РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Работа методиста муниципальной методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС

Муниципальная методическая служба, являясь одним из основных звеньев в системе непрерывного профессионального образования, должна обеспечивать научно-методическое, организационное, мотивационное и информационное сопровождение всех инновационных изменений в деятельности современного педагога.

В условиях модернизации образования смысл и назначение методической деятельности заключается в осуществлении глубоких системных инноваций, задаваемых введением Федеральных государственных образовательных стандартов [5]. Следовательно, в этих условиях возрастает роль методической службы как фактора развития образовательной системы, поэтому актуальными становятся вопросы сопровождения образовательной практики, необходима мотивационная и методическая готовность педагогов к работе в условиях реализации ФГОС.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Правительством РФ 29.12.2014 № 2765-р [2], поставлена задача «Обеспечение непрерывности, персонификации и актуальности повышения квалификации педагогических работников: внедрение модели организации повышения квалификации, обеспечивающей непрерывность и адресный подход». Данная задача находит свое отражение в содержании деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Методический центр» (далее - МБОУ ДПО МЦ) по повышению профессиональной компетентности.

Методическое сопровождение, осуществляемое МБОУ ДПО МЦ в настоящее время, нацелено на поиск новых форм и обновление содержания работы с педагогами. При этом важным в этом вопросе представляется опора на компетентностный и личностно-ориентированный подходы.

Компетентностный подход делает акцент на необходимости развития способностей педагогов самостоятельно решать многообразные профессиональные проблемы, на расширении набора ключевых компетенций [3]. Личностно-ориентированный подход позволяет создать такую развивающую образовательную среду, в которой реализуется потенциал учителя в полном соответствии с его социальными и личностными запросами за счет разработки инвариантных и вариативных курсов, модульных образовательных программ, программ дистанционного обучения [3]. На эти важные положения мы опирались при решении стоящей перед нами задачи поиска эффективных форм работы с педагогами.

В МБОУ ДПО МЦ автором статьи курируется работа нескольких городских методических объединений (далее – ГМО): учителей начальных классов, педагогов-учителей-логопедов, педагогов специальных коррекционных классов.

В работе с курируемыми ГМО были поставлены следующие задачи:

  • изучать и прогнозировать образовательные потребности педагогов, отслеживать динамику их изменений в текущем и перспективном режиме, определять образовательные дефициты;
  • обеспечить ориентацию на удовлетворение групповых и индивидуальных образовательных запросов педагогов;
  • повышать мотивацию педагогов к созданию собственной траектории непрерывного профессионального развития;
  • формировать целостную систему знаний в конкретной профессиональной области и умений реализации полученных знаний в практической деятельности;
  • усилить практико-ориентированный характер получаемых педагогом знаний и компетенций.

Для определения образовательных дефицитов педагогов регулярно проводится анкетирование по выявлению персонифицированных запросов педагогов по повышению квалификации и организации методической работы. Так, анкетирование учителей начальных классов показывает, что педагоги ориентированы не столько на предметные знания в рамках методики преподавания, сколько на знания и умения метапредметного характера, которые в настоящее время востребованы и составляют содержание профессиональной деятельности современного педагога и в полной мере соответствуют содержанию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО). Обнаруживается потребность в овладении методами и формами обучения, включающими их в самостоятельную творческую деятельность, ориентация на интерактивные форматы работы.

Для удовлетворения групповых и индивидуальных образовательных запросов педагогов в работу ГМО были включены разнообразные организационные формы методической работы:

  • индивидуальные, предназначенные для отдельных педагогических работников (наставничество, индивидуальные консультации методиста в режиме онлайн, индивидуальный маршрут самообразования, дистанционные конференции на платформе Zoom);
  • групповые, осуществляемые с педагогами из различных образовательных организаций (работа творческих и проблемных групп по направлениям деятельности, выездные семинары-практикумы, обновленные курсы повышения квалификации, мастер-классы, городской методический день с элементами баркемпа, фестиваль открытых уроков, научно-практическая конференция, групповые тематические консультации, выпуск методических рекомендаций, сборников публикаций, буклетов и др.);
  • коллективные, предназначенные для педагогических коллективов отдельных организаций; как правило, темы таких занятий определяются по запросам (методические семинары с использованием ресурса сетевого взаимодействия, коллективная супервизия педагогического опыта, организационно-деятельностные игры, тренинги профессионального развития или профилактики эмоционального выгорания и др.) [4].

Кратко остановимся на характеристике используемых форм работы, которые показали свою эффективность.

Работа творческих и проблемных групп.

В течение ряда лет в ГМО учителей начальных классов существовали в разное время от 11 до 13 групп, причем они работали по параллелям (учителя 1-х классов, учителя 2-х классов и т.д.). Средний процент вовлеченности педагогов в работу групп за истекший период составил 62-64%. С учетом новой образовательной ситуации состав групп был «перемешан», и оставлены для работы лишь 4 группы (две творческие и две проблемные): «ФГОС НОО: диагностика и мониторинг», «Одарённые дети: олимпиада от А до Я», «Событийные форматы работы с младшими школьниками», «Метапредметная олимпиада: первые шаги». Итоги работы показывают, что процент вовлеченности педагогов в работу групп возрос (до 83%).

Несомненными результатами деятельности данных групп в настоящее время являются: организация интересных мастер-классов по темам, высокие результаты учителей и учащихся на областных и городских конференциях, образовательных событиях, обновленное содержание олимпиад и комплексных (интегрированных) работ. В ходе подготовки различных мероприятий педагоги овладели рядом важных профессиональных компетенций, впоследствии могли применить их не только в работе групп, но и в самостоятельной деятельности.

Выездные семинары-практикумы.

Интересным оказался опыт участия педагогов начальной школы и некоторых психологов г. Сарова в межрайонных семинарах-практикумах «Реализация программы НОО в условиях ФГОС» в с. Большое Болдино, «Возможности надпредметного курса «Мир деятельности» в формировании УУД обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО» в с. Дивеево. Учителя г. Сарова открыли для своих коллег новые аспекты работы в начальной школе с учетом нововведений: на семинарах учились решать практические ситуации, вместе составляли комплексные работы на основе смыслового чтения.

Было уделено внимание игровым технологиям, обсуждению проблемных вопросов методики начального образования. Ресурсный тренинг, проведенный психологами, позволил активизировать положительные моменты в работе. Саровские педагоги смогли посмотреть оформление кабинетов начальных классов, их дидактическое оснащение. Учителя Сарова, поделившись своим опытом работы по реализации ФГОС НОО, получили обратную связь от коллег, которая во многом позволила по-другому посмотреть на собственную работу.

Обновленные курсы повышения квалификации.

В течение пяти последних лет курсы повышения квалификации для учителей начальных классов «Теория и методика обучения детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО» на базе МБОУ ДПО МЦ работают в обновленном формате. Идея, которая была положена в основу обновления содержания курсов повышения квалификации, – это введение метапредметного характера курсов, и предложение курсов разной длительности (от 8 до 72 часов, возможно – накопительного характера). Также были введены элементы дистанционного обучения (дистанционные модули или задания в структуре очных курсов, онлайн-конференции на платформе Zoom). Элементы дистанционного обучения внедрялись через включение пользователей в активный профессиональный диалог на основе использования блогов, wiki-сред, социальных сетей, «облачных» сервисов.

Усилен практико-ориентированный характер курсов: теперь 65% учебного времени включает практика. Расширен арсенал практических умений и навыков, которые педагоги пополняют за счет проработки следующих тем, видов работ: технология разработки дополнительных общеобразовательных программ, решение педагогических ситуаций, разработка типовых заданий для диагностики и формирования УУД, просмотр и анализ открытых уроков, формирование умений работы с различными программами для интерактивной доски, разработка собственного электронного образовательного ресурса (далее - ЭОР), работа с электронными формами для автоматизации результатов диагностики.

Персонифицированное повышение квалификации (как форма курсовой подготовки) дает право педагогу повысить свою квалификацию в той области, в которой им самим осознаются дефициты, поэтому становится чрезвычайно важным осознанный заказ педагога на повышение квалификации. В связи с этим обеспечивается открытый доступ учителей к рабочим программам учебных курсов; изменены формы и процедуры итоговой аттестации слушателей курсов, которые проводятся с участием представителей работодателя или профессионального сообщества.

Обратная связь педагогов по итогам освоения программы курсов демонстрирует положительные отзывы, особенно в части получения практико-ориентированных навыков работы. Усилилась мотивация педагогов к прохождению очных курсов именно на базе МБОУ ДПО МЦ, а не дистанционно, что показывает хорошее содержательное наполнение программы курсовой подготовки методического центра. В 2015 году обучено 16 педагогов, в 2016 году – 22 педагога, в 2017 году – 24 педагога, в 2018 году – 19 педагогов, в 2019 году – 23 педагога.

Особый отклик учителей вызывают мастер-классы и семинары-практикумы, которые проводят их коллеги: «Проектирование, анализ и самоанализ урока различной целевой направленности с использованием возможностей деятельностного метода», «Интерактивные форматы образовательного события в начальной школе», «Реализация технологии деятельностного метода на уроках различных типов», «Разработка диагностических инструментов и критериев оценки практических работ», «Формирование и оценка метапредметных результатов через образовательное событие», «Информационный продукт псевдопроекта в начальной школе», «Формирование метапредметных УУД младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО».

Основная цель такой работы - формирование у педагогов практических умений и навыков по овладению методом проектов, по организации исследовательской деятельности учащихся, по проведению образовательных событий. Разработчики мастер-классов и семинаров – учителя высшей категории отдельных школ города - умело применяют данные технологии в своей педагогической деятельности (на уроках и во внеурочной деятельности), опыт их работы по этой теме обобщался на Всероссийском уровне. Все проведенные мастер-классы сопровождались мультимедийными презентациями, а педагоги сами выступали в роли учащихся и становились участниками проектов.

Городской методический день с элементами баркемпа.

Проводится ежегодно в рамках городского методического дня в осенние каникулы. В 1-ой части мероприятия участники распределились для работы по нескольким группам («Общая структура учебной деятельности и дидактическая система деятельностного метода», «Формирование метапредметных УУД младших школьников в условиях введения ФГОС», «Возможности работы с образовательным событием в формате проекта в начальной школе», «Использование Интернет-ресурсов в образовательных целях в начальной школе», «Оценивание предметных результатов в соответствии с уровнями ФГОС НОО»), ведущими которых стали их коллеги. После перерыва прошла 2-я часть мероприятия - ресурсный тренинг по профилактике эмоционального выгорания, который провели педагоги-психологи школ города в тех же группах, которые определились в первой части работы. Данное мероприятие стало одной из результативных форм методической работы, педагоги высказались за дальнейшее проведение таких занятий, особенно в части психологического тренинга.

Фестиваль открытых уроков.

Ежегодно учителями проводятся открытые уроки, которые могут посещать как слушатели курсов повышения квалификации и молодые специалисты, так и все желающие. Был проведены открытые уроки по следующим темам: «Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени», «Изменение глаголов по временам», «Чему и как учили при Петре I», «Как Русь начиналась», «Технология изготовления поделки из бросового материала», «Арифметические действия над числами», «Задачи на движение» (в форме образовательного события), «Звери-млекопитающие», «Почему радуга разноцветная?».

Проведенные уроки в полном объеме отвечали требованиям ФГОС НОО, были нацелены на формирование УУД с использованием предметного содержания уроков. Особого внимания заслуживает работа по активизации мотивации учащихся, работа над умением формулировать цель деятельности и урока. В ходе уроков педагогами были использованы ЭОР, работа с документ-камерой и интерактивной доской. Учителя продемонстрировали умение достигать планируемый образовательный результат на неоднородных по возможностям классах, умело используя для этого личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.

Методические семинары с использованием ресурса сетевого взаимодействия.

Е.В. Василевская подчеркивает огромное значение сетевой организации методической работы на муниципальном уровне [1]. МБОУ ДПО МЦ налажено взаимодействие с одним из издательств учебной литературы, которое регулярно проводит методические семинары для педагогов («Система учебников «Начальная школа ХХI века» как учебно-методический ресурс достижения требований ФГОС НОО», «Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе», «Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников - важнейшее средство повышения эффективности обучения соответствующих требованиям ФГОС»). Несмотря на то, что учебно-методический комплекс корпорации «Российский учебник» реализуется только в двух школах г. Сарова, содержание семинара стало интересным и для педагогов других школ. В ходе семинаров учителя рассмотрели особенности диагностики и формирования УУД с использованием ресурса УМК, познакомились с литературой издательства. Особый интерес вызвала информация о проведении коррекционной работы с использованием специальных тетрадей. По итогам семинаров слушатели получили сертификаты участия. Данное сотрудничество будет продолжено.

Интересной формой работы стал проведенный в рамках городского методического дня компетентностный квест.

Он стал нестандартной формой работы для педагогов, поскольку предоставил учителям возможность побывать в роли учащихся, реализуя в ходе мероприятия собственный профессиональный и личностный потенциал. Квест представлял собой выполнение педагогами, объединенными в группу «1 школа - 1 команда», определенных заданий: логических задач, педагогических и коммуникативных ситуаций (оценка или выход), метапредметных и предметных заданий. В ходе движения по этапам квеста педагоги овладевали новыми и раскрывали сформированные компетенции. Соревновательный момент играл вспомогательную роль - переживание чувства долга и ответственности за свою школу. Целесообразность использования квеста в работе с учителями состояла в том, что для внедрения такой формы работы с учащимися необходимо прожить её самому, погрузиться в неё. Поэтому в будущем учителя, попробовав данную форму, смогут реализовывать её с учащимися.

Научно-практические конференции.

Конференция является результативной формой представления и обобщения опыта педагогов, особенно организованная с привлечением ресурса сетевого взаимодействия. Для специалистов сопровождения (учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов) в феврале 2020 года была проведена научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». На ней были рассмотрены актуальные вопросы внедрения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также вопрос об использование ресурса психолого-педагогического консилиума в условиях сопровождения обучающихся с трудностями усвоения программы. Специалисты детских садов и школ города познакомились с опытом работы членов ТПМПК г. Саров по данному вопросу. По итогам конференции были запланированы и проведены практико-ориентированные семинары на различных площадках.

В октябре 2019 года МБОУ ДПО МЦ совместно с кафедрой начального образования ГБОУ ДПО НИРО был проведена региональная научно-практическая конференция «Возможности образовательного события в формировании информационной грамотности младших школьников». Наибольший интерес участников конференции вызвало обсуждение затруднений педагогов начальных классов, которые они испытывали в ходе проведения образовательных событий. Давая обратную связь, участники отмечали, что содержание семинара позволит им в дальнейшем сконструировать собственную модель интеграции урочной и внеурочной деятельности на основе обобщения представленного опыта работы.

Анализируя результаты апробации представленных форм методической работы, можно отметить положительные моменты. Процент вовлеченности педагогов в работу творческих и проблемных групп год от года растет (вовлекается все большее число учителей начальных классов в обсуждение актуальных методических тем и проблемных вопросов). За 5 лет наметилась тенденция к доминированию муниципального и школьного уровней обобщения педагогического опыта. Выстроен мониторинг УУД, соблюдется традиционный событийный ряд начальной школы, большинство учителей методически грамотно реализуют образовательные события, овладели проектными и исследовательскими технологиями.

Ежегодно наиболее активные педагоги участвуют в конкурсах различного уровня, что говорит об их стремлении продемонстрировать профессиональное мастерство.

Таким образом, представленные выше формы методической работы показали свою эффективность и могут быть использованы в практике работы школьных и муниципальных методических служб. Апробация данных форм в дальнейшем может способствовать расширению возможностей для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и других работников в соответствии с потребностями развивающейся системы образования, а также реализации дифференцированного подхода к работе с педагогами в соответствии с их информационными и профессиональными потребностями.

Список литературы

  1. Василевская Е.В. О создании сетевой организации методической работы на муниципальном уровне // Методист. - 2004. - № 5.
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная Правительством РФ 29.12.2014 № 2765-р.
  3. Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи до образовательного проекта: сборник статей и научных материалов / Под ред. Г.А. Игнатьевой. – Н. Новгород, 2007.
  4. Олиференко Т.И. Содержание и организация методической работы в профессиональном учебном заведении. - М.: Сфера, 1994.
  5. Терентьева С.Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования // Вестник образования. - 2011. - № 11.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.