РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Дифференцированный и индивидуальный подходы как технология обучения

обучение

Дифференциация обучения рассматривается как организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально - типологические особенности личности (способности общие и специальные), уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы, характеризуется созданием групп учащихся, в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы различаются. Суть дифференциации состоит не в разделении учащихся, а в объединении и своевременной оказанию студенту дифференцированной помощи.

Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя.

Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам) на стабильные группы, в которых и содержание образования и методы обучения, и организационные формы различаются.

Внешняя дифференциация по общим способностям учащихся представляет собой: коррекционно - развивающие группы, общеобразовательные. Внешняя дифференциация по интересам учащихся - это: группы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные группы, а также выбор учащимися ряда учебных предметов при обязательном наборе базовых.

Внутренняя (внутриклассная) дифференциация учитывает индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения в группе. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной задачи.

В дифференциации по типу “внутригрупповой” выделяются следующие виды: дифференциация по способностям, дозирование помощи преподавателя, уровневая дифференциация, дифференциация по интересам проектируемой профессии.

Внутренняя дифференциация существует обычно в форме индивидуального подхода к учащимся, когда учитываются их психофизиологические особенности - память, мышление, темперамент и т.д.

Уровневая дифференциация.

Ориентация на личность учащихся требует, чтобы дифференциация обучения учитывала потребность всех учащихся. Обучаясь в одной группе по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим уровнем при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Дифференциация по проектируемой профессии представлена в форме групп ориентированных на определенные профессии. Расширение учебной программы происходит за счет более глубокого изучения уже включенных в программу тем, рассмотрения большего числа сторон явления, его связей, зависимостей. Добавляется материал, отобранный на основании интересов учащихся.

Что касается специфики методов обучения и организационных форм, то в группах с профильным обучением увеличивается удельный вес проблемных методов, учащиеся выполняют большое количество самостоятельных творческих работ (микроисследования, рефераты, доклады, модели и т.д.).

Среди организационных форм в этих группах увеличивается объем групповых, индивидуальных форм работы, чаще проводятся лекции, уроки - дискуссии, семинарские и практические занятия.

Эффективность состоит в том, что преподаватель не просто наблюдает за работой учащихся, а работает в это время с отдельными студентами индивидуально. Учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с преподавателем, индивидуально, самостоятельно под руководством преподавателя. Время обучения максимально используется для самостоятельной работы при условии, что для каждого говорящего обеспечен слушающий аппарат (работа в статистических, динамических, вариационных парах, работа в малых группах).

Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы. Умение самостоятельно работать - это то, чему должен учащийся научиться в СПО. Скорость выполнения заданий для самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть возникающее в процессе обучения неравенство, даются дифференцированные задания.

В связи с дифференциацией и индивидуализацией приходится перестроить технологию урока. Нужно определить оптимальный темп работы, так как все группы учащихся работают по своему плану. Учащиеся одной группы большую часть времени работают самостоятельно, получая творческие и проблемные задания. Другая группа, выполняя самостоятельные задания, работает чаще по образцам, им необходим более детальный рассказ. С третьей группой преподаватель должен в основном работать сам: рассказать, опросить, проверить, помочь, показать абсолютно каждому студенту.

В технологии дифференцированного обучения есть много тонкостей: это и своеобразная методика самостоятельной работы, работа в парах, учет индивидуальных особенностей, график самоучета, временной анализ урока, конструирование урока, обратная связь, организация контроля на разных уровнях.

Главным достоинством заданий с дифференцированной помощью является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню. На каждом предмете имеются свои возможности подготовки многоуровневых заданий.

Читайте также:

Лабодина Светлана Викторовна 18.04.2018 1486 0 Фото: pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика