РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Поэзия педагогики

В педагогике есть своя особая поэзия и она заключена в языке общения, языке науки. Одна из особенностей развития поэтического языка, дара состоит в развитии фантазии. Именно эта сторона мышления приводит нас к нестандартным решениям, открытиям. Фантазия открывает нам дверцу в духовный мир человека. Посмотрите, что читает человек и вы поймете о чем он думает, что переживает. Духовный мир поэзии неотделим от личности ученика.

Каждый день мы идем на работу и нас ждут обычные дела – уроки, общение с коллегами, с родителями. Мы говорим на одном языке (за исключением уроков иностранного языка, где сам предмет обязывает говорить) – это бытовой язык и школа, где мы работаем с вами средняя и успехи наших учеников оцениваются по среднему баллу ЕГЭ. Такая усредненность приводит к тому, что мы не можем совершить открытий, найти нестандартное решение задачи ( хотя может быть открытия кто-то и совершит, но это будет не благодаря системе, а вопреки), в этом мире везде расставлены значения, знаем сколько необходимо набрать, чтобы поступить в ВУЗ, в баллах ЕГЭ оцениваем свои успехи. Все это приводит к тому, что духовная жизнь школы прекращается, но кому в наш рациональный век («ratio» - ум) понадобится поэзия, кому интересны описания чувств.

О поэзии лучше всего говорить на литературе, где проходят соответствующие темы и здесь возникают трудности понимания, ведь поэзия – это язык, который в отличии от уравнений математики описывает всю Вселенную, включая самого человека.

В физике пытаются построить «теорию всего», такую Единую Теорию Поля, которая бы описывала все физические взаимодействия, а в культуре – это существует в виде поэзии. Поэзия – это Метаязык, который выражает все ваши чувства, сегодняшнюю погоду то, что было в прошлом и то, что будет в будущем. Она может воспарить над действительность и перенести в другой идеальный, духовный мир, который, к сожалению, открыт не для всех и чтобы его найти об этом необходимо думать, переживать. Поэзия существует всегда, как обратная сторона сегодняшнего, реального мира, над ней не властно время. Как найти поэзию сегодняшнего дня, как найти поэзию в современной школе?

Скажите Вы когда-нибудь слышали, что в школе говорят о чудесах? О превращениях? Уверенно могу сказать, что ничего подобного в школьном курсе нет. На физике, на химии говорят о законах сохранения, точной количественной мере. Чудеса может быть остались в литературе, может быть истории… Но чудеса существуют, если речь идет о фантазии человека. Для нас это чаще всего связано с выдумкой, ложью и в рамках рациональной школы такой ученик должен быть наказан. Мы убиваем всякую фантазию на корню, не даем ей возможность проявиться…

Что нужно сделать чтобы фантазия заработала? Необходима нестандартная ситуация. Например, на уроке физики необходимо написать сказку из жизни атомов. Технология сказки: из всего невероятного количества атомов, а они все одинаковые, как молочные братья, необходимо выделить одного главного героя, описать его приключения. Здесь удивительным образом работает переход, мостик из микромира в мир людей. Атомы начинают говорить, мы можем почувствовать боль упругих соударений, старение атомов, распад… Именно здесь рождается – фантазия, ибо она всегда складывается из обычного и необычного (чуда). Она переливается всеми красками, увлекает человека, усиливает и подпитывает интерес.

Приведу пример, в 1908 году К. С. Станиславский поставил спектакль «Синяя птица» по сказке-фантазии Мориса Метерлинка. Он родом из города Гент, лауреат Нобелевской премии 1911 года. Это самый играемый спектакль, на разных сценах он идет более 100 лет. Слова из песенки – «Мы длинной вереницей идем за синей птицей…» Почему такой успех стал возможен? По словам критиков на этом спектакле происходит «чудо освобождения душ из плена…» Из какого плена – плена обыденности, предметы вещи начинают говорить, но может это волшебная сила искусства (феномен), а как же быть в реальной школе?

Учить, пробовать, просить написать четверостишия по заданным рифмам, у одних это получится, другим необходимо потрудиться больше, но осознание того, что у тебя получилось дает желание писать, разобраться, как вырастают стихи, читать поэзию и это самый верный путь полюбить ее. Пусть не все станут поэтами, но умение излагать ярко и кратко свою мысль послужит своему автору.

Учить стихи наизусть, этот способ дает возможность не только обогатить свой язык, но и развивает мышление. Известен случай, когда Давид Гильберт один из крупнейших математиков начала двадцатого века сказал о своем ученике – «Он стал поэтом – для математика у него не хватило фантазии».

Как видите мышление поэта сравнимо с мышлением математиков, хотя в любом случае поэт решает самую общую задачу, задачу человеческого существования и назначения. С кем можно его сравнить? Приведу слова А. С. Пушкина «Домик в Коломне»:

Тут каждый слог заметен и в чести,
Тут каждый стих глядит себе героем,
А стихотворец… с кем же равен он?
Он Тамерлан иль сам Наполеон.

Поэт изменяет мир, чаще всего он создает свои новые миры и это расширяет Вселенную его поисков. Но давайте вернемся к школе и перенесемся в старшие классы, здесь уставшие ученики, перегруженные домашними заданиями, плохо говорят на языке поэзии, с трудом учатся программные стихотворения, но и здесь можно найти путь к сердцу ученика.

Скажите, как вы отнесетесь к классному руководителю, который пишет стихотворные послания своим ученикам, поздравляет с днем рождения в стихах, может быть старомодно, но это порождает новые привычки… Ни один молодой человек не может обойтись без слов, слов, адресованных родителям, друзьям, любимой девушке, вот здесь на помощь приходит поэзия. Поэзия – это способность чувствовать другого человека, сопереживать ему, корить за плохие поступки и прощать. Это то, самое важное преобразование, которое происходит в душе человека, человек должен в этом случае – открывать счастье. Счастье учеников вот высший смысл всей педагогики. Это то редкое состояние, где поэзия и педагогика пересекаются и создают нравственного человека в цифровую эпоху.

Можно сколь угодно долго проводить дискуссию – нужна поэзия в цифровом мире или нет? Мы заранее знаем ответ нужна, поскольку поэзия – это мерило развитости души человека и потому, что он читает можно заглянуть в его душу, понять, о чем он думает и что творит, а если не читает то, он пусть не станет циником…

В заключении мне хотелось бы привести примеры «педагогической» поэзии:

Пусть настроение меняется с погодой,
Оно веселое, когда наступит ясный день
И это продиктовано природой от
Прошлых неудач останется лишь тень.
И все же наши неудачи они живут и
Пребывают в нас, и я не знаю случая такого,
Что лень захочет вдруг трудиться и выдаст
Действенный приказ.
Продолжи трудный путь познания,
Пройди цепочку неудач, преград,
Лишь только, совершенствуя сознание,
Ты станешь подлинно богат!

Только духовно богатый человек в новом веке сможет сохранить абсолютные нравственные качества человека честность, служение идеалам, любовь к близким.

Наша жизнь – архитектура,
Где мы строим для людей.
Жизни прочная фактура,
Прав лишь тот, кто был мудрей.
И при этом испытании Вам
Лишь следует понять, что
Во всем важны лишь знания
И желание созидать.
Этим творческим началом
Овладеешь ты сполна, ведь
Для этого лишь школа
Человеку так нужна.

Человеком движет желание созидать, делать добрые дела и все это начинается со школы.

Имя «Ира» значит мир,
Мир один необозримый,
Внешний мир, лежащий в ночи
И духовный мир – един,
Человек, весьма непрочен.
Лишь духовное начало
Побеждает беды все.
Мир он держится на слове,
Красоте и доброте.
Будь всегда на высоте!

Эти стихи написаны перед сдачей ЕГЭ для красивых молодых людей, которые должны быть счастливы!

Сергей Николаевич Лиходеев,
учитель средней школы при Посольстве РФ в Бельгии, г. Брюссель

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены