РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система управления дошкольным образованием в современных условиях

Фомина Елена Александровна
г. Сыктывкар, магистрант «СГУ им. Питирима Сорокина»

Дошкольное образование это первый и самый важный этап в системе образования. Именно в раннем детстве закладываются основы формирования личности и психики ребёнка, что в дальнейшем влияет на развитие его интеллекта, физических способностей, интересов и возможностей. Поэтому очень важно создать условия и предпосылки для гармоничного развития личности, сохранения и укрепления его физического и психического здоровья.

Государственное регулирование деятельности дошкольных образовательных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" и носит государственно-общественный характер. Согласно данному закону субъектами управления системой дошкольного образования выступают «органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы, ДОО, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в сфере образования». Их деятельность, основывается на признании приоритетности образования, обеспечении права каждого человека на образование, приоритете жизни и здоровья, свободы развития личности; единства образовательного пространства; принципе демократического характера управления образованием, обеспечении прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательными организациями [4].

Для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся применяются федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС).

ФГОС включают в себя требования к структуре образовательных программ дошкольного образования и их объему, условиям реализации и результатам освоения. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку с учетом его интересов и потребностей.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОО на современном этапе это уход от учебной деятельности через передачу готовых знаний, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: интерактивных технологий, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Новая концепция дошкольного воспитания определила следующие ключевые цели и задачи:

  • Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического).
  • Личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.
  • Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека.
  • Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, творческой активности, воображения, самосознания и др.

В процессе управления системой ДОО используют экономические (финансовый менеджмент, материальное стимулирование снабжение, маркетинг), организационно-распорядительные (координация, мотивация, контроль), организационно-педагогические (обучение педагогов, кадровый менеджмент) и социально-педагогические методы (моральное стимулирование, доверительные отношения, благоприятный климат в коллективе. Знание и рациональное использование всех особенностей способствует эффективному управлению и развитию ДОО [3, с.313], где центральную роль занимает руководитель ДОО.

Современный руководитель ДОО должен знать быть «универсалом», управленцем, которому необходимо:

  1. обеспечивать координацию деятельности педагогических работников с учетом внешних и внутренних факторов развития ДОО; используя оптимальное сочетание централизации и децентрализации при принятии управленческих решений;
  2. сформировать стабильный кадровый состав; создать систему переподготовки и повышения квалификации кадров, ориентированную на интересы и потребности педагогов. Внедрить в ДОО модель персонифицированного развития педагогов;
  3. создать имидж ДОО и поддерживать его на высоком уровне;
  4. создать эффективную систему внутренней оценки качества дошкольного образования;
  5. обеспечить внедрение инновационной модели включения родительской общественности в управлении ДОО;
  6. внедрять механизм открытости и доступности информации об управлении ДОО. Размещение информации с использованием информационно-коммуникационных технологий в открытом доступе: отчетность, самоанализ, тенденции развития и роста. Предельно широкое привлечение сотрудников, родительской общественности в процесс принятия управленческих решений;
  7. содействовать модернизации в ДОО доступной, безопасной и безбарьерной среды для развития ребенка.

«Образование сегодня понимается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [6]; От взаимодействия всех субъектов образовательного процесса зависит развитие системы дошкольного образования, повышение доступности, эффективности качественного взаимодействия в интересах полноценно развития ребенка с учетом потребностей общества.

Источники и литература:

  1. Богуславская Т.Н., «Проблемы управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования в условиях социокультурной модернизации» с. 45-55 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-upravleniya-munitsipalnoy-variativnoy-sistemoy-doshkolnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-sotsiokulturnoy-modernizatsii
  2. Данилов Д.А., «Обновление образования в условиях глобальных преобразований»: монография /Д.А. Данилов. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. -108 с.
  3. Зеушева Д.М., «Особенности управления системой дошкольного образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27404056
  4. Золотухина И.П., Горбунова О.Ф., «Педагогический менеджмент как проблема управления дошкольной образовательной организацией» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
  5. https://elibrary.ru/item.asp?id=24922811 - дата обращения 21.11.2018
  6. Исправинская Е.В., «Основные качества заведующей дошкольной образовательной организации»/ Управление школой №5-6 (196). 2018.
  7. – с. 6-7
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - дата обращения 01.12.2018
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены