал в командировках и поэтому редко виделся с детьми. … вместе с сестрой воспитывались очень строго. Уже с шести лет девочка начала сочинять стихи. Мама … всегда хотела, чтобы дочка стала музыкантом, но любовь к поэзии поборола это чувство. В детстве она вместе с матерью много времени жила за границей, в частности во Франции, Германии, Италии. Поэтому легко могла изъясняться и сочинять стихи на нескольких языках. Впоследствии эти знания ей очень пригодятся, когда она будет работать переводчицей. ( Марина Цветаева)

Учащийся в процессе работы над веб-квестом постигает реальные процессы, приобщается к проникновению вглубь явления, проживает конкретные ситуации. С точки зрения проектной деятельности при работе над веб-квестом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. Учащийся учится критически подходить к решению вопросов, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, часто оказывается в ситуации выбора и учится выбору. Он сам анализирует, ищет и находит свои ошибки и пути ее исправления.

Автор:
Таукешова М.А.,
преподаватель русского языка и литературы
Павлодарский технологический колледж
Республика Казахстан г. Павлодар

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика