|
РАЗРАБОТКИ
|
Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализацииДагбаева С.М., Характерной чертой последних десятилетий является не столько появление новых профессий , сколько изменение «границ» старых, связанное с новыми видами деятельности, новыми технологиями и методами работы, новыми требованиями к результатам и оценке эффективности. Профессия педагога сегодня расширяет свои границы и уходит в целом в гуманитарную сферу, и потому стандарты , по мнению разработчиков, могут на долгие годы определять успех и эффективность не только системы образования, но всей жизни общества . Актуальность появления профстандарта педагога очевидна, поскольку продолжающаяся модернизация общего образования требует от современной образовательной организации высокого качества образования. Для реализации этой задачи школа , дошкольное учреждение должны обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров. Эта задача становится исключительно актуальной . Анализ образовательных результатов, прежде всего, итоговой государственной аттестации выпускников основного и среднего общего образования, за последние годы подтверждает и обостряет проблему кадрового потенциала системы образования. Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Минтруда РФ от 18.10. 2013 г. N 544н , сроки его введения в штатном режиме определены на 1 января 2017 года. Исходя из этого возникает необходимость целенаправленной подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профстандарта педагога. Утвержденный стандарт – сложный регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагога, определения его должностных обязанностей, аттестации, оплаты труда. Профстандарт – инструмент реализации стратегии образования, повышения качества образования, также является базой для оценки квалификации и труда педагога, на основе его – могут создаваться трудовые договоры. В первую очередь требования профстандарта коснутся педагогов в ходе аттестации на соответствие занимаемой должности , а это массовая процедура. В настоящее время мы имеем профессиональные стандарты , касающиеся педагога дошкольного образования (воспитатель), педагога начальной школы, педагога основной школы, педагога старшей школы. В ближайшей перспективе будет утвержден профстандарт педагога дополнительного образования и педагога системы профессионального образования. Планируется разработка и утверждение профстандартов по следующим специальностям: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог) в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида. Цель применения профстандарта заключается в определении необходимой квалификации педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка; обеспечении необходимой подготовки педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечении необходимой осведомленности педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействии вовлечения педагогов в решение задачи повышения качества образования. Профстандарт предусматривает наличие новых компетенций педагога таких как:
Профстандарт должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов общего образования. Следует отметить новые характеристики деятельности профессионала-педагога, к ним относятся:
В профстандарте требования к профессиональным компетенциям выделены по трем общепедагогическим функциям : обучение , воспитание , развитие ,- они исключительно высокие , например, в обучении: владение формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков; умение объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля, владение ИКТ-компетенциями и др.. В воспитании педагог должен уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися; уметь проектировать и создавать ситуации и события; уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. Педагог должен владеть личностными качествами и компетенциями, необходимыми для формирования и развития метапредметных и личностных компетенций обучающихся . В настоящее время в Российской Федерации ведется работа по подготовке к переходу на профстандарты. Профессиональный стандарт педагога (учитель, воспитатель) до утверждения прошел широкое общественное обсуждение. В 21 субъекте Российской Федерации , в том числе в Забайкальском крае, созданы площадки по апробации профстандарта. В регионах разработаны стартовые региональные модели, проекты, сформированы региональные команды и специализация регионов. В Забайкальском крае региональной стажировочной площадкой определен Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы и утверждены 14 образовательных организаций в статусе базовых опорных площадок по апробации региональной модели внедрения профстандарта. Профессиональный стандарт педагога (учитель, воспитатель) вошел в Комплексную программу повышения профессионального уровня педагога, которая утверждена Правительством РФ 28.05.2014 года за № 3241-П8. Комплексная программа состоит из четырех подпрограмм:
В рамках настоящей программы проектируется построение взаимосвязанных изменений оценки и оплаты труда педагогических работников (эффективный контракт), процедур сертификации квалификаций, аттестации на базе профстандарта, изменения системы педагогического образования, подготовки и ПК, которая включает овладение ими современными образовательными технологиями обучения и воспитания, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, а также повышения статуса и престижа педагогической профессии . Тем самым предполагается подойти к решению проблемы подготовки и повышения профессионального уровня педагогов комплексно. Для реализации Комплексной программы в целях подготовки и внедрения профессионального стандарта педагога актуальным является формирование пакета нормативно-правовых документов регионального , муниципального уровней и уровня образовательной организации. Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края подписан приказ № 579 от 27 июня 2014 года «О разработке Плана мероприятий («дорожная карта») по реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Забайкальского края» Мероприятия подпрограммы 1 направлены на обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" ; организацию переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога; формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагога. Более подробно остановимся на подпрограмме 2. Целью подпрограммы №2 является обеспечение подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Для решения данной цели в подпрограмме выделены следующие задачи:
На федеральном уровне утвержден комплекс мероприятий по модернизации педагогического образования, в рамках которых предусмотрены следующие меры:
На федеральном уровне в 2016 году планируется разработать и утвердить отраслевую рамку квалификаций (4 или 5 уровней), изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся, в первую очередь, экзаменов, аттестации, должностных обязанностей, разработать методические рекомендации и примерные документы на уровне образовательной организации (примерный трудовой договор и т.п.) На региональном уровне создается и апробируется региональная модель применения профстандарта , в которой определено взаимодействие основных участников: органы власти регионального и муниципального уровней, учреждения профессионального образования педагогической направленности, учреждения дополнительного профессионального образования работников образования, образовательные организации, общественные организации. На уровне организаций среднего и высшего (педагогического) образования предстоит создать и апробировать новые модели экзаменов и новые модели подготовки педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Министерство просвещения выделило 19 основных проблем российской системы образования Вячеслав Володин: в сельских школах не хватает 30% учителей Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей Популярные разработки
Тренировочный вариант ОГЭ по информатике №13. Задания с 1 по 10 (Повышенный уровень сложности) Презентация по рассказу Снегирёва Г.Я. "Как птицы и звери к зиме готовятся" Презентация для детского сада "Сифонофоры" Презентация для детского сада "Мшанки" Презентация к уроку по теме "Увеличить на ... Уменьшить на ... "
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Лучшие статьи
Как научить ребенка быть чутким к учителям Учитель – это путь длиною в жизнь: опыт, признание и вера в учеников Сценарий концерта, посвященный Международному женскому дню Сценарий классного часа, посвящённый Дню Победы «Этот праздник со слезами на глазах» Родителям
Статья для родителей "Когда папа рядом" Дополнительные способы стимуляции речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья Как правильно подготовить первоклассника к школе Благодарность учителям от родителей на выпускном вечере или последнем звонке День народного единства
День народного единства (4 ноября) - сценарии, классные часы и презентации к празднику |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены 