РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры

На сегодняшний день самая большая опасность, которая может нас настигнуть - это не развал экономики и даже не изменение в политической системе, а разрушение личности.

Материальные ценности доминируют над духовными у детей складывается искаженное, неправильное представление о доброте, о милосердии, заботе о близких. Уровень детской преступности не перестает возрастать, и это связано, прежде всего, агрессией и жестокостью, которая вызвана обществом. Дети отличаются от взрослых своей наивностью, эмоциональностью, духовной незрелостью. Не исчезает проблема разрушения института семье. У детей формируются анти родительские и анти семейные ценности. Данная ситуация еще раз доказывает, что работа по духовно-нравственному воспитанию детей необходима и актуальна.

Духовно - нравственное воспитание в нашем понимании - это базовая характеристика личности, проблема обретения ею смысла жизни. Но ее решение осложняется недостаточностью теоретической разработки и, самое главное понимание сути «духовности» и «нравственности».

Духовность, как отмечает Петракова Т.И., описывается как проявление «человеческого в человеке» [9]. Духовность выражается в том, что она облагораживает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией это все относится к высшему дару души человека, что присутствует изначально в нем.

В некоторых работах исследователей выделяются такие особенности духовности, как ее отношение к субъективному миру человека, идеальность. Духовность понимается как высокое, высшее, конечное к чему стремится человек. Она является предметом человеческих стремлений, сосредоточение его души, стремление к отобранным целям. Научное понимание духовности связано с направленностью человека к: общечеловеческим ценностям и духовной культуре как ориентирам самореализации; выбору духовности как определенного способа существования индивида; высшим ценностным основам конструирования личности; сознательной устремленности к совершенству в процессе культурного развития, в накоплении и реализации духовного опыта; высшей степени нравственного воспитания, пронизывающей весь воспитательный процесс.

Из выше перечисленных показателей можно сделать вывод, что духовность понимается как объединенная характеристика личности, основа которой является духовные ценности, взаимодействие с окружающим миром и самим собой. Так же духовность можно понимать как готовность и способность к саморазвитию и самосовершенствованию в ходе взаимодействия с материальной и духовной культурой общества.

Особенность народной культуры заключается в том, что она имеет такие функции как познавательную, культурную, развлекательную, развивающую и другие, которые выступают главными компонентами в формирование личности.

Особое значение имеет связь духовности и нравственности. В религиозном понимании эти два понятия неразделимы, так как, как отмечает Сушанский А.С.: «В христианстве нравственное чувство человека слилось в нераздельное с религиозным, вследствие чего и нравственное учение должно быть основано на религии» [5].

Духовно - нравственное развитие личности определяется Концепцией духовно-нравственного развития, и воспитания личности гражданина России в ней говорится, что духовно-нравственное воспитание рассматривается как педагогический организационный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, который имеет сложную иерархическую структуру [6]. Этими ценностями обладает многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, религиозные объединения. Патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество все это в концепции рассматривается как равноправные категории.

Петракова Т.И. воспринимает духовно - нравственное воспитание как итог организованного, целенаправленного внешнего и внутреннего воздействия педагога на духовную и нравственную сферу личности, которая является системой ее внутреннего мира. Исследователь считает, что объектом духовно - нравственного воспитания является сердце человека, его главная задача научение сердца любви. Чтобы у ребенка сложилось правильное представление и отношение с миром необходимо знать определенную систему ценностей, а именно это Бог, истина, добро, любовь и красота.

Проанализировав статью Юлдашева М.Б. «Духовно - нравственное воспитание школьников» рассматриваются такие актуальные вопросы, как духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения, т. к. в современных условиях развития общества это имеет огромное значение. Автор указывает на необходимость формирования в личности системы нравственных ценностей, моральных принципов, толерантности, уважению к окружающим, доброте, сочувствию. Так же автор отмечает, что школьники - наиболее уязвимая часть общества, которая требует наивысшего внимания со стороны родителей, педагогов, общества. Только воспитывая подрастающее поколение на положительных примерах, прививая духовно - нравственные ценности, можно воспитать полноценного гражданина, личность и человека [13].

Младший школьный возраст более чувствительный для гражданского воспитания, духовно - нравственного, эмоционально-ценностного развития и отсутствие всего этого сложно будет пополнить в дальнейшем. В детстве ребенок лучше запоминает и переживает все то, что он пережил и это отличается сильной психологической устойчивостью. Основной задачей начальной школы выступает задача формирование основ гражданского самосознания и ценностей, если эта задача не будет выполнена, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и недостаточного воспитания семьи может сложиться «путаная» идентичность и моральный релятивизм. Так же важно помнить, что процесс образование не направлен на развитие высокого уровня нравственной воспитанности. В человеке воспитанность это качество личности, которая выражается в поведении человека и его отношении к другим. Доказательство этому Ушинский К.Д. писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [12].

Условия для формирования духовно-нравственных качеств младших школьников выступает приобщение к истокам народной культуры. Вопросы народной культуры освещали в своих работах Некрасова М.А., Пухов А.В., Бахтин М. [8].

Обращение к опыту духовно - нравственного воспитания личности осуществляли многие отечественные и зарубежные педагоги, и психологи. Это Бердяев Н.А. [1], Выготский Л.С. [4], Ильин И.А. [7] и др.

Народная культура понимается как устойчивая разновидность культуры, в основе которой лежат стабильные, крайне медленно эволюционирующие нормы, ценности, принципы, предписания и модели группового поведения, определяющие все стороны жизнедеятельности конкретного сообщества людей [10]. Они освящены религиозной и мифологической символикой, имеют характер «святынь», бережно охраняют и воспроизводятся из поколения в поколение. Народная культура универсальна, и по содержанию традиционная культура доступна, проста, наглядна, понятна. Составляющими традиционной культуры выступают: легенды, мифы, обычаи, обряды, предания, фольклор, способы общения, формы повседневного быта, хозяйственная деятельность, воспитание детей [11].

Сухомлинский говорил, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем, отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [2]. Нравственным человеком можно считать только тогда, когда ведет себя нравственно в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля становятся его убеждения и взгляды. Такие качества должны соответствовать их привычкам поведения и стать частью нравственного воспитания. Источниками нравственности выступают традиции, светские заповеди, морали, в зависимости от культуры определяются нормы и правила поведения. Нравственное воспитание делится на несколько групп – это деятельность детей, природа, художественные средства и мир, где живет ребенок. Поэтому от выбора методов и форм обучения зависит успех к приобщению народной культуре [3].

Отличительная черта народных традиций является то, что они находятся в мире, где постоянно что-то изменяется, а они остаются неизменными веками и столетиями в результате этого они носят народную мудрость, нравственные ценности и опыт. Выполняют культурную, развлекательную, познавательную, развивающую функцию, они являются основой центром в духовно-нравственном воспитании младшего школьника. Изучение культуры всегда актуально, так как это относится к духовному миру ребенка, к настоящему и будущему.

В процессе обучения во внеурочной и внеклассовой работе происходит духовно - нравственное воспитание. Дети участвуют в разных играх, эстафетах, акциях, парадах. Для того чтобы сформировать разносторонне развитую личность необходимо проводить народные праздники, они используются в качестве сильного педагогического средства. Потому что тематика и содержание праздника имеют нравственную направленность, дети получают радость и веселье от происходящего.

Приобщение детей к народной культуре осуществляется на таких предметах как «основы религиозных культур и светской этики», литературном чтении, музыке, изобразительном искусстве, технологии.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятника, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитание душ, а не только передачей знаний», - говорит Лихачев Д.С. Что бы образы народного искусства оказали хоть какое-то влияние, несмотря на высокие художественные особенности все будет зависеть от умения педагоги и, конечно же, родителя, что бы они смогли пробудить интерес к народной культуре. В результате этого нужно много читать специальной литературы по истории, фольклору, культуру быта, лучше и подробнее различные виды народного творчества.

Таким образом, приобщение к истокам народной культуры положительно влияет на духовно - нравственное воспитание младших школьников.

Список литературы:

  1. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1994. - 480 с.
  2. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И.Божович // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.- 254с.
  3. Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре // Справочник старшего воспитателя. – 2011. - №4. – 29 – 35 с.
  4. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Педагогическая психология, 1991.
  5. Головушкина, М.В. Формирование основ духовно-нравственного воспитания / М.В. Головушкина // Известия высших учебных заведений. – 2012. - №2 (22). – 121-127 с.
  6. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Стандарты второго поколения // Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
  7. Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Почему мы верим в Россию: сочинения. – М., 2006. – 123 – 374 с.
  8. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М.А. Некрасова. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 343 с.
  9. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. – М.: ИМПЭТО, 1997. – 46 с.
  10. Сысоева, М.С. Основы духовного воспитания детей на народном фольклоре, народных традициях: учебно – метод. пособ. / М.С. Сысоева. – Екатеринбург: ИРРО, 2004. – 51 с.
  11. Тихонова, М.В. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом: учебно - метод. пособ. / М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова. - СПб.: Детство - Пресс, 2004. - 208 с.
  12. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические произведения. – М., 1968. – 304 - 325 с.
  13. Юлдашев, М.Б. Духовно нравственное воспитание школьников / М.Б. Юлдашев. – СПб.: Образовательный вестник, 2017.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.